Дело №2-1468/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2015г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
При секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баланцевой Н.М. к Администрации г.Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
у с т а н о в и л:
Баланцева Н.М. обратилась в суд с указанным выше иском к Администрации г.Смоленска, сославшись на необоснованный отказ ответчика в согласовании схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, указав, что Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области во исполнение вступившего в законную силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. ей разрешено формирование названного участка земли для его последующего бесплатного предоставления в собственность истицы, права на который она не может реализовать по причине неправомерных действий (бездействия) Администрации г.Смоленска, отказавшей ей в согласовании упомянутой схемы ввиду того, что границы участка пересекают границы другого земельного участка, а также в связи с тем, что испрашиваемый Баланцевой участок земли расположен в границах санитарно-защитной зоны.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска.
Представитель истицы Киреев А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, отметив, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1, допускающей осуществление в ней индивидуального жилищного строительства, и при наличии упомянутого выше, вступившего в законную силу судебного решения Администрация г.Смоленска обязана была согласовать схему расположения испрашиваемого Баланцевой Н.М. участка, имеющаяся вблизи которого железная дорога находится на расстоянии более 50 м., что указывает на то, что данный участок располагается вне пределов соответствующей санитарно-защитной зоны.
Представитель ответчиков Новикова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, сославшись на то, что испрашиваемый Баланцевой Н.М. участок расположен в пределах санитарно-защитной зоны, которая определена нормативным актом органа местного самоуправления (Правилами землепользования и застройки г.Смоленска), положения которого имеют обязательный характер. В соответствии с данными Правилами, а также нормативно-правовыми актами, действующими в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, размещение жилой застройки в границах санитарно-защитных зон не допускается.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Исходя из положений п.п.1.3.1, 2.4, 2.8, 3.3.1 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации города Смоленска от 03.10.2011 №1922-адм, предоставление указанной муниципальной услуги осуществляет управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в срок не позднее 30 дней с момента регистрации заявления о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории и предусматривает внесение земельного участка в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, согласование начальником Управления - главным архитектором города и утверждение заместителем Главы Администрации города Смоленска. Основаниями для отказа в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории является, в частности, несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска.
В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
По делу установлено, что вступившим в законную силу решением Заднепровского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области возложена обязанность по принятию решения, разрешающего Баланцевой Н.М., как ветерану труда формирование земельного участка площадью от <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> на основании заявления истицы от ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках исполнения данного судебного акта письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ. Баланцевой разрешено формирование названного участка земли и в соответствии с разделом 2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 №243, предложено представить в указанный уполномоченный орган утвержденную в установленном порядке схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Исполняя данные указания Департамента, за счет Баланцевой Н.М. ООО «<данные изъяты>» подготовлена упомянутая выше схема, в согласовании которой письмом заместителя Главы администрации г.Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройству от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> отказано со ссылкой на то, что границы испрашиваемого истицей участка пересекают границы другого земельного участка, схема места расположения которого подготовлена ООО «<данные изъяты>» на основании письма Департамента от ДД.ММ.ГГГГ., а также ввиду того, что спорный земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны производственных объектов ОАО «РЖД» V класса опасности.
Пункт 2.8 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации города Смоленска от 03.10.2011 №1922-адм, в числе оснований для отказа в предоставлении соответствующей муниципальной услуги не упоминает пересечение границ участка, схему места расположения которого просит согласовать заявитель, с границами другого земельного участка, который в установленном законом порядке не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен и третьему лице не предоставлен.
Вместе с тем, анализ имеющихся в деле доказательств, позволяет суду придти к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
По делу видно, что земельный участок, на который претендует Баланцева Н.М., находясь в территориальной зоне Ж1 (Зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа), градостроительный регламент которой в качестве одного из основных видов разрешенного использования участков предусматривает осуществление ИЖС, расположен в границах санитарно-защитной зоны производственных объектов V класса опасности., определенной Правилами землепользования и застройки г.Смоленска (далее - ПЗЗ).
Исходя из положений ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В рамках таких ограничений могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в санитарно-защитных зонах.
Санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ) - одна из разновидностей зон с особыми условиями использования территорий (п.4 ст.1 ГрК РФ), которые отражаются в документах территориального планирования вне зависимости от того, разработаны ли проекты СЗЗ эксплуатирующей организацией или нет (п.3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ч.5 ст.30 ГрК РФ).
В соответствии со ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Это подразумевает возможность органов местного самоуправления устанавливать ограничения прав на землю, упомянутые в ст.56 ЗК РФ, включая установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах.
Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 №490 утверждены Правила землепользования и застройки г.Смоленска, которые являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления и обязательны для органов государственной власти (в части соблюдения градостроительных регламентов), органов городского самоуправления, граждан и юридических лиц, должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность и земельные отношения на территории города, а также судебных органов как основание для разрешения споров по вопросам землепользования и застройки (ст.ст.1, 3 Правил).
Правила землепользования и застройки г.Смоленска, утвержденные в соответствии с п.8 ст.1, п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ, относят спорный земельный участок к санитарно-защитной зоне производственных объектов.
В силу ст.57 названных Правил на территории санитарных, защитных и санитарно-защитных зон (СЗЗ) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливается специальный режим использования земельных участков и объектов капитального строительства. Содержание указанного режима определено в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в составе требований к использованию, организации и благоустройству СЗЗ. В соответствии с указанным режимом вводится следующее ограничение - на территории СЗЗ не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома (п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
При таких обстоятельствах, поскольку испрашиваемый Баланцевой Н.М. земельный участок не соответствует Правилам землепользования и застройки г.Смоленска, устанавливающим ограничения на использование данного участка для ИЖС, оснований для согласования схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане (карте) территории у органа местного самоуправления не имелось.
При этом, сам факт наличия вступившего в законную силу решения Заднепровского районного суда г.Смоленска от 13.12.2012г. не указывает на безусловную обязанность Администрации г.Смоленска по согласованию названной схемы, поскольку последняя к участию в рассмотрении соответствующего гражданского дела не привлекалась, а упомянутым судебным актом на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области возложена обязанность не по предоставлению Баланцевой Н.М. испрашиваемого земельного участка, а по принятию решения, разрешающего ей формирование этого участка, в рамках осуществления которого устанавливаются границы земельного участка, отсутствие при определении данных границ нарушений прав третьих лиц, а также сама возможность использования участка земли в соответствующих целях.
Ссылки представителя Баланцевой на возможное необоснованное установление ПЗЗ г.Смоленска указанной санитарно-защитной зоны (ее границ, размера, а также самого соответствующего ограничения прав на землю) во внимание судом при разрешении настоящего спора не принимаются, поскольку до настоящего времени названные Правила в соответствующей части не оспорены и недействующими не признаны, а проверка законности данного нормативного акта в рамках настоящего искового производства невозможна.
Доводы представителя истицы о расположении вблизи спорного земельного участка индивидуальных жилых домов, правового значения для разрешения настоящего гражданского дела не имеют, поскольку обоснованность осуществления в упомянутой СЗЗ строительства таких домов третьими лицами предметом настоящего судебного разбирательства не является.
При таком положении, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.
р е ш и л :
Исковые требования Баланцевой Н.М. к Администрации г.Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий А.В.Кудряшов