Дело № 2-3813/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Говязовой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 04 декабря 2018 года гражданское дело по иску Щербаковой Г.Н., действующей в интересах Белозерова Н.Н., к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Щербакова Г.Н., действующая в интересах Белозерова Н.Н., обратилась в суд с иском к КУМИ МОГО «Ухта» о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ...., в порядке приватизации, в обоснование требований указала, что спорное жилое помещение было предоставлено Белозерову Н.Н. в период его работы "..." в МУП «....», впоследствии ликвидированном. Жилое помещение является муниципальной собственностью. До настоящего времени Белозеров Н.Н. проживает в спорном жилом помещении, имеет право на его приватизацию, так как квартира служебной не является, однако в этом было отказано.
В судебном заседании Щербакова Г.Н. на иске настаивала.
Представитель ответчика КУМИ МОГО «Ухта» Саливон Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагала отказ в приватизации законным и обоснованным, поскольку жилое помещение является служебным.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Решением исполкома Ухтинского городского Совета народных депутатов спорная квартира по адресу: ...., была предоставлена Белозерову Н.Н. как служебная, с ним заключен типовой договор найма от 07.06.1990 года с отметкой «служебное».
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Согласно ч. 1. ст. 4 указанного закона не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
На основании ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Аналогичной нормы, касающейся служебных жилых помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Вводный закон не содержат.
Тем не менее, исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса РФ), на возможность использования которой указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые ранее находились в государственной собственности, в жилых домах, закрепленных за государственными предприятиями или учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, а затем переданных в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Как следует из выписки из реестра муниципальной собственности МОГО «Ухта» № 26262 от 16.10.2017 года, спорная квартира находится в муниципальной собственности на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность», согласно п.2 которого объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к указанному Постановлению (в том числе, жилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В силу ст.24, ст.95 Гражданского кодекса РСФСР от 11.06.1964 года, действовавшего на время предоставления жилого помещения, все предприятия в РСФСР являлись государственными, основной городской жилищный фонд также принадлежал государству. В соответствии со ст.101, ст.105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение.
При таких обстоятельствах само по себе присвоение спорному жилому помещению решением исполкома Ухтинского городского Совета народных депутатов от 22.08.1980 года № 251 статуса служебной не означает, что спорная квартира до настоящего времени входит в состав специализированного жилищного фонда, поскольку факт принятия решения о передаче служебного жилого помещения, которое находилось в государственной собственности, в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения. При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами истца, что спорная квартира статус служебной утратила.
Таким образом, Белозеров Н.Н. занимает спорную квартиру на условиях договора социального найма. Ранее в приватизации он не участвовал. Доказательств того, что спорное жилое помещение не подлежит приватизации Белозеровым Н.Н., в материалы дела сторонами не представлено.
На основании ст.7 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами местного самоуправления с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (ст.8). Белозеров Н.Н. в лице представителя обратился к уполномоченному лицу КУМИ МОГО «Ухта» 09.10.2017 года с заявлением о передаче жилого помещения в собственность, в удовлетворении которого ему не могло быть отказано.
Учитывая изложенное и в целях соблюдения жилищных прав Белозерова Н.Н., гарантированных Конституцией РФ, суд находит заявленные требования о признании за ним права собственности на спорное жилое помещение подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Щербаковой Г.Н. удовлетворить.
Признать за Белозеровым Н.Н., <...> г. рождения, право собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: .....
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 10 декабря 2018 года.
Судья Е.Г.Берникова