Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«ДД.ММ.ГГГГ, Коломенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Коломенского городского суда Московской области Зуйкиной И.М., при секретаре судебного заседания Кургиной П.А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Московского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Московской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления ФСИН России по Московской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области о понуждении к выполнению законных требований,
УСТАНОВИЛ:
Московский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Московской области обратился в суд сискомк Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления ФСИН России по Московской области», далее по тексту ФКУ «ИК № Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области, далее по тексту «УФСН» о понуждении к выполнению законных требований.
В обоснование своих требований указал, что Московским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Московской области установлены нарушения законодательства опожарнойбезопасностив ФКУ «ИК №». В ходе проведения прокурорской проверки было установлено, что в помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора состоящего из двух корпусов (женского и мужского) ФКУ «ИК №» нарушаются требования пожарной безопасности, а именно они не оснащены системой автоматической пожарной сигнализации.
При этом руководитель учреждения не предпринимает мер к устранению допущенных нарушений, бездействует, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на пожарную безопасность. На основании изложенного Московский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Московской области Пальчик А.Р. обратился в суд с иском и просил суд признать незаконным бездействие врио начальника ФКУ «ИК №» Петрова В.В. по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (женского и мужского корпусов); обязать администрацию ФКУ «ИК №» в течение одного года после вступления решения в законную силу оборудовать автоматической пожарной сигнализацией помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора (женский и мужской корпуса), при недостаточности денежных средств у ФКУ «ИК №», обязать УФСИН обеспечить финансирование проведение мероприятий в ФКУ «ИК №» по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (женского и мужского корпусов).
Представители ответчика ФКУ «ИК №» Федосеева Н.В. и Гусева В.В., действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на <данные изъяты> (л.д. №), возражали против удовлетворения иска, представили в суд письменные возражения, доводы которого поддержали в судебном заседании (л.д. №).
Представитель УФСИН Сердюченко И.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на <данные изъяты> (л.д. № представил в материалы дела письменные возражения (л.д. №) доводы которых поддержал в судебном заседании, полагает, что у прокурора не имелось оснований для обращения с данным иском в суд в защиту неопределенного круга лиц, так как круг лиц осужденных и отбывающих наказание возможно установить. Заявлений от осужденных о нарушении их прав в области пожарной безопасности не поступало.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.7Закона РФ № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются ФСИН России на территориях субъектов РФ.
Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области является территориальным органом ФСИН России. Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № Управления ФСИН России по Московской области» является подведомственным учреждением УФСИН, исполняющим наказание.
Полномочия и организация деятельности Федеральной службы исполнения наказаний регламентированы Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».
Согласно названному Положению, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительней власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (п. 1).
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п.5).
Одной из основных задач ФСИН России является обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ, и в следственных изоляторах, обеспечениебезопасностисодержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов (подп. 4 п. 3); управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями (подп. 8 п. 3).
Согласно п. 7 данного Положения ФСИН осуществляет полномочия по разработке и реализации мерпо обеспечениюпожарнойбезопасности, предупреждению и тушениюпожаровна объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с п. 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.01.2004 г. № 1314, финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Согласно «Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области», в компетенцию УФСИН входит финансовое обеспечение собственных расходов и расходов учреждений, исполняющих наказание, подготовку и утверждение, их смет доходов и расходов по бюджетным средствам; обеспечение ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленные сроки, разработка проектно-сметной документации, финансирование проектно-изыскательских работ и строительства; осуществление функций государственного заказчика и осуществление материально-технического обеспечения подведомственных ему учреждений.
Положением о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области (Утверждено приказом ФСИН России от 11 июня 2015 г. № 518), на УФСИН возложены функции государственного заказчика государственного оборонного заказа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы и жилищному строительству; материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений; подготовку обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений; разработку и реализацию мер по обеспечению противопожарного режима, предупреждению и тушению пожаров на объектах Управления и подведомственных учреждений (п. 15).
Судом установлено, что Московским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Московской области установлены нарушения законодательства опожарнойбезопасностив ФКУ «ИК №», что подтверждается материалами дела (л.д. №) и не оспаривается ответчиками.
В адрес УФСИН внесены два представления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), однако никаких мер по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (женского и мужского корпусов) руководителем ФКУ «ИК №» и УФСИН принято не было.
В нарушение требований ст. 37ФЗ «Опожарнойбезопасности», ст. ст. 6, 84, 91, 151 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованияхпожарнойбезопасности», п. 4 НПБ (нормыпожарной безопасности) 110-03, п. А 4 НП.Б 104-03, п. 38 приложенияА- 3, «СП 5.13130.2009. Сводправил. Системы противопожарной защиты. Установкипожарнойсигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 25.03.2009 г. № 175, п. 15 табл. 2 приложения нормпожарнойбезопасности104-03, п. 16 табл. «СП 3.13130.2009. Сводправил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей припожаре. Требований пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 25.03.2009 г. № 173, «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарнойсигнализацией», утверждённых Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 315, в ФКУ «ИК №» помещений функционирующих в режиме следственного изолятора (женского и мужского корпусов), а именно не оборудовано автоматическими установками пожарной сигнализации.
Представили ответчиков, признали наличие таких фактических данных, которые свидетельствуют о нарушениях требований пожарнойбезопасности.
Согласно пояснениям представителей ФКУ «ИК №» для исполнения решения суда необходимо выделение денежных средств УФСИН, при этом в УФСИН администрацией учреждения неоднократно направлялись запросы на выделение денежных средств (л.д. №). Как пояснил представитель ФКУ «ИК №» у учреждения имеются собственные доходы, которые могут быть направлены на уставные цели, но только с согласия УФСИН. Однако врио начальника ФКУ «ИК №» Петров В.В. не обращался в адрес УФСИН для разрешения вопроса использования доходов ФКУ «ИК №» для финансирования оборудования автоматической пожарной сигнализацией помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (женского и мужского корпусов).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя УФСИН об отсутствия прав упрокурорадля обращения снастоящим искомв суд, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании ст.45 ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст.45 ГПК РФпрокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, далее по тексту «УИК РФ», одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.
Согласно ст. 10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Из искового заявления, поданного в суд, следует, что прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.
При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Довод ответчиков о том, что круг содержащихсявколониилиц является постоянным, является ошибочным, поскольку списочный состав осужденных постоянно меняется путем освобождения одних осужденных и прибытия в учреждение других осужденных, при этом заявлений или жалоб от осужденных применительно к наделению правпрокурорадля обращения в суд в данной ситуации не требуется. Кроме того, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 5473-1 от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Настоящий иск обоснованно предъявленпрокуроромв интересах неопределенного круга лиц в связи с выявленными нарушениями законодательствавобластипожарнойбезопасности, поскольку соблюдение требований законодательства, направлено на предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан, находящихся в ФКУ «ИК №». Принятие указанных мер направлено, в том числе на соблюдение норм действующего законодательства, выполнение которых прокурор вправе контролировать, в том числе посредством обращения в суд.
Ссылка представителя УФСИН о том, что УФСИН не является лицом, финансирующим работы для оборудования автоматическойпожарной сигнализацией, суд считает необоснованными, поскольку именно на УФСИН возложена обязанность финансового и материально-технического обеспечения Главного управления, учреждений, исполняющих наказания.
В соответствии со ст.206Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст.206Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
При уточнении прокурором срока исполнения решения суда, ответчики возражений по поводу годичного срока не высказывали.
Таким образом, при установлении срока, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено, суд учитывает принцип разумности, обеспечения соблюдения баланса прав и обязанностей сторон.
Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Бюджетная смета утверждается в конце текущего года на следующий финансовый год.
Принимая во внимание, что выполнение мероприятий по оборудованию автоматическими установкамипожарнойсигнализациипомещений ФКУ «ИК- №» возможно при условии наличия соответствующих денежных средств, срок исполнения решения суда для УФСИН в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, устанавливается с учетом положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации и реальной возможности ответчиков исполнить решение суда.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд исковые требования прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении к выполнению законных требований, удовлетворяет и признает незаконным бездействие врио начальника ФКУ «ИК- №» Петрова В.В. по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (женского и мужского корпусов); обязывает администрацию ФКУ «ИК- №» в течение одного года после вступления решения в законную силу оборудовать автоматической пожарной сигнализацией помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора (женский и мужской корпуса), при недостаточности денежных средств у ФКУ «ИК- №», суд обязывает УФСИН обеспечить финансирование проведение мероприятий в ФКУ «ИК- №» по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (женского и мужского корпусов).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Московского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Московской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении к выполнению законных требований, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие врио начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления ФСИН России по Московской области» Петрова Виктора Викторовича по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (женского и мужского корпусов).
Обязать администрацию Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления ФСИН России по Московской области» в течение одного года после вступления решения в законную силу оборудовать автоматической пожарной сигнализацией помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора (женский и мужской корпуса).
При недостаточности денежных средств у Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления ФСИН России по Московской области», обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области обеспечить финансирование проведение мероприятий в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № Управления ФСИН России по Московской области» по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (женского и мужского корпусов).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено «ДД.ММ.ГГГГ
Судья
Коломенского городского суда
Московской области И.М. Зуйкина