УИД 70OS0000-01-2020-000119-21
Определение
23 октября 2020 года Томский областной суд в составе:
председательствующего Простомолотова О.В.,
при секретаре Кутлубаевой К.В.,
с участием прокурора Кофман Е.Г.,
представителей административного истца ООО «Автотранс» Севергиной Я.В. и Хомяковой И.В.,
представителя административного ответчика Департамента Транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области Мининой Е.С.
представителя заинтересованного лица АО «Томскавтотранс» Маркуса Д.В.
представителя заинтересованного лица ООО «ЕвроТрансВладимир» Исхакова Р.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-108/2020 по административному исковому заявлению ООО «Автотранс» к Департаменту транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области о признании недействующими распоряжения Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области № 37 от 02.04.2020 (в редакции распоряжений № 55 от 08.05.2020, № 58 от 05.06.2020, № 65 от 02.07.2020).
установил:
ООО «Автотранс» в лице представителя Севергиной Я.В. обратилось в Томский областной суд с административным исковым заявлением к Департаменту транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области признании недействующим распоряжения Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области № 37 от 02.04.2020 (в редакции распоряжений № 55 от 08.05.2020, № 58 от 05.06.2020, № 65 от 02.07.2020).
Оспариваемым Распоряжением № 37 от 2.04.2020 Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области на основании заявления АО «Томскавтотранс» постановлено изменить межмуниципальный маршрут № 400 «Северск-Томск». Как указано в п. 3 данного распоряжения оно вступает в силу с 1.07.2020.
Распоряжением № 55 от 8.05.2020 Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области внесены изменения в распоряжение № 37 от 2.04.2020 6 изменен порядковый номер маршрута с № 400 на № 443.
Распоряжением № 58 от 5.06.2020 Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области пункт 3 распоряжения № 37 от 2.04.2020 изложен в новой редакции: «Настоящее распоряжение вступает в силу с 15 августа 2020».
Распоряжением № 65 от 2.07.2020 Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области пункт 3 распоряжения № 37 от 2.04.2020 изложен в новой редакции: «Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 сентября 2020».
Распоряжением № 71 от 23.07.2020 Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области пункт 3 распоряжения № 37 от 2.04.2020 изложен в новой редакции: «Настоящее распоряжение вступает в силу с 25 сентября 2020».
В обоснование требований административный истец указал, что согласно заключенному 13.01.2010 между Администрацией Томской области в лице Комитета по транспорту и дорожному комплексу и Обществом договору на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа № 52, последнее осуществляет перевозку пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом по регулярному маршруту межмуниципального сообщения № 400 «Северск-Томск». 02.04.2020 Департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области издано распоряжение, которым межмуниципальный маршрут № 400 «Северск-Томск» изменился в части пути следования транспортных средств в прямом и обратном направлениях, с определением иных остановок по сравнению с прежними остановками маршрута, а также изменился номер маршрута с 400 на 443. Полагает, что указанный нормативный правовой акт принят в нарушение требований постановления Администрации Томской области от 29.06.2016 № 215а «Об установлении Порядка установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Томской области».
В ходе судебного заседания представителем административного ответчика Департамента Транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области представлен отзыв на административный иск, в котором представитель административного ответчика. Приводя анализ положений Федерального закона 220-ФЗ от 13.07.2015 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» (далее Федеральный закон 220-ФЗ), Закона Томской области 216-ОЗ от 29.12.2015 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Томской области» (далее Закон Томской области 216-ОЗ), приказ Минтранса России № 536 от 26.12.2017 « Об утверждении административного регламента Министерства Транспорта Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по установлению, изменению, отмене межрегионального маршрута регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом», постановление Администрации Томской области от 29.06.2016 № 215а «Об установлении Порядка установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Томской области», указывает, что оспариваемый акт не является нормативным, поскольку содержит решение об изменении межмуниципального маршрута принятое уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления юридического лица имеющего намерение осуществлять перевозки по данному маршруту. Оспариваемое распоряжение не по форме не по содержанию не относиться к нормативным правовым акта.
Представители административного истца настаивали в судебном заседании на том, что оспариваемое распоряжение является нормативным правовым актом.
Прокурор в судебном заседании полагал, что оспариваемое распоряжение не обладает свойствами нормативного правового акта, регулирует правоотношения связанные с осуществлением административным истцом предпринимательской деятельности в связи, с чем дело подлежит направлению по подсудности в Арбитражный суд Томской области.
Представитель заинтересованного лица ООО «ЕвроТрансВладимир» Исхаков Р.М. оставил разрешение вопроса о направлении дела по подсудности на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны изучив материалы административного дела приходит к следующим выводам.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (Постановления от 17 ноября 1997 года №17-П и от 31 марта 2015 года № 6-П).
В соответствии с положения ст. 12 Федерального закона 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьёй 3 Закона Томской области 216-ОЗ установлено, что к полномочиям Администрации Томской области относиться установление порядка установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядка рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также оснований для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов).
В соответствии с предоставленными полномочиями Администрацией Томской области было принято постановление от 29.06.2016 N 215а «Об установлении Порядка установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Томской области», регламентирующее процедуры установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Томской области.
В силу п.2 постановления Администрации Томской области от 29.06.2016 N 215а «Об установлении Порядка установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Томской области» (далее Порядок) установление, изменение, отмена межмуниципального маршрута осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти Томской области в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам.
Согласно положениям п. 3, 4 указанного Порядка межмуниципальный маршрут устанавливается, изменяется Уполномоченным органом по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества (далее - Заявители), имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту. При этом заявители, предложившие установить или изменить межмуниципальный маршрут, представляют в Уполномоченный орган заявление по форме согласно приложению к настоящему Порядку, которое включает в себя сведения, предусмотренные пунктами 17 или 18 настоящего Порядка.
Из положений п. 8 Порядка следует, что об установлении нового межмуниципального маршрута уполномоченный орган принимает правовой акт.
Каких либо положений о том, что по вопросу изменения межмуниципального маршрута принимается нормативный правовой акт, Порядок не содержит.
По своей правовой природе оспариваемое распоряжение является решением уполномоченного органа, по заявлению лица желающего осуществлять перевозки по межмуниципальному маршруту.
Оспариваемыми Распоряжениями № 37 от 2.04.2020 и № 55 от 8.05.2020 на основании заявления АО «Томскавтотранс» административным ответчиком принято решение об изменении межмуниципального маршрута № 400, а затем об изменении его порядкового номера с № 400 на № 433. Таки образом оспариваемое распоряжение носит обязательный характер только для лица осуществляющего перевозки пассажиров и багажа по указанному межмуниципальному маршруту.
Из содержания оспариваемого Распоряжения усматривается, что оно не устанавливает, не изменяет, не отменяет правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, не оказывает общерегулирующего воздействия на общественные отношения, в связи с чем не является нормативным.
Из содержания разъяснений содержащихся в п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» следует, что если вывод о ненормативном характере оспоренного акта сделан после принятия заявления к производству, суд вправе перейти к рассмотрению соответствующего дела в надлежащем порядке производства (например, по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и продолжить подготовку к судебному разбирательству и (или) судебное разбирательство по делу при условии, что не имеется иных препятствий для этого, например, таких как неподсудность дела суду. При установлении неподсудности спора дело передается в суд, к подсудности которого оно отнесено законом, в порядке, предусмотренном статьей 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1. ст. 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.
Как следует из содержания административного иска и пояснений представителя административного истца, оспариваемый акт нарушает право ООО «Автотранс», как субъекта коммерческой деятельности, на осуществление перевозок пассажиров и багажа автобусами на территории муниципального образования «Город Томск» и муниципального образования ЗАТО Северск и муниципального района «Томский район» по указанному маршруту.
Положениями статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в силу положений пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются арбитражными судами.
Соответственно настоящее административное дело подлежит направлению по подсудности в Арбитражный суд Томской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. п. 2.1, 3 ст. 27, 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
О П Р Е Д Е Л И Л :
Направить по подсудности в Арбитражный суд Томской области административное дело № 3а-108/2020 по административному исковому заявлению ООО «Автотранс» к Департаменту транспорта, дорожной деятельности и связи Томской о признании недействующими распоряжения Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области № 37 от 02.04.2020 (в редакции распоряжений № 55 от 08.05.2020, № 58 от 05.06.2020, № 65 от 02.07.2020)
. Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня его вынесения путем подачи частной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.
Председательствующий