РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2021 года г. Королев
Королёвский городской суд Московской области в составе:
судьи Касьянова В.Н.
при секретаре Калентьевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2880/21 по иску ФИО1 к Главному управлению МЧС России по Московской области о взыскании оплаты труда, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Тарусин А.А. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Московской области, в котором просит взыскать с ответчика денежную компенсацию сверх нормального числа рабочих часов в 2018 году за 195 часов переработки; в 2019 году за 160 часов переработки; в 2020 году за 225 часов переработки, в следующем размере: в полуторном размере первые 2 часа сверхурочной работы в целом за учетный период, а все остальные часы, отработанные сверх нормального числа рабочих часов за учетный период в двойном размере; а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в 80 ПСЧ 18 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по МО в должности начальника караула в звании капитан внутренней службы. Приказом ГУ МЧС России по МО № 70-НС от 28.06.2021 со 02 июля 2021 был уволен со службы ФПС по п. 4 части второй статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. За период службы ДД.ММ.ГГГГ им было переработано <данные изъяты> Дополнительные дни отдыха за работу сверх нормального числа рабочих часов на момент увольнения со службы ему предоставлены не были, что послужило основанием для обращения в суд за взысканием денежной компенсации согласно законодательству РФ.
В судебном заседании Тарусин А.А. поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ГУ МЧС России по МО просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.
В соответствии с ч. 18 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (п. 2).
Сотрудникам, уволенным со службы, замещавшим ко дню увольнения должности сотрудников или находившимся в распоряжении, выплата денежного довольствия производится по день увольнения со службы включительно на основании соответствующего приказа об увольнении сотрудника (п. 156).
В соответствии с пунктами 96 - 100 Порядка сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал). Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка учреждения МЧС России.
При суммированном учете рабочего времени денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за учетный период выплачивается в следующем порядке: в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы, не превышающие в среднем двух часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю рабочей недели, установленному в подразделении, а остальные часы оплачиваются в двойном размере часовой ставки. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 95 настоящего Порядка.
Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника.
Служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.
Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (120 часов в год).
Из материалов дела следует, что Тарусин А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в 80 ПСЧ 18 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по МО в должности начальника караула в звании капитан внутренней службы. Приказом ГУ МЧС России по МО №-НС от ДД.ММ.ГГГГ со ДД.ММ.ГГГГ был уволен со службы ФПС по п. 4 части второй статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как указывает истец, за период службы <данные изъяты> им было переработано 580 часов, а именно: <данные изъяты> при этом дополнительные дни отдыха за работу сверх нормального числа рабочих часов на момент увольнения со службы ему предоставлены не были.
Из представленного истцом расчета следует, что он просит взыскать денежную компенсацию за выполнение сверхурочной работы: в 2018 году за 195 часов переработки на сумму 38122 руб.; в 2019 году за 160 часов переработки на сумму 31262 руб.); и в 2020 году за 225 часов переработки на сумму 45349 руб.
В силу частей 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебное время - период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени.
Согласно статье 54 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника федеральной противопожарной службы не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. Продолжительность служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы в дневное и ночное время одинакова. Сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Порядок предоставления сотруднику федеральной противопожарной службы дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 55 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" режим служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.
Согласно части 4 статьи 73 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Частью 1 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Пунктом 96 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195, определено, что сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал).
Согласно пункту 10 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденного Приказом МЧС России от 24.09.2018 г. N 410, продолжительность выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
За выполнение сотрудниками федеральной противопожарной службы служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни при суммированном учете служебного времени (должности с посменным несением дежурства) в пределах нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха не предоставляется (пункт 14 Порядка от 24.09.2018 г. N 410).
В соответствии с производственным календарем 2020 года количество рабочих часов при 40-часовой неделе работы составляет 1970. По результатам анализа табелей учета рабочего времени 80 ПСЧ Главного управления Тарусин А.А. в 2020 году отработал 1448 часов, данное обстоятельство подтверждает и сам истец. Таким образом, переработка сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени у Тарусина А.А. в 2020 году отсутствует.
Что касается требований относительно предоставления денежной компенсации за сверхурочные работы за 2018 и 2019 годы, суд принимает во внимание следующее.
Согласно пункту 2 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержден Приказом МЧС России от 24 сентября 2018 года N 410.
Сотрудники федеральной противопожарной службы привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании приказа начальника территориального органа МЧС России - в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы соответствующего территориального органа МЧС России и подчиненных подразделений МЧС России; руководителя (начальника) подразделения МЧС России - в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы соответствующих подразделений МЧС России.
Приказ, указанный в пункте 2 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника федеральной противопожарной службы под роспись (пункт 3 Порядка).
Пунктами 6 - 10 Порядка установлено, что в целях учета продолжительности выполнения сотрудниками федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в подразделениях МЧС России составляются табели учета служебного времени сотрудников федеральной противопожарной службы (форма данного табеля определена в Приложении к настоящему Порядку). Сотрудники федеральной противопожарной службы, ответственные за ведение табеля, определяются правовым актом руководителя (начальника) подразделения МЧС России. Нарушение служебной Дисциплины (дисциплинарный проступок), выразившееся в неисполнении (ненадлежащем исполнении) приказа или распоряжения, влечет наложение дисциплинарного взыскания. Заполненный табель по окончании учетного периода передается в соответствующее кадровое подразделение. Заполненные табели хранятся в кадровом подразделении в течение трех лет с момента окончания учетного периода. Продолжительность выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
Согласно пунктам 11, 12 Порядка сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, предоставляется дополнительное время отдыха, равное продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется дополнительный день отдыха. Отдых соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику федеральной противопожарной службы в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику федеральной противопожарной службы предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.
Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника федеральной противопожарной службы, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется:
Министром, руководителем (начальником) подразделения МЧС России; иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром руководителем (начальником) подразделения МЧС России.
Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в пункте 15 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника федеральной противопожарной службы и передается его непосредственным руководителем (начальником) в течение трех рабочих дней ответственному за ведение табеля (пункт 16).
Пунктом 18 Порядка определено, что по просьбе сотрудника федеральной противопожарной службы вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном Приказом МЧС России от 21 марта 2013 года N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" (далее по тексту - Порядок обеспечения денежным довольствием).
Таким образом, для реализации сотрудником федеральной противопожарной службы права на использование дополнительных дней отдыха или же денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю.
Из указанных норм права следует, что выполнение обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также дополнительная работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни могут быть компенсированы не позднее календарного года, следующего за учетным периодом.
При этом, в соответствии с указанными нормами права требование о предоставлении выплат или дополнительных дней отдыха носит заявительный характер.
Как было указано, в период <данные изъяты> истец занимал должность начальника караула 80 пожарно-спасательной части федерального государственного казенного учреждения «18 отряд федеральной противопожарной службы по Московской области» (г. Королев Московская область).
Приказом Министра МЧС России Е.Н. Зиничева от 26.09.2019 № 518 данное учреждение было ликвидировано (публикация сообщений о существенных фактах в журнале «Вестник государственной регистрации»). Запись внесена в единый государственный реестр юридических лиц 17.03.2020.
Таки образом, в силу положений ст. 63 ГК РФ истец о взыскании денежной компенсации за выполнение сверхурочной работы <данные изъяты> должен был обращаться к ликвидационной комиссии. О ликвидации учреждения Тарусин А.А. был проинформирован, что подтверждается контрактом, заключенным между А.А. Тарусиным и Начальником Главного управления 01.01.2020г.
Между тем, в материалах дела не имеется доказательств наличия волеизъявления истца на получении денежной компенсации за сверхурочные работы за 2018 и 2019 годы, выраженного соответствующим рапортом, поданным в установленные сроки и в надлежащий орган.
Приложенные к иску не заверенные копии рапортов истца о предоставлении компенсации, были адресованы Начальнику Главного управления МЧС России по Московской области и поданы (согласно из содержания) ДД.ММ.ГГГГ
Между тем, ФГКУ «18 отряд федеральной противопожарной службы по Московской области» было ликвидировано, а его правопреемником признано Главное управление МЧС России по Московской области приказом Министра МЧС России от 26.09.2019 г. №518.
Таким образом, данные рапорты не могут быть признаны в качестве доказательства надлежащего волеизъявления истца на получение денежных компенсаций.
При таких обстоятельствах, истцом не было надлежащим образом реализовано право на получение денежных компенсаций <данные изъяты>
Более того, частью 1 статьи 392 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Согласно части 4 статьи 73 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Поскольку о нарушении своего предполагаемого права на получение компенсации за сверхурочные работы истец должен был узнать не позднее календарного года, следующего за соответствующим учетным периодом, после получения оплаты труда без включения соответствующей компенсации, то трехмесячный срок обращения в суд находит пропущенным, так как срок на реализацию права на получение компенсации за сверхурочную работу за 2018 год истек ДД.ММ.ГГГГ, и срок на обращение в суд с соответствующим требованием истек ДД.ММ.ГГГГ, а срок на реализацию права на получение компенсации за сверхурочную работу за 2019 год истек ДД.ММ.ГГГГ, и срок на обращение в суд с соответствующим требованием истек ДД.ММ.ГГГГ. При этом настоящий иск был заявлен в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении срока обращения в суд. На этом основании представитель ответчика просит применить последствия пропуска срока на обращение в суд.
При этом, истец на какие-либо уважительные причины пропуска срока на обращение в суд фактические не ссылается, а его доводы сводятся только к тому что о нарушении своего права он узнал ДД.ММ.ГГГГ при увольнении и получении расчета, что с учетом приведенных выше норма права и особенностей регулирования вопроса реализации работником права на получение денежной компенсации за сверхурочную работу, не может быть принято судом во внимание в качестве основания для восстановления пропущенного срока.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Тарусина А.А. о взыскании денежной компенсации в полном объеме.
Согласно ст.237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку в данном случае не установлено факта нарушения ответчиком трудовых прав истца, оснований для компенсации ему морального вреда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Главному управлению МЧС России по Московской области о взыскании оплаты труда, компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Н. Касьянов
Решение изготовлено в окончательной форме 25.10.2021 г.