именем Российской Федерации
14 июля 2015 года пгт.Карымское
Карымский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.П.,
при секретаре Галеудиновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Степановой <данные изъяты> к администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района <данные изъяты> (третьи лица ФГКУ «СКК «Читинский» МО РФ, санаторий «Дарасунский» филиала ФГКУ СКК «Читинский» МО РФ, 4-й территориальный отдел ФГУ «ВРУЖО» МО РФ, ФГУ «СибТУИО» МО РФ, филиал «Читинский» ОАО «Славянка») о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
Степанова <данные изъяты> обратилась в Карымский районный суд <данные изъяты> с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. В 1994 году Министерством обороны РФ по договору предоставлена во владение и пользование спорная квартира. Во внесудебном порядке спорную квартиру истец приватизировать не может, ввиду отсутствия ее собственника. В обоснование ссылается на ст.2 Закона РФ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991. На основании ст.11 Закона о приватизации, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Истцом ранее данное право не использовано. Просит признать право собственности на <данные изъяты>. В подтверждение доводов представлены документы об отсутствии сведений относительной спорной квартиры: о собственнике квартиры, о правах на нее как объект, принятии ее на баланс, что квартире относится к государственному и муниципальному имуществу.
В судебном заседании представитель истца <данные изъяты>, заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что истец извещена о судебном заседании, являться не желает. Также пояснил, что истец вселилсь в спорную квартиру как работник санатория, по решению жилищной комиссии военного санатория. Занимала должность не связанную с прохождением военной службы. Квартплату вносит за квартиру в ОАО Славянка. Договоров найма квартиры и ордеров вселения не сохранилось. Договора социального найма на спорную квартиру не заключался.
Извещенные надлежащим образом истец, ответчик администрация городского поселения «Курорт-Дарасун» муниципального района «<данные изъяты>, третьи лица ФГКУ «СКК «Читинский» МО РФ, санаторий «Дарасунский» филиала ФГКУ СКК «Читинский» МО РФ, ФГКУ «СибТУИО» МО РФ, филиал «Читинский» ОАО «Славянка», в судебное заседание не явились, представителей не направили. Ходатайств и заявлений от данных лиц не поступало.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требований ФКУ «УФО МО РФ по <данные изъяты> направило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Из представленных Возражений на требования следует, что управление к жилому фонду где расположена спорная квартира отношения не имеет (л.д.97,99).
Представитель 4-й территориальный отдел ФГУ «ВРУЖО» МО РФ Кудрявцев направил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.112).
Согласно ранее представленным Возражениям третьего лица ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ, иск не подлежит удовлетворению, так как истцом не представлена копия послужного списка подтверждающего службу в ВС РФ и документа на основании которых ему было представлено спорное жилое помещение. Не является обязанностью МО РФ обеспечение граждан жильем, не имеющих связи с МО РФ, у данных граждан отсутствует право на проживание в специализированном жилом фонде. В настоящее время единственным органом, уполномоченным на признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и обеспечение военнослужащих жилыми помещениями является МО РФ. Строго ограниченные полномочия предоставлены Департаменту жилищного обеспечения и его региональным структурам, в том числе ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ (л.д.37-38).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей.
Согласно ч. 2 ст. 30 ЖК РСФСР, утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
В силу ч. 1 ст. 6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местных Советов, находящийся в введении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в введении министерств, государственных комитетов и ведомств.
В соответствии со ст. 10 ЖК РСФСР граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.
Действовавшим в 1981 году Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, утвержденным Приказом Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", предусматривалось, что рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей (п. 7).
Рабочим и служащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, непосредственно связанным с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, предоставлялись служебные жилые помещения. На эти цели в домах Министерства обороны СССР выделялось 3% жилой площади (п. 10).
Распределение жилой площади между рабочими и служащими воинской части производилось по совместному решению командования (администрации) и местного комитета профсоюза. Списки распределения жилой площади по установленной форме с необходимыми документами направлялись через довольствующую КЭЧ района на утверждение начальнику гарнизона. Утвержденный список являлся основанием для оформления установленным порядком ордеров на заселение жилой площади (п. 22).
Таким образом, Приказом Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 285 не исключалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
При этом в силу положений ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры.
В силу ст. 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которым ему предоставлено это помещение.
На основании ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 104 ЖК РФ, служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, и в указанном Перечне значился военный городок N <данные изъяты>, расположенный в <данные изъяты>
Распоряжением Правительства РФ в указанный Перечень внесены изменения, названный военный городок N 17, исключен из Перечня закрытых военных городков Вооруженных сил РФ.
При рассмотрении дела судом установлены обстоятельства исходя из текста иска, пояснений представителя истца и третьих лиц, представленных в материалы дела сведений. На предложение суда истцом не были представлены доказательства в подтверждение оснований заявленных требований.
Степанова <данные изъяты> зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и проживает в спорной квартире (л.д.96, 87).
По сообщению 4-й территориального отдела ФГУ «ВРУЖО» МО РФ с истцом договор на занимаемое жилое помещение не заключался (л.д.112).
Истец состоит в трудовых отношениях с филиал «Санаторий «Дарасунский» ФГКУ «СКК «Читинский» МО РФ с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.75). Согласно пояснениям представителя истца и третьих лиц, в спорную квартиру истец вселился как работник санатория, занимая должность не связанную с прохождением военной службы. Квартплату вносит в ОАО Славянка. Договора социального найма на спорную квартиру не заключался.
Спорное жилое помещение не принадлежит администрации ГП «Курорт-Дарасунское», в муниципальной собственности не находится (л.д.12).
Согласно представленным ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ» документам, ГУ «Антипихинская КЭЧ района» на основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ переданы в ФГУ «Сибирское ТУИО» МО РФ жилые дома ДОС № 10,12-15 по адресу: <данные изъяты>. Представлены передаточный акт с приложением. Согласно выпискам из реестра федерального имущества, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №3020-1, Распоряжения Комитета по управлению гос.имуществом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №2175, передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ № владеет на праве оперативного управления жилыми домами, расположенными в <данные изъяты> Санаторий Дарасун военный городок №17. Из представленных Выписок из реестра федерального имущества и Перечня переданного имущества от 01.01.2000, следует единая информация об общей полезной площади переданных многоквартирных домов в Военном санатории (л.д.42-54).
Жилищный фонд военных городков передан на управление УК ОАО «Славянка», дом где расположена спорная квартира обслуживается данной управляющей компанией (л.д.7).
Указанные обстоятельства истцом не оспаривались.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, и права на приватизацию жилья.
Согласно ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из данной правовой нормы следует, что специализированное жилье, которое принадлежало государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают специальный статус в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.
Частью 2 ст. 92 ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV указанного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Из положений данных норм следует, что Жилищный кодекс Российской Федерации применяется только к тем правоотношениям, которые регулируют вопросы, связанные с предоставлением жилых помещений, находящихся в собственности государства и муниципальных образований.
Исходя из положений ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда (п. 15). При этом включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом общих и специальных требований, предъявляемых к специализированным жилым помещениям в зависимости от их вида (п. 12 Правил).
Определение вида жилищного фонда на момент предоставления гражданину жилого помещения является обстоятельством, имеющим значение для разрешения данной категории споров.
Проанализировав пояснения представителя истца и материалы дела, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение предоставлено истцу во временное пользование, в период трудовых отношений в Военном санатории МО РФ, что соответствует назначению служебных жилых помещений, установленных ст. 93 ЖК РФ, а также и ранее действовавшим положениям ст. 101 ЖК РСФСР. Спорная квартира была предоставлена истцу для временного проживания, как работнику Военного санатория. При этом, сведений о том, что данное жилое помещение было ранее предоставлено истцу на законных основаниях, до отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, в материалах дела не имеется.
Статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ не регулирует отношения по приватизации жилых помещений, осуществляемой на основании специального закона - Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П).
Согласно пункту 1 статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При этом в силу статьи 4 указанного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с положениями статьи 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
Как было установлено при рассмотрении дела, истец вселился в спорное жилое помещение в период, когда состоял в трудовых отношениях с МО РФ. Следовательно, спорная жилая площадь была предоставлена истцу как служебное жилое помещение по месту прохождения службы по договору найма служебного жилого помещения и является специализированным жильем, при добровольном вселении в которое истцу были известные сведения о правовом статусе этого жилья.
Учитывая, что на момент вселения в спорное жилое помещение оно было включено в реестр специализированного жилого фонда, истец не вправе приватизировать его, так как с учетом указанных обстоятельств, в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" занимаемое истцом жилое помещение не подлежит приватизации в силу того, что его статус определен как служебное жилое помещение.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 приватизация жилых помещений может быть осуществлена гражданами, имеющими право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
В силу ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Таким образом, объектом приватизации может быть жилое помещение, предоставленное гражданину на условиях договора социального найма.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Согласно договору социального найма жилого помещения наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение социального использования в государственном или муниципальном жилищном фонде (статья 672 ГК РФ и ст. 60 ЖК РФ).
В соответствии с требованиями закона, предоставление жилых помещений государственного и муниципального фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Каких-либо доказательств, подтверждающих принятие истца в установленном законом порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления, его нахождения на данном учете по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, суду представлено не было, поэтому необходимые правовые предпосылки для возникновения права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма отсутствуют.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным малоимущими органом местного самоуправления в порядке, установлено законом субъекта Российской Федерации, а также гражданам, не являющимся малоимущими, но признанными в установленном порядке нуждающимися в жилье.
Суду доказательств, что истец признан малоимущим, состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения, состоял и до настоящего времени состоит, истцом не представлено, судом при рассмотрении дела таких обстоятельств не установлено.
Сведений об исключении жилого помещения из категории специализированного (служебного) жилищного фонда, переводе в фонд социального использования суду не представлено, таких обстоятельств судом при рассмотрении дела не установлено. Поскольку факт возникновения права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма не установлен, то правовые основания для признания за истцом права собственности на квартиру в порядке приватизации отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Степановой <данные изъяты> к администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района <данные изъяты> (третьи лица ФГКУ «СКК «Читинский» МО РФ, санаторий «Дарасунский» филиала ФГКУ СКК «Читинский» МО РФ, 4-й территориальный отдел ФГУ «ВРУЖО» МО РФ, ФГУ «СибТУИО» МО РФ, филиал «Читинский» ОАО «Славянка») о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Карымский районный суд <адрес>.
Судья: Т.П. Никитина
Копия верна: судья Т.П. Никитина