Гражданское дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2019 года Абанский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Кизиловой Н.В., при секретаре Ящук Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Абан Красноярского края гражданское дело по иску Амаранди Т. М. к Муниципальному казенному учреждению «Служба по хозяйственно-техническому обеспечению» Абанского района Красноярского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Амаранди Т.М. обратилась в суд с исковыми требованиями к Муниципальному казенному учреждению «Служба по хозяйственно-техническому обеспечению» Абанского района Красноярского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Исковые требования мотивированы тем, что истец работает в Муниципальном казенном учреждении «Служба по хозяйственно-техническому обеспечению» Абанского района Красноярского края (далее МКУ «Служба») и ей начислялась заработная плата менее минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями. Просит взыскать с ответчика, с учетом уточнения исковых требований, недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.08.2017 по 30.08.2018 в размере 120997,36 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, расходы по оплате услуг юриста в размере 3500 рублей. Восстановить срок на обращение в суд.
В судебное заседание истец Амаранди Т.М. не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена судебной повесткой 22.01.2019.
Представитель ответчика - МКУ «Служба по хозяйственно-техническому обеспечению» Зарубицкая М.И. о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом 15.01.2019, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в представленном отзыве на уточнение исковых требований не возражала против удовлетворения исковых требований Амаранди Т.М. за период с 10.12.2017 по 30.08.2018 в размере 40679,31 рубль, просила снизить размер компенсации морального вреда до 1000 рублей, применить срок исковой давности, отказать в удовлетворении заявленных требований о восстановлении срока на обращение в суд, в остальной части иск признал.
Исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования Амаранди Т.М. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
При этом ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
На основании постановления Администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента" установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район). Согласно п. 1 Постановления N 794 надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%.
Разъяснением от 11.09.1995 г. N 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года N 49 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов" процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования установлен с 01.07.2017 года в размере 7800 рублей (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ), с 01.01.2018 года в размере 9489 рублей (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 N 421-ФЗ), с 01.05.2018 года в размере 11 163 рубля (ст. 1 Федерального закона от 07.03.2018 N 41-ФЗ).
Таким образом, размер ежемесячной заработной платы истца за август -декабрь 2017 года с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края, не может быть менее 12480,00 рублей исходя из расчета: 7800 рублей +2340,00 рублей + 2340,00 рублей, за период с 01.01.2018 по 30.04.2018 с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края, не может быть менее 15182,40 рублей исходя из расчета: 9489 рублей + 2846,70 рублей + 2846,70 рублей, за период с 01.05.2018 по 31.08.2018 с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края, не может быть менее 17860,80 рублей (11163,00 рубля *1,6).
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 года N 160-г (с последующими изменениями) с 01.04.1992 года установлен районный коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций.
Кроме того, в силу ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах и местностях.
В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 г. N 49 "Об утверждении разъяснения "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока" на территории южных районов Красноярского края применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
При этом в трудовом законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, на основании которых базовый оклад должен соответствовать минимальному размеру оплаты труда.
В судебном заседании установлено, что в МКУ «Служба по хозяйственно-техническому обеспечению» Амаранди Т.М. работает <данные изъяты>, что следует из копии трудовой книжки в материалах дела и копии трудового договора от 11.07.2017г.
В соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 года N 272-ФЗ, действующей с 03.10.2016 года) за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно ч. 4 ст. 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Заявление ответчика о пропуске истцом без уважительных причин установленного частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации годичного срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора по названным требованиям является обоснованным, поскольку истцом заявлен период взыскания заработной платы с 01 августа 2017 года по 30 августа 2018 года, однако в суд Амаранди Т.М. обратилась 10.12.2018, когда срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора за период с августа 2017 года по ноябрь 2017 истек. При этом доказательств наличия уважительных причин пропуска срока за указанный выше период в ходе рассмотрения дела не представлено, в связи с чем, заявление Амаранди Т.М. о восстановлении срока на обращение в суд не подлежит удовлетворению.
О предполагаемом нарушении своих прав истец Амаранди Т.М. должна была знать каждый месяц при получении заработной платы в соответствии со ст. 136 ТК РФ.
С учетом изложенного и принимая во внимание указанные выше нормы права, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения требований о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01.08.2017 по 09.12.2017, на что обоснованно указано ответчиком.
Согласно справке МКУ «Служба» сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы Амаранди Т.М. составила:
за 2017 год: декабрь – 4590,40 рублей,
за 2018 год: январь, февраль, март, апрель – 4166,40 рублей ежемесячно, май, июнь – 6698,00 рублей ежемесячно, июль – 2435,64 рубля, август – 3591,67 рублей,
а всего 40679,31 рубль.
При таких обстоятельствах исковые требования Амаранди Т.М. к МКУ «Служба» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы подлежат частичному удовлетворению.
Согласно п.63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Принимая во внимание, что нарушение прав работника имело место, что не оспаривается и самим работодателем, а также обстоятельства дела, период недоначисленной и невыплаченной заработной платы, степень нравственных страданий истца, принцип разумности и справедливости, суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу Амаранди Т.М. подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 1000 рублей.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе: другие признанные судом необходимыми расходы.
В связи с чем, с ответчика подлежат взысканию судебные расходы по оплате юридических услуг за составление искового заявления в размере 3500 рублей, подтвержденные соответствующей квитанцией в материалах дела.
Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п.п.8 п.1 ст.333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Таким образом, на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с МКУ «Служба» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 1420,38 рублей.
Руководствуясь ст., ст. 194 –198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Амаранди Т. М. к Муниципальному казенному учреждению «Служба по хозяйственно-техническому обеспечению» Абанского района Красноярского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов, удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Служба по хозяйственно-техническому обеспечению» Абанского района Красноярского края в пользу Амаранди Т. М. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 10.12.2017 по 31.08.2018 в размере 40679,31 рубль, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей и судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 3500 рублей, а всего 45179,31 рубль.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Служба по хозяйственно-техническому обеспечению» Абанского района Красноярского края государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1420,38 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья