Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-733/2018 ~ М-860/2018 от 11.10.2018

                                                                                                                    Дело № 2-733\2018                        

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Курчатов                        10 декабря 2018 года

Курчатовский городской суд Курской области в составе судьи Ковалёвой М.В.,

при секретаре Бакановой Ю.А.,

с участием истцов Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е.,

представителя ответчика администрации г.Курчатова Курской области Редичевой М.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2018 г.,

третьего лица Сумщенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сумщенко Нины Николаевны и Сумщенко Николая Егоровича к администрации г.Курчатова Курской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л:

     Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е. обратились в суд с иском к администрации г.Курчатова Курской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата без обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения в муниципальную собственность, указав, что на основании постановления администрации г. Курчатова от ДД.ММ.ГГГГ года № истец Сумщенко Н.Н., как вдова Сумщенко Е.Н., участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи из двух человек (она, сын Сумщенко Н.Е.). Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года и от ДД.ММ.ГГГГ года ей и сыну Сумщенко Н.Е. принадлежит на праве собственности квартира общей площадью 48,6 кв.м., расположенная по адресу: г<адрес> В настоящее время в данной квартире зарегистрированы и проживают шесть человек (она, сын со своей супругой и трое их несовершеннолетних детей). В ДД.ММ.ГГГГ года Сумщенко Н.Н. обратилась в администрацию г. Курчатова с заявлением о выдаче ей на состав семьи из двух человек государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ г.г.», без обязательства о сдачи принадлежавшей ей на праве собственности квартиры. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года № администрация г.Курчатова сообщила ей об отсутствии оснований для получения государственного жилищного сертификата, сославшись на то, что согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. № участником подпрограммы и членам его семьи, имеющим в собственности жилое помещение без установленных обременений принимается обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения в муниципальную собственность. В случае принятия решения не отчуждать жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется только в случае, если определенный размер общей жилой площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв.м. Размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется разницей между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам 42 кв.м. на состав семьи два человека, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания 48,6 кв.м., и составляет 6,6 кв.м., т.е. менее 18 кв.м., в связи с чем предоставить государственный жилищный сертификат не представляется возможным без отчуждения жилого помещения. Указывают, что сдать жилое помещение в муниципальную собственность истцы не имеют возможности, поскольку проживающие в квартире семья истца Сумщенко Н.Е.- супруга с тремя несовершеннолетними детьми другого жилого помещения в собственности не имеют, приобретение жилья не представляется возможным ввиду небольшой заработной платы, нахождения на иждивении троих несовершеннолетних детей.

            В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены комитет строительства и архитектуры администрации Курской области, Сумщенко Н.А. (супруга истца Сумщенко Н.Е.), действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей.

        Истец Сумщенко Н.Н. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что ее невестка с тремя внучками, проживающими с ними в квартире, другого жилого помещения не имеют, в связи с чем сдать жилое помещение в муниципальную собственность не имеют возможности.

       В судебном заседании истец Сумщенко Н.Е. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что его супруга и трое несовершеннолетних детей с его согласия и с согласия матери Сумщенко Н.Н. зарегистрированы и проживают в квартире в качестве членов его семьи, другого жилья в собственности они не имеют и приобретение жилья не имеют возможности ввиду небольшой заработной платы, нахождения на иждивении троих несовершеннолетних детей.

       Представитель администрации г.Курчатова Редичева М.А. в удовлетворении требований просила отказать, пояснив, что Сумщенко Н.А. с несовершеннолетними детьми не являются членами семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Сумщенко Е.Н. Семья Сумщенко проживает в квартире общей площадью 48,6 кв.м., а общая площадь по нормативам составляет 42 кв.м., т.е. разница составляет менее 18 кв.м., следовательно, предоставление сертификата без отчуждения жилого помещения не представляется возможным. Для получения государственного жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году семье Сумщенко Н.Н. было предложено принять решение об отчуждении в муниципальную собственность принадлежащего им на праве собственности жилого помещения.

        Представители третьих лиц - ОКУ «Дирекция по жилищным субсидиям», комитет строительства и архитектуры администрации Курской области в судебное заседание не явились, о месте и времени надлежаще извещены. В отзывах на иск возражали против удовлетворения иска ввиду отсутствия правовых оснований.

       Третье лицо Сумщенко Н.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала.

       Суд, выслушав и оценив доводы сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска не имеется.

К такому выводу суд пришел исходя из следующих обстоятельств, установленных по делу.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Согласно ч.2 ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части первой статьи 14 настоящего Закона пунктом 1 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

       В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. № « О некоторых вопросах, возникших в судебной практики при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешить с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, согласно которой членами семьи умершего инвалида-чернобыльца могут быть признаны только совместно проживающие на момент смерти члены семьи.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в состав которой входит основное мероприятие «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Названным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что участие в подпрограмме является добровольным.

В соответствии с п.п. «е» п.5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

       Выдачу сертификатов гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты) (п.18 Правил).

В соответствии с постановлением администрации Курской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «О мерах по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы» на комитет строительства и архитектуры Курской области возложены обязанности по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы на территории Курской области.

Правилами предусмотрен определенный порядок выдачи государственных жилищных сертификатов. Так, для участия в подпрограмме граждане подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по установленной форме с приложением необходимых документов.

Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Орган местного самоуправления формирует список граждан по муниципальному образованию и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в свою очередь формирует сводный список по субъекту федерации. Сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, формируется в той же хронологической последовательности, а какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях.

       В судебном заседании установлено, что Сумщенко Е.Н. <данные изъяты> году принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается копией удостоверения.

       ДД.ММ.ГГГГ года Сумщенко Е.Н. умер, о чем свидетельствует копия свидетельства о смерти.

Из материалов дела явствует, что Сумщенко Н.Н. является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Сумщенко Е.Н.

Согласно свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года и от ДД.ММ.ГГГГ года Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е. являются собственниками двухкомнатной квартиры, общей площадью 48,6 кв.м., расположенной по адресу: Курская область, <данные изъяты> собственником 2\3 доли в праве общей долевой собственности является Сумщенко Н.Н.; собственником 1\3 доли является ее сын Сумщенко Н.Е.

Постановлением администрации г. Курчатова от ДД.ММ.ГГГГ г. № Сумщенко Н.Н. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы условий, с составом семьи из двух человек (она, сын Сумщенко Н.Е.).

        В пункте Правил от ДД.ММ.ГГГГ содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления в орган местного самоуправления для получения сертификата.

       Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере, определенном Правилами от ДД.ММ.ГГГГ. №

       Так, норматив, указанный в пункте 16 Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником основного мероприятия и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.

       Пункт 16.2 Правил устанавливает порядок определения размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты в тех случаях, когда гражданин - участник основного мероприятия и (или) члены его семьи производят отчуждение жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих им на праве собственности, либо принимают решение сохранить за собой это жилое помещение.

В случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта настоящих Правил, либо гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта настоящих Правил, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.

         Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику основного мероприятия только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 квадратных метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику основного мероприятия возможна при принятии им обязательства об отчуждении жилого помещения принадлежащего ему и членам его семьи на праве собственности в муниципальную собственность.

В случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится (пункт Правил).

В соответствии с пунктом "ж" пункта указанных Правил, для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что на законодательном уровне предусмотрен механизм получения жилищного сертификата указанными категориями граждан исключительно под условием сдачи в муниципальную собственность занимаемых ими жилых помещений, который также направлен на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья.

Между тем, сведений, подтверждающих выполнение истцами обязательств о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в муниципальную собственность, материалы дела не содержат.

     При таких обстоятельствах, учитывая, что истцы Сумщенко реализовали свое право на обеспечение жильем путем выраженного ими письменного согласия на получение государственного жилищного сертификата, но в силу действующего законодательства свое обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в муниципальную собственность не выполнили, суд приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.

        Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Сумщенко Нины Николаевны и Сумщенко Николая Егоровича к администрации г.Курчатова Курской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Курчатовский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

       Судья                  М.В.Ковалёва

2-733/2018 ~ М-860/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сумщенко Нина Николаевна
Ответчики
администрация города Курчатова
Другие
Сумщенко Нина Анатольевна
Комитет строительства и архитектуры Курской области
ОКУ «Дирекция по жилищным субсидиям»
Суд
Курчатовский городской суд Курской области
Судья
Ковалева Маргарита Викторовна
Дело на странице суда
kurchatovsky--krs.sudrf.ru
11.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2018Передача материалов судье
16.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2018Судебное заседание
27.11.2018Судебное заседание
10.12.2018Судебное заседание
17.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2019Дело оформлено
04.07.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее