Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-933/2012 ~ М-930/2012 от 11.09.2012

Гражданское дело № 2-933/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Енисейск 06 ноября 2012 года

Енисейский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего Лукашенок Л.Л.

при секретаре Уфимцевой О.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Енисейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Енисейска, Негосударственному образовательному учреждению «Енисейская православная гимназия», Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Межшкольный учебный комбинат» г.Енисейска, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центр детского творчества» г.Енисейска, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» г.Енисейска, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №5 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей г.Енисейска о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здания указанных учреждений,

установил:

Енисейский межрайонный прокурор обратился в суд с самостоятельными исковыми заявлениями о защите интересов неопределенного круга лиц из числа детей-инвалидов, проживающих на территории города Енисейска, в части обеспечения их беспрепятственного доступа в здания Негосударственного образовательного учреждения «Енисейская православная гимназия», расположенного по адресу: <адрес>, Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат» г.Енисейска, расположенного по адресу: <адрес>, Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» г.Енисейска, расположенного по адресу: <адрес>, Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» г.Енисейска, расположенного по адресу: <адрес>, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский са<адрес> «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей г.Енисейска, расположенного по адресу: <адрес>, (далее по тексту НОУ ЕПГ, МБОУ МУОК, МБОУ ДОД ЦДТ, МБОУ ДОД СЮН, МБДОУ №5 соответственно). Требования мотивировал тем, что при отсутствии пандусов на входах в эти здания, дети-инвалиды, передвигающиеся с использованием колясок, лишены возможности получать образовательную услугу в образовательных учреждениях, в связи с чем первоначально просил возложить обязанность на Администрацию г.Енисейска как орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия собственника указанных зданий, по обустройству на входах в здания пандусов в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определениями судьи Енисейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по указанным искам соединены в одно производство в целях их правильного и своевременного рассмотрения и разрешения по существу.

Определением судьи Енисейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечены к участию в деле в качестве соответчиков НОУ ЕПГ, МБОУ МУК, МБОУ ДОД ЦДТ, МБОУ ДОД СЮН поскольку данные лица пользуются зданиями на основании договоров о передаче в оперативное управление и безвозмездное пользование.

В ходе досудебной подготовки ДД.ММ.ГГГГ прокурор просил в качестве ответчика по данному гражданскому делу привлечь также МБДОУ №5 в связи с тем, что здание детского сада по указанному адресу передано ему Администрацией г.Енисейска в оперативное управление.

В судебном заседании прокурор Салтыкова Л.В. просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчиков Администрации г.Енисейска ФИО4, НОУ ЕПГ ФИО5, МОУ МУК ФИО6, МБОУ ДОД ЦДТ ФИО7, МБОУ ДОД СЮН ФИО8, МБДОУ №5 ФИО9, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель администрации г.Енисейска ФИО4 в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признал, указал, что обязанность по обустройству пандусов должна быть возложена на образовательные учреждения. ФИО5, ФИО7, ФИО6 в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ против удовлетворения исковых требований не возражали, при этом просили суд предоставить для их исполнения больший срок, чем указал прокурор.

Представители МБОУ ДОД СЮН ФИО8 и МБДОУ №5 ФИО9 представили письменные отзывы с возражениями по существу исков, указав на отсутствие необходимости в обустройстве пандусов в их зданиях.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ и с учетом мнения прокурора суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст.7, 12, 72, 130-133 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов. Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальной защитой инвалидов является система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Необходимость обеспечения доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов, закреплена ст.ст.2, 24, 48 Градостроительного кодекса РФ и ст.3, 8, 12, 15, 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу с 1 июля 2010 года. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", СНиП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей".

Так, согласно пункта 3.29 Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", максимальная высота подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не менее 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.

Пункт 3.31 указанного СНиП обязывает предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Согласно пункта 3.32 СНиП вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо установить ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует как правило, располагать на высоте 0,7 м 0,9 и, у лестниц - на высоте 0,9 м.

В соответствии со статьей 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что здания, в которых располагаются МБОУ МУК, по адресу: <адрес>, МБОУ ДОД ЦДТ, по адресу: <адрес>, МБОУ ДОД СЮН, по адресу: <адрес>, МБДОУ №5, по адресу: <адрес>, являются муниципальной собственностью <адрес>, зарегистрированы на праве оперативного управления за данными учреждениями, что подтверждается выписками из реестра муниципальной собственности и предоставленными договорами передачи муниципального имущества в оперативное управление.

Здание НОУ ЕПГ по адресу: <адрес>, также является муниципальной собственностью города Енисейска и предоставлено НОУ ЕПГ на основании договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ.

Здания НОУ ЕПГ, МБОУ МУОК, МБОУ ДОД ЦДТ, МБОУ ДОД СЮН, МБДОУ №5 в силу своего предназначения относятся к объектам социальной инфраструктуры. В судебном заседании установлено, что при входе в здания указанных учреждений отсутствуют пандусы, необходимые для беспрепятственного посещения инвалидами, использующими кресла-коляски, однако их сооружение технически возможно. Отсутствие беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями передвижения в здание этих учебных заведений нарушает их права и свободы.

Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со ст.695 Гражданского кодекса РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

В силу вышеуказанных норм обязанность по установлению пандуса в зданиях НОУ ЕПГ, МБОУ МУОК, МБОУ ДОД ЦДТ, МБОУ ДОД СЮН, МБДОУ №5 лежит на администрации г.Енисейска, как органе местного самоуправления, и НОУ ЕПГ, МБОУ МУОК, МБОУ ДОД ЦДТ, МБОУ ДОД СЮН, МБДОУ №5, как бюджетных учреждениях, у которых здания находятся на праве оперативного управления (безвозмездного пользования).

С учетом изложенного, суд считает требования Енисейского межрайонного прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На Администрацию г.Енисейска как орган местного самоуправления, представляющий интересы собственника – муниципального образования г.Енисейск и НОУ ЕПГ, МБОУ МУОК, МБОУ ДОД ЦДТ, МБОУ ДОД СЮН, МБДОУ №5 как бюджетные учреждения, у которых здания находится на праве оперативного управления (безвозмездного пользования), следует возложить обязанность по обустройству на входе в здания НОУ ЕПГ, МБОУ МУОК, МБОУ ДОД ЦДТ, МБОУ ДОД СЮН, МБДОУ №5 пандусов.

Опыт обустройства таких сооружений на других объектах социальной инфраструктуры позволяет сделать вывод о том, что основным строительным материалом для них является бетон. С учетом погодных и климатических условий города Енисейска в зимнее время работа с таким материалом невозможна. Кроме того, работы по возведению пандуса до окончания учебного года могут осложнить учащимся вход в здания указанных образовательных учреждений. Значительный период времени требуется и для решения вопросов финансирования указанных работ. В этой связи суд считает разумным срок исполнения обязанности определить до 01 июля 2014 года.

В соответствии с ч.1 ст.103, ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу пп.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в размере 200 руб. физическими лицами и в размере 4 000 руб. организациями.

По смыслу указанных норм процессуального и материального права размер подлежащей взысканию с ответчиков государственной пошлины в случае освобождения истца от ее уплаты должен определяться не статусом ответчика, а статусом истца, поскольку в случае, если бы истец не был освобожден от уплаты пошлины и иск был бы удовлетворен, с ответчика в его пользу подлежала бы взысканию пошлина в том размере, в каком она уплачена истцом. В связи с этим, поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, иск им предъявлен в интересах физических лиц и удовлетворен судом, государственная пошлина с ответчиков должна быть взыскана в размере, установленном для физических лиц, то есть по 200 руб. с каждого ответчика.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд

решил:

Требования Енисейского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию города Енисейска и Негосударственное образовательное учреждение «Енисейская православная гимназия» в срок до 01 июля 2014 года установить пандус, соответствующий требованиям законодательства, на входе в здание данного образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию города Енисейска и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат» г.Енисейска в срок до 01 июля 2014 года установить пандус, соответствующий требованиям законодательства, на входе в здание данного образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию города Енисейска и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» г.Енисейска в срок до 01 июля 2014 года установить пандус, соответствующий требованиям законодательства, на входе в здание данного образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию города Енисейска и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» г.Енисейска в срок до 01 июля 2014 года установить пандус, соответствующий требованиям законодательства, на входе в здание данного образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию города Енисейска и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей г.Енисейска в срок до 01 июля 2014 года установить пандус, соответствующий требованиям законодательства, на входе в здание данного образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с Негосударственного образовательного учреждения «Енисейская православная гимназия», Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат» г.Енисейска, Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» г.Енисейска, Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» г.Енисейска, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей г.Енисейска в доход местного бюджета муниципального образования г.Енисейск государственную пошлину в размере 200 рублей (двести рублей) с каждого.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.

Председательствующий Л.Л. Лукашенок

Мотивированное решение изготовлено 16 января 2013 года

Судья Л.Л. Лукашенок

2-933/2012 ~ М-930/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Енисейской межрайонной прокуратуры
Ответчики
Администрация г.Енисейска
Другие
НОУ ЕПГ
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Судья
Лукашенок Л.Л.
Дело на странице суда
eniseysk--krk.sudrf.ru
11.09.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2012Передача материалов судье
14.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2012Подготовка дела (собеседование)
01.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2012Судебное заседание
06.11.2012Судебное заседание
24.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2013Дело оформлено
19.02.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее