Решение по делу № 2-18/2017 (2-5730/2016;) ~ М-7699/2016 от 19.12.2016

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ДД.ММ.ГГГГ, Коломенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Коломенского городского суда Московской области Зуйкиной И.М., при секретаре судебного заседания Кургиной П.А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Московского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Московской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Управления ФСИН России по Московской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области о понуждении к выполнению законных требований,

УСТАНОВИЛ:

Московский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Московской области обратился в суд сискомк Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Управления ФСИН России по Московской области», далее по тексту ФКУ «ИК Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области, далее по тексту «УФСН» о понуждении к выполнению законных требований.

В обоснование своих требований указал, что Московским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Московской области установлены нарушения законодательства опожарнойбезопасностив ФКУ «ИК ». В ходе проведения прокурорской проверки было установлено, что в помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора состоящего из двух корпусов (женского и мужского) ФКУ «ИК » нарушаются требования пожарной безопасности, а именно они не оснащены системой автоматической пожарной сигнализации.

При этом руководитель учреждения не предпринимает мер к устранению допущенных нарушений, бездействует, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на пожарную безопасность. На основании изложенного Московский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Московской области Пальчик А.Р. обратился в суд с иском и просил суд признать незаконным бездействие врио начальника ФКУ «ИК » Петрова В.В. по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (женского и мужского корпусов); обязать администрацию ФКУ «ИК » в течение одного года после вступления решения в законную силу оборудовать автоматической пожарной сигнализацией помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора (женский и мужской корпуса), при недостаточности денежных средств у ФКУ «ИК », обязать УФСИН обеспечить финансирование проведение мероприятий в ФКУ «ИК » по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (женского и мужского корпусов).

Представители ответчика ФКУ «ИК » Федосеева Н.В. и Гусева В.В., действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на <данные изъяты> (л.д. ), возражали против удовлетворения иска, представили в суд письменные возражения, доводы которого поддержали в судебном заседании (л.д. ).

Представитель УФСИН Сердюченко И.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на <данные изъяты> (л.д. представил в материалы дела письменные возражения (л.д. ) доводы которых поддержал в судебном заседании, полагает, что у прокурора не имелось оснований для обращения с данным иском в суд в защиту неопределенного круга лиц, так как круг лиц осужденных и отбывающих наказание возможно установить. Заявлений от осужденных о нарушении их прав в области пожарной безопасности не поступало.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.7Закона РФ № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются ФСИН России на территориях субъектов РФ.

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания.

Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области является территориальным органом ФСИН России. Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония Управления ФСИН России по Московской области» является подведомственным учреждением УФСИН, исполняющим наказание.

Полномочия и организация деятельности Федеральной службы исполнения наказаний регламентированы Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».

Согласно названному Положению, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительней власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (п. 1).

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п.5).
Одной из основных задач ФСИН России является обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ, и в следственных изоляторах, обеспечениебезопасностисодержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов (подп. 4 п. 3); управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями (подп. 8 п. 3).

Согласно п. 7 данного Положения ФСИН осуществляет полномочия по разработке и реализации мерпо обеспечениюпожарнойбезопасности, предупреждению и тушениюпожаровна объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с п. 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.01.2004 г. № 1314, финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Согласно «Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области», в компетенцию УФСИН входит финансовое обеспечение собственных расходов и расходов учреждений, исполняющих наказание, подготовку и утверждение, их смет доходов и расходов по бюджетным средствам; обеспечение ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленные сроки, разработка проектно-сметной документации, финансирование проектно-изыскательских работ и строительства; осуществление функций государственного заказчика и осуществление материально-технического обеспечения подведомственных ему учреждений.

Положением о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области (Утверждено приказом ФСИН России от 11 июня 2015 г. № 518), на УФСИН возложены функции государственного заказчика государственного оборонного заказа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы и жилищному строительству; материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений; подготовку обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений; разработку и реализацию мер по обеспечению противопожарного режима, предупреждению и тушению пожаров на объектах Управления и подведомственных учреждений (п. 15).

Судом установлено, что Московским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Московской области установлены нарушения законодательства опожарнойбезопасностив ФКУ «ИК », что подтверждается материалами дела (л.д. ) и не оспаривается ответчиками.

В адрес УФСИН внесены два представления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), однако никаких мер по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (женского и мужского корпусов) руководителем ФКУ «ИК » и УФСИН принято не было.

В нарушение требований ст. 37ФЗ «Опожарнойбезопасности», ст. ст. 6, 84, 91, 151 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованияхпожарнойбезопасности», п. 4 НПБ (нормыпожарной безопасности) 110-03, п. А 4 НП.Б 104-03, п. 38 приложенияА- 3, «СП 5.13130.2009. Сводправил. Системы противопожарной защиты. Установкипожарнойсигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 25.03.2009 г. № 175, п. 15 табл. 2 приложения нормпожарнойбезопасности104-03, п. 16 табл. «СП 3.13130.2009. Сводправил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей припожаре. Требований пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 25.03.2009 г. № 173, «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарнойсигнализацией», утверждённых Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 315, в ФКУ «ИК » помещений функционирующих в режиме следственного изолятора (женского и мужского корпусов), а именно не оборудовано автоматическими установками пожарной сигнализации.

Представили ответчиков, признали наличие таких фактических данных, которые свидетельствуют о нарушениях требований пожарнойбезопасности.
Согласно пояснениям представителей ФКУ «ИК » для исполнения решения суда необходимо выделение денежных средств УФСИН, при этом в УФСИН администрацией учреждения неоднократно направлялись запросы на выделение денежных средств (л.д. ). Как пояснил представитель ФКУ «ИК » у учреждения имеются собственные доходы, которые могут быть направлены на уставные цели, но только с согласия УФСИН. Однако врио начальника ФКУ «ИК » Петров В.В. не обращался в адрес УФСИН для разрешения вопроса использования доходов ФКУ «ИК » для финансирования оборудования автоматической пожарной сигнализацией помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (женского и мужского корпусов).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя УФСИН об отсутствия прав упрокурорадля обращения снастоящим искомв суд, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании ст.45 ГПК РФ.

Согласно ч. 1 ст.45 ГПК РФпрокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, далее по тексту «УИК РФ», одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.

Согласно ст. 10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Из искового заявления, поданного в суд, следует, что прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.

При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Довод ответчиков о том, что круг содержащихсявколониилиц является постоянным, является ошибочным, поскольку списочный состав осужденных постоянно меняется путем освобождения одних осужденных и прибытия в учреждение других осужденных, при этом заявлений или жалоб от осужденных применительно к наделению правпрокурорадля обращения в суд в данной ситуации не требуется. Кроме того, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 5473-1 от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

Настоящий иск обоснованно предъявленпрокуроромв интересах неопределенного круга лиц в связи с выявленными нарушениями законодательствавобластипожарнойбезопасности, поскольку соблюдение требований законодательства, направлено на предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан, находящихся в ФКУ «ИК ». Принятие указанных мер направлено, в том числе на соблюдение норм действующего законодательства, выполнение которых прокурор вправе контролировать, в том числе посредством обращения в суд.

Ссылка представителя УФСИН о том, что УФСИН не является лицом, финансирующим работы для оборудования автоматическойпожарной сигнализацией, суд считает необоснованными, поскольку именно на УФСИН возложена обязанность финансового и материально-технического обеспечения Главного управления, учреждений, исполняющих наказания.

В соответствии со ст.206Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст.206Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

При уточнении прокурором срока исполнения решения суда, ответчики возражений по поводу годичного срока не высказывали.

Таким образом, при установлении срока, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено, суд учитывает принцип разумности, обеспечения соблюдения баланса прав и обязанностей сторон.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Бюджетная смета утверждается в конце текущего года на следующий финансовый год.

Принимая во внимание, что выполнение мероприятий по оборудованию автоматическими установкамипожарнойсигнализациипомещений ФКУ «ИК- » возможно при условии наличия соответствующих денежных средств, срок исполнения решения суда для УФСИН в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, устанавливается с учетом положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации и реальной возможности ответчиков исполнить решение суда.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд исковые требования прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении к выполнению законных требований, удовлетворяет и признает незаконным бездействие врио начальника ФКУ «ИК- » Петрова В.В. по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (женского и мужского корпусов); обязывает администрацию ФКУ «ИК- » в течение одного года после вступления решения в законную силу оборудовать автоматической пожарной сигнализацией помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора (женский и мужской корпуса), при недостаточности денежных средств у ФКУ «ИК- », суд обязывает УФСИН обеспечить финансирование проведение мероприятий в ФКУ «ИК- » по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (женского и мужского корпусов).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Московского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Московской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении к выполнению законных требований, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие врио начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония Управления ФСИН России по Московской области» Петрова Виктора Викторовича по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (женского и мужского корпусов).

Обязать администрацию Федерального казенного учреждения «Исправительная колония Управления ФСИН России по Московской области» в течение одного года после вступления решения в законную силу оборудовать автоматической пожарной сигнализацией помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора (женский и мужской корпуса).

При недостаточности денежных средств у Федерального казенного учреждения «Исправительная колония Управления ФСИН России по Московской области», обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области обеспечить финансирование проведение мероприятий в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония Управления ФСИН России по Московской области» по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (женского и мужского корпусов).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено «ДД.ММ.ГГГГ

Судья

Коломенского городского суда

Московской области И.М. Зуйкина

2-18/2017 (2-5730/2016;) ~ М-7699/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пальчик Алексей Ростиславович
Ответчики
УФС ИН России по МО
ФКУ ИК-6 УФСИН России по МО
Суд
Коломенский городской суд Московской области
Судья
Зуйкина И.М.
Дело на странице суда
kolomna--mo.sudrf.ru
19.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2016Передача материалов судье
20.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.01.2017Предварительное судебное заседание
21.02.2017Судебное заседание
22.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2017Дело оформлено
05.04.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее