Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-129/2019 ~ М-67/2019 от 18.02.2019

Дело № 2а-129/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2019 года                                    г.Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Сидорова А.А.,

при секретаре Павлюк Н.Н.,

с участием административного истца Иванова В.Г., представителя административного истца Рыжовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова Владимира Геннадьевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Администрации муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение» об отмене решения об отказе в передаче земельного участка в собственность и признании права собственности Иванова Владимира Геннадьевича на земельный участок с кадастровым номером 10:11:0030102:3,

у с т а н о в и л:

Иванов В.Г. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений и АМО «Сосновецкое сельское поселение» по тем основаниям, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 12.07.2000 на праве пожизненного наследования он пользуется земельным участком с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>. Его право на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.12.2001. Указанный выше земельный участок относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства.

На основании п.9.1 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» он решил воспользоваться правом на оформление земельного участка в свою собственность и обратился с соответствующим заявлением в Министерство имущественных и земельных отношений. Письмами ответчика от 29.11.2018 и 12.12.2018 в удовлетворении его заявления было отказано. При этом ответчик сослался на то, что земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Он считает такой отказ в регистрации права собственности на земельный участок незаконным, поскольку пользуется этим земельным участком с 2000. С 1993 этим земельным участком пользовался его отец, правопреемником которого он является. Во время выделения этого земельного участка под личное подсобное хозяйство каких-либо ограничений при определении его границ с учетом их нахождения в ЗСО установлено не было и не существовало ограничений в приватизации земельных участков, расположенных в ЗСО. Данное обстоятельство подтверждается фактом наличия зарегистрированных прав собственности у граждан на земельные участки, также расположенных в границах норм ЗСО.

Истец Иванов В.Г. просил суд:

1) отменить решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 12.12.2018 № 53240/12.4-21;

2) признать за ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец Иванов В.Г. и его представитель Рыжова Ю.В. исковые требования поддержали и пояснили, что на спорном земельном участке находится жилой дом, который находится в собственности истца. Поэтому земельный участок должен следовать судьбе находящегося на нем недвижимого имущества. ЗСО источника водоснабжения в <адрес> была установлена лишь в 2013. При этом, границы ЗСО в установленном порядке не утверждены и санитарно-эпидемиологические экспертизы на предмет определения таких границ не проводились. В градостроительном плане поселения отсутствуют сведения о том, что земельный участок расположен в ЗСО. Земельный участок находится в зоне Ж1 и предназначен для индивидуальной жилищной застройки, что также свидетельствует о том, что он не может находится в ЗСО. СанПин 2.1.4.1110-02 не имеют обратной силы и должны применяться к земельным отношениям, возникшим после их принятия. На момент предоставления Иванову В.Г. земельного участка действовали СанПин 2.1.4.027-95, а ЗСО устанавливались на основании СанПина 2640-82. При этом основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО являлось время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору. Поэтому отталкиваться лишь от одного из показателей ЗСО – физического расстояния в корне не правильно.

Кроме того, отсутствуют доказательства того, что спорный земельный участок входит во второй пояс ЗСО. Так представленные картографические материалы не содержат обозначений ЗСО. Метод, который использовали ответчики при определении ЗСО – замер расстояний с помощью сервисов публичной кадастровой карты они считают несостоятельными, поскольку достоверность таких сведений ничем не подтверждается. Действия ответчиков, которые предоставляли в собственность граждан, в том числе в собственность Ивановой Т.Г., земельные участки, расположенные рядом с участком истца, так же опровергают факт того, что спорный земельный участок находится во 2 поясе ЗСО.

Представители административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений РК в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, представили отзыв, в котором возражали против иска по тем основаниям, что согласно схеме зон с особыми условиями использования территорий, входящей в состав Генерального плана Сосновецкого сельского поселения, утвержденного Решением совета Сосновецкого сельского поселения 37 сессии 2 созыва от 04.04.2013 № 131, испрашиваемый истцом земельный участок расположен во 2 поясе ЗСО, поэтому ограничен в обороте в силу положений пп.14 п.5 и п.2 ст.27 ЗК РФ. Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенного в границах ЗСО, организаций и граждан от выполнения требований предъявляемых СанПин 21.4.1110-02. Решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность Иванову В.Г. было принято в соответствии с п.6 ст.39.16 ЗК РФ.

Представители ответчика АМО «Соснвоецкое сельское поселение» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, отзыв на иск не представили.

Представители заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии РК в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Представили отзыв, в котором указали, что в соответствии со ст.43 Водного кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться водные объекты, защищенные от загрязнения и засорения. В связи с чем, для водных объектов устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Основная цель создания и обеспечения режима ЗСО является охрана от загрязнения источников водоснабжения. ЗСО источников питьевого водоснабжения относятся к зонам с особыми условиями использования. Решением совета Сосновецкого сельского поселения 37 сессии 2 созыва от 04.04.2013 № 131 утверждены правила землепользования и застройки Сосновецкого сельского поселения. При этом Министерству не удалось сопоставить картографические материалы документов территориального планирования и расположения земельного участка с кадастровым номером , что не позволяет сделать однозначный вывод о нахождении спорного участка в границах 2 пояса ЗСО. Проекты ЗСО источников питьевого водоснабжения, расположенных в <адрес>, в Министерство не поступали, соответственно и не утверждались. Вместе с тем в соответствии с ч.8 ст.26 ФЗ от 03.08.2018 № 342-ФЗ, до 01.01.2022 зоны с особыми условиями использования территории считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если зоны установлены нормативным правовым актом, без принятия решения исполнительного органа власти об установлении таких зон. Таким образом, ЗСО источников питьевого водоснабжения на картах планирования Сосновецкого сельского поселения считаются установленными. В силу п.14 ч.3 ст.27 ЗК РФ, при нахождении спорного земельного участка во 2 поясе ЗСО Министерство не видит оснований для его передачи в собственность истца.

Представители заинтересованного лица Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, представили отзыв, в котором указали, что в настоящее время в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , местоположение которого определено как: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для личного подсобного хозяйства. Указанный земельный участок находится в пожизненном наследуемом владении Иванова В.Г. Иной информацией не располагают.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 12.07.2000 Иванов В.Г. на праве пожизненного наследуемого владения пользуется земельным участком с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>. Указанный выше земельный участок относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства. Ограничения права не зарегистрированы. Границы земельного участка установлены на местности. Изложенные обстоятельства подтверждаются свидетельством о праве на наследство, сведениями из ЕГРН и земельного кадастра.

Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» от 16.11.2016 № 1185 утвержден градостроительный план земельного участка для строительства индивидуального жилого дома застройщиком Ивановым В.Г. по адресу: <адрес>. В плане указано, что земельный участок находится в жилой зоне Ж1 – индивидуальной жилой застройки. В плане отсутствуют сведения о том, что он расположен во 2 поясе ЗСО.

30.10.2018 истец Иванов В.Г. обратился в ГБУ РК «Многофункциональный центр РК» с заявлением в ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» о предоставлении без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером в собственность бесплатно и представил необходимые документы, что подтверждается копией заявления и распиской по делу .

Письмом Министерства имущественных и земельных отношений РК от 12.12.2018 № 53240/12.4-21, до сведения Иванова В.Г. было доведено об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , в связи с тем, что он расположен во 2 поясе ЗСО источника питьевого водоснабжения. При этом Иванову В.Г. было разъяснено право на заключение договора аренды на срок 49 лет в отношении истребуемого земельного участка без проведения торгов.

Законом Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК, а также Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений РК, утвержденным Постановлением Правительства РК от 02.11.2017 № 390-П, на Министерство имущественных и земельных отношений РК возложены полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности РК, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Федеральным законом от 25.10.2001 N 173-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлен порядок переоформления прав на земельные участки.

В соответствии с п.1 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

Согласно п.9.1 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Пунктом 2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. На основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;

В силу подпункта 6 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты…Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Абзацем вторым пункта 5 статьи 18 этого же федерального закона предусмотрено, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии с положениями пунктов 1.4 и 1.5 санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности….Основной целью создания и обеспечения режима в зон санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, при этом отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (пункты 1.6 и 1.17 данных санитарных правил и норм).

Боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне - осенней межени должны быть расположены на расстоянии при равнинном рельефе местности - не менее 500 метров (пп. «а» п.2.3.2.4. раздела II санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

В силу п.3 ч.8 ст.26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

Генеральным планом Сосновецкого сельского поселения, утвержденного Решением совета Сосновецкого сельского поселения 37 сессии 2 созыва от 04.04.2013 № 131, утверждены зоны санитарной охраны водозабора <адрес> (северо-восточнее поселка). 2 пояс зоны санитарной охраны располагается от уреза воды озера при нормальном подпорном уровне на 500 м.

Из приведенных положений законодательства Российской Федерации следует, что земельные участки, в том числе находящиеся в пользовании граждан на праве пожизненного наследуемого владения, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона в частную собственность не предоставляются.

На момент обращения истца с заявлением о передаче земельного участка в собственность, санитарными нормами Российской Федерации были установлены минимальные границы ЗСО водозаборов. Нормативным правовым актом МО «Сосновецкое сельское поселение», принятым в соответствии с требованиями санитарного законодательства, были установлены границы поверхностного водозабора <адрес> - 500 м. от уреза воды озера при нормальном подпорном уровне. Проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения в <адрес> в установленном Законом порядке не утверждались. Однако, границы зоны санитарной охраны считаются установленными.

Картографические материалы – Генеральный план Сосновецкого поселения, план землепользования и застройки Сосновецкого сельского поселения не содержит сведений о границах 2-го пояса зоны санитарной охраны (эти границы не отображены).

В обоснование своих выводов о том, что спорный участок находится в границах 2-го пояса зона санитарной охраны водозабора п.Пушной, ответчик Министерство имущественных и земельных отношений РК ссылается на данные замеров, произведенных с использованием сервисов публичной кадастровой карты, согласно которых расстояние от уреза воды озера Богаевское до дальней от озера границы спорного участка, границы которого установлены и обозначены на карте, составляет 431 м. Из этого следует, что весь участок расположен в границах 2 пояса ЗСО водозабора. Данные публичной кадастровой карты имеют ознакомительный характер, при этом они основываются на современных методах картографической съемки и навигации. В судебное заседание не представлено иных доказательств, опровергающих предоставленные ответчиком сведения – инструментальные замеры расстояния от уреза воды озера Богаевское до границы спорного участка не проводились, документов, содержащих иные сведения об исследуемом расстоянии, не установлено. В связи с этим, в силу ст.62 КАС РФ, суд находит доказанным факт того, что спорный участок находится в границах 2 пояса ЗСО водозабора.

С учетом изложенного, у Министерства имущественных и земельных отношений РК не имелось правовых оснований для передачи спорного земельного участка в собственность истца, поскольку он является ограниченным в обороте. При таких обстоятельствах факты совершения представителями АМО «Беломорский муниципальный район» и кадастровым инженером действий по составлению градостроительного плана земельного участка и кадастрового плана земельного участка без учета ЗСО водозабора, не имеют правового значения при разрешении настоящего иска. По этим же основаниям суд полагает необоснованными ссылки истца на факт передачи смежного земельного участка в собственность Ивановой Т.Г.

С учетом изложенного, на основании ст.ст.175 – 180, ч.2 ст.227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                    ░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.04.2019.

2-129/2019 ~ М-67/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванов Владимир Геннадьевич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений
Администрация муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение"
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РК
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по рК
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Судья
Сидоров Алексей Алексеевич
Дело на сайте суда
belomorsky--kar.sudrf.ru
18.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2019Передача материалов судье
22.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2019Судебное заседание
28.03.2019Судебное заседание
15.04.2019Судебное заседание
19.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2019Дело оформлено
24.05.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее