№2а-2352/2020
10RS0011-01-2020-002161-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н. при секретаре Паласеловой О.А. с участием прокурора Елисеева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Басманова Ю.Б. к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании нормативно-правого акта,
установил:
Басмановым Ю.Б. оспаривается Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 09.01.2014 №01 «О закреплении муниципальных образовательных организаций Петрозаводского городского округа за территорией Петрозаводского городского округа». Согласно оспариваемому постановлению все муниципальные образовательные организации Петрозаводского городского округа закрепляются за территорией Петрозаводского городского округа. Иск мотивирован тем, что несовершеннолетние дети истца 2013 года рождения не были зачислены в первые классы школы №46 г.Петрозаводска, расположенной в непосредственной близости от их места жительства, несмотря на то, что истец подал заявления об их зачислении в указанную школу. С позиции истца, обоснованной ч. 3 ст. 67 ФЗ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», указанное нарушение прав истца и его детей на доступное бесплатное общее среднее образование произошло вследствие того, что оспариваемый нормативно-правовой акт не регулирует закрепление образовательных учреждений за микротерриториями (микрорайонами).
В судебном заседании административный истец иск поддержал, пояснил, что отсутствие постановления органа местного самоуправления о закреплении муниципальных образовательных организаций города за конкретными территориями (микрорайонами) Петрозаводска влечет невозможность для его детей получать образование в школе по месту жительства детей, в школу №46 были зачислены дети из различных районов города, в результате все доступные места в первые классы были заняты. Истец сослался на нормативное урегулирование указанного вопроса в иных городах России со сходной численностью населения.
Административный ответчик в лице представителей Аникиной Е.В., Слабко К.Ю., Ишаниной В.В. по доверенностям в проведенных по делу судебных заседаниях с иском не согласен, представители указали, что оспариваемое постановление издано органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, права административного ответчика указанным нормативно-правовым актом не нарушаются, отказ в зачислении детей истца в первый класс произошел по причине, не связанной с нормативным регулированием закрепления всех образовательные организации города за территорией Петрозаводского городского округа.
По заключению привлеченного к участию в деле Министерства образования Республики Карелия иск необоснован. Закрепление муниципальных образовательных учреждений за территорией Петрозаводского городского округа представляет собой меру организационного характера, направленную на гарантированное предоставление общедоступного образования в муниципальных образовательных учреждениях Петрозаводского городского округа, и относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, при этом у каждого ребенка есть гарантированно закрепленное место в образовательном учреждении по месту жительства и одновременно имеется право поступить в любое другое образовательное учреждение при наличии свободных мест.
По заключению привлеченного к участию в деле Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия, которому Постановлением Правительства РК от 05.11.2017 года №394-П переданы функции по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Карелия, в оспариваемом постановлении выявлены нормы, противоречащие федеральной законодательству (п.п. 6 ч. 1 ст. 9 и ч. 3 ст. 67 ФЗ №273-ФЗ), и нарушение правил юридической техники. Постановление влечет правовую неопределенность относительно возможности реализации государственных гарантий (преимущественного права) приема детей, проживающих на закрепленной за образовательным учреждением территории.
Прокурор Елисеев А.А. в суде дал заключение об отсутствии оснований для удовлетворения иска, указав на то, что оспариваемое постановлении не противоречит требованиям ч. 3 ст. 67 ФЗ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принято в развитие законоположениям ст.ст. 3, 4, ч. 4 ст. 67 указанного закона, гарантирует обеспечение равного доступа к образованию всех детей, проживающих на территории городского округа.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административный истец и его несовершеннолетние дети К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают на территории Петрозаводского городского округа по адресу: <адрес>. 14.12.2019 года Басманов Ю.Б. обратился с заявлением о приеме его детей в 1 класс МОУ «Средняя школа №46» на 2020/2012 учебный год. Дети Басманова Ю.Б. не были зачислены в образовательное учреждение в связи с отсутствием свободных мест и отсутствием права на первоочередное (льготное) зачисление.
По доводам иска отказ в зачислении детей в расположенную в непосредственной близости от дома школу повлек нарушение гарантированных ст. 43 Конституции России прав истца и его детей на общедоступное и бесплатное основанное общее образование в муниципальных образовательных учреждениях. Указанное стало возможным благодаря закреплению всех муниципальных образовательных организаций Петрозаводского городского округ соответствующим Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 09.01.2014 N 01 за всей территорией Петрозаводского городского округа.
Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Прием граждан в образовательные организации проводится в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Законом Республики Карелия от 20 декабря 2013 года №1755- ЗРК «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 года №32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», локальными актами общеобразовательных организаций.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
В силу п. 4 Приказа Минобрнауки России от 22.01.2014 №32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Государственные и муниципальные образовательные организации размещают распорядительный акт органа местного самоуправления муниципального района, городского округа о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа, издаваемый не позднее 1 февраля текущего года.
В соответствии со ст. 67 Устава петрозаводского городского округа, принятого Решением Петрозаводского городского Совета от 19.10.1999 N XXIII-XXVI/418), муниципальные нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статуе организаций, учредителем которых выступает Петрозаводский городской округ, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Иные муниципальные правовые акты Петрозаводского городского округа вступают в силу со дня их подписания уполномоченным лицом или с даты, указанной в самом муниципальном правовом акте Петрозаводского городского округа.
Официальным опубликованием муниципального правового акта Петрозаводского городского округа или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании или сетевом издании, определяемых решением Петрозаводского городского Совета об установлении источников официального опубликования муниципальных правовых актов, если иное не установлено законом (ч.2 ст. 67 Устава ПГО).
Муниципальные нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, опубликованные в сетевом издании, дополнительно подлежат опубликованию в периодическом печатном издании, указанном в ч. 2 указанной статьи (ч.3 ст. 67 Устава ПГО).
Решением Петрозаводского городского Совета от 28.02.2012 N 27/09-135 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) «Об установлении источников официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа» установлено, что источниками официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа являются:
- периодическое печатное средство массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа - «Информационный бюллетень» (в том числе на момент принятие оспариваемого нормативного правового акта);
- периодическое печатное средство массовой информации - газета «Петрозаводские городские страницы».
По делу установлено, что оспариваемое Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 09.01.2014 № 01 «О закреплении муниципальных образовательных организаций за территорией Петрозаводского городского округа» опубликовано в источнике официального опубликования «Петрозаводские городские страницы», № 1 от 17.01.2014.
Соответствующий номер источника «Петрозаводские городские страницы» в электронном виде размещен на официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа.
Таким образом, оспариваемое постановление, как нормативный правовой акт органов местного самоуправления, принято надлежащим органом в пределах предоставленных законом полномочий с соблюдением порядка опубликования нормативного правового акта и вступления последнего в силу.
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 09.01.2014 № 01 «О закреплении муниципальных образовательных организаций за территорией Петрозаводского городского округа» все муниципальные образовательные организации Петрозаводского городского округа закреплены за территорией Петрозаводского городского округа. Для поступления в общеобразовательную организацию родители (законные представители) вправе выбрать любое муниципальное учреждение Петрозаводского городского округа независимо от места регистрации на территории Петрозаводского городского округа поступающего в общеобразовательную организацию ребенка.
По доводам иска установленное органом местного самоуправление закрепление противоречит ч. 3 ст. 67 ФЗ №273-ФЗ и не согласуется с п. 2.4 Сан ПИН 2.4.2.2821-10 в части рекомендации при проектировании и строительстве городских общеобразовательных организаций предусмотреть пешеходную доступность учреждений не более 0,5 км.
С указанными доводами суд не соглашается.
В соответствии с ч. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования.
В силу Закона Республики Карелия от 01.11.2004 №813-3PK «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» муниципальное образование города Петрозаводска наделено статусом городского поселения. В соответствии с Законом Республики Карелия от 01.12.2004 №824-ЗРК «О наделении городских поселений статусом городского округа» муниципальное образование Петрозаводское городское поселение наделено статусом городского округа. В соответствии с указанными законами Республики Карелия в состав Петрозаводского городского округа какие-либо муниципальные образования, населенные пункты не входят. Таким образом, Петрозаводский городской округ в соответствии с приведенными выше нормами права, а также Уставом Петрозаводского городского округа внутреннего в пределах муниципального образования территориального деления не имеет.
Статьей 5 Закона «Об образовании» установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств
В качестве гарантии закрепленного Конституцией РФ и в законе «Об образовании» в ч. 4 ст. 67 права на образование указано, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, но не места проживания обучающегося.
Системное толкование указанных норм позволяет прийти к выводу, что разделение городского округа на конкретные территории исключительно в целях лишь закрепления за последними конкретных образовательных организаций, не является обязанностью органа местного самоуправления.
При этом сама по себе вытекающая из закона обязанность по закреплению образовательных учреждений за территорией города оспариваемым постановлением выполнена: все образовательные учреждения города закреплены за единой территорией Петрозаводского городского округа.
Правовое регулирование условий зачисления в первые классы муниципальных образовательных организаций на территории Петрозаводского городского округа направлено на обеспечение равного доступа граждан к получению образовательных услуг в любой организации, вне зависимости от ее конкретного места расположения и видов реализуемых образовательных программ и места регистрации ребенка – получателя образовательной услуги.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Постановление является законным, не противоречит приведенным выше нормам права, гарантирует соблюдение прав граждан при зачислении в образовательные учреждения общего среднего образования.
Доводы иска о несоответствии оспариваемого постановления требованиям п. 2.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 судом не принимаются.
Разделом II СанПиН Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189, определены требования к размещению общеобразовательных учреждений, в том числе пунктом 2.4. установлено, что при проектировании и строительстве городских общеобразовательных организаций рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений, расположенных: во II и III строительно-климатических зонах - не более 0,5 км; в I климатическом районе (I подзона) для обучающихся I и II ступени образования - не более 0,3 км, для обучающихся III ступени образования - не более 0,4 км; в I климатическом районе (II подзона) для обучающихся I и II ступени образования - не более 0,4 км, для обучающихся III ступени образования - не более 0,5 км.
В соответствии с пунктом 1.3 санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Настоящие санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и осуществляющие образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования.
Согласно пункту 1.4 настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся. Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для обучающихся общеобразовательных организаций, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.
Таким образом, приведенный Правила спорные правоотношения не регулируют.
Организация приема обучающихся в образовательную организацию и комплектование классов в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является компетенцией образовательного учреждения.
Петрозаводским городским судом рассмотрен иск Басманова Ю.Б. к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №46» об обязании зачислить его несовершеннолетних детей в указанную школу. Решением Петрозаводского городского суда от 16.03.2020 года, не вступившим в законную силу к моменту рассмотрения настоящего иска, в иске Басманову Ю.Б. отказано.
По доводам настоящего иска невозможность поступить в образовательное учреждение по месту жительства является следствием не закрепления образовательных школ микрорайонов за соответствующими территориями Петрозаводского городского округа.
По данным, представительным ответчиком, в текущем году МОУ «Средняя школа № 46» комплектует пять первых общеобразовательных классов и один специальный (коррекционный) класс общей численностью 150 человек. На день подготовки возражений в МОУ «Средняя школа № 46» зачислено 150 человек, из них 87 человек имеют преимущественное право на первоочередное предоставление места в образовательной организации. Анализ списков поступивших в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №46» детей в части их адресов регистрации позволяет прийти к выводу, что преимущественно в школу на 2020/2012 учебный год были зачислены дети, проживающие в районе расположения школы. Таким образом, причиной нарушения прав истца стало не оспариваемое постановление, а недостаточное количество учебных мест в образовательных учреждениях в соответствующем районе.
Полномочия административного ответчика, форма и вид нормативного правового акта, процедура принятия и опубликования судом проверены. Несоответствия оспариваемых положений нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не установлено. Таким образом, судом основания для признания оспариваемого муниципального нормативного правового акта недействующими ввиду нарушения прав административного истца и противоречия федеральному законодательству не установлены, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено в соответствии со ст. 177 КАС РФ 15.06.2020 года