Дело № 2-207/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2015 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Парамонова С. П.,
при секретаре судебного заседания – Абдулловой А. Х.,
с участием в деле:
истицы – Ларькиной Н. Н.,
ответчика - Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, в лице его представителя Лопатникова А. Н., действующего на основании доверенности №07-3855 от 16.12.2014 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ларькиной Н. Н. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе ей в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и понуждении присвоить ей звание «Ветеран труда» с момента обращения, взыскании судебных издержек,
УСТАНОВИЛ:
Ларькина Н.Н. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе ей в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и понуждении присвоить ей звание «Ветеран труда», взыскании судебных издержек.
В обоснование своих требований указала, в 2010 году была награждена памятным знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», что подтверждается удостоверением, подписанным Председателем Правления ПФР ФИО1 (Распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.2010 года № 439рл), запись о данной награде занесена в трудовую книжку.
Имеет трудовой стаж 34 года, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается Трудовой книжкой.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О Ветеранах» и Положением «О порядке и условиям присвоения звания «Ветеран Труда», утвержденным Постановлением Правительства Республики Мордовия от 02.06.2006 года № 223 она обратилась в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлением о присвоении звания «Ветеран Труда».
Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия письмом от 13.08.2014 года № 10-5822-Г (Приказ от 05.08.2014 года № 245), отказало в присвоении звания «Ветеран Труда», сославшись на то, что исходя из п.1 Положения о порядке и условиях присвоения звания Ветеран труда», утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 2.06.2006 г. № 223 на присвоение звания «Ветеран труда» имеют право:
лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
лица, имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, и награжденные Почетным дипломом многодетной матери I, II, III степени, Орденом Славы Республики Мордовия, а также имеющие звание Почетный гражданин Республики Мордовия.
С принятым решением об отказе в присвоении «Звания «Ветеран Труда» она не согласна по следующим причинам.
Согласно Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», Утвержденному Постановлением Правительства Республики Мордовия от 02.06.2006 г. № 223, к ведомственным знакам отличия в труде, принимаемым к зачету при присвоении звания «Ветеран труда», относятся нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Президента СССР, Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других, федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации (СССР, РСФСР), Президиумом Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, Верховного Суда СССР и РСФСР, министерств и ведомств СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Решение об её награждении принято на основании Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.2030 года № 439рл. Отказ в присвоении звания «Ветеран труда»считает противоречащим закону, поэтому в соответствии с вышеуказанными положениями закона она имеет право на получение звания «Ветеран труда».
В связи с этим просит признать Решение Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия об отказе в присвоении Ларькиной Н.Н. звания «Ветеран труда» незаконным, признать за Ларькиной Н.Н. право на присвоение звания «Ветеран труда»;
обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия принять решение о присвоении Ларькиной Н.Н. звания «Ветеран труда», взыскать с Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в пользу Ларькиной Н.Н. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
В судебном заседании истица Ларькина Н.Н. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Лопатников А.Н. относительно исковых требований возразил, просил в иске отказать.
Заслушав объяснения истицы, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.
Как следует из материалов дела, свою трудовую деятельность Ларькина Н.Н. начала с 02 ноября 1982 года, с 28 октября 2002 года она была принята на работу в Государственное учреждение «Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации – Единая пенсионная служба по Республике Мордовия» в должности заведующей хозяйством административно – хозяйственного отдела. С 22.04.2003 года переведена на должность ведущего специалиста отдела казначейства. 01 ноября 2007 года переведена на должность старшего специалиста отдела казначейства. 11.01.2009 года переведена на должность специалиста – эксперта того же отдела. 01.10.2009 года переведена на должность ведущего специалиста – эксперта того же отдела, в которой работает по настоящее время (л.д.12-17).
Распоряжением Правления ПФР № 439 рл от 07 декабря 2010 года Ларькина Н.Н. была награждена знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», о чем ей было выдано удостоверение установленного образца (л.д.7- 9).
17 июля 2014 года Ларькина Н.Н. обратилась в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», однако приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 07 августа 2014 года № 245 ей в присвоении звания «Ветеран труда» было отказано.
Отказ в присвоении звания «Ветеран труда» мотивирован тем, что согласно пункту 1 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия № 223 от 02 июня 2006 года ветеранами труда являются лица: награжденные орденами или медалями, во внимание принимаются ведомственные знаки отличия в труде: нагрудные знаки, почетные звания, дипломы, почетные грамоты, и т.д. при условии, что награждение ими производилось от имени Правительства Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Совета Министров СССР и РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства и указанные награды подписаны должностным лицом в ранге руководителя федерального министерства (ведомства), а если совместно, то и ЦК профсоюза отрасли, и имеют печать федерального министерства (ведомства). Поскольку, Ларькина Н.Н. награждена Знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации» распоряжением Правления ПФР № 439 рл от 07 декабря 2010 года, что не отвечает указанным требованиям, приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 07 августа 2014 года № 245 ей отказано в присвоении звания «Ветеран труда».
Данный отказ является незаконным, по следующим основаниям.
Ларькина Н.Н. имеет необходимый трудовой стаж – 33 года 7 месяцев 12 дней, что подтверждается справкой ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия № 05/2928 от 11.07.2014 года.
В соответствии пунктами 1 и 2 части первой статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначении пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно пункту «б» статьи 1 Положения «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 2 июня 2006 года № 223 на присвоение звания «Ветеран труда» имеют право лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
К ведомственным знакам отличия в труде, принимаемым к зачету при присвоении звания «Ветеран труда» относятся нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени правительства Российской Федерации или других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов министров СССР и РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
Награды Академии Наук СССР, Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Комитета народного контроля СССР, Всероссийского общества слепых, Стройбанка СССР, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Союза рыболовецких колхозов России, Центросоюза, Роспотребсоюза, ВЦСПС, ФНПР, ЦК профсоюзов, Совета представителей Независимого профсоюза горняков России, Совета профессиональных союзов Российской Федерации «Единение», ДОСААФ, Советского Комитета защиты мира и Российского Комитета защиты мира, Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, ЦК ВЛКСМ, Всероссийского общества «Знание», ОСВОДа РСФСР, Всероссийского общества охраны природы, Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина, Росохотрыболовсоюза рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде, если ими были награждены работники непосредственно данных организаций (состояли в штате данных организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке).
Звание «Ветеран труда» присваивается на основании решения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Мордовия.Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) Пенсионный фонд Российской Федерации (России) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.
Как это следует из статьи 5 Федерального закона № 167-ФЗ от 15 декабря 2011 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсионный фонда Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органа составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в котором нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании настоящего Федерального закона. Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Изложенное свидетельствует о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность территориальных органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Вышестоящей организацией в данной системе является Правление Пенсионного фонда Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации в пункте 3 постановления от 25 июня 2001 года № 9-П сформулировал правовую позицию, согласно которой Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом. Такие полномочия, по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункт "ж" части 1), 78 (часть 1), ПО, 114 (пункты "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2001 г. № 318 введена специальная государственная регистрация актов Пенсионного фонда Российской Федерации Министерством юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации, является государственным учреждением, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Изложенное свидетельствует о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность территориальных органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Вышестоящей организацией в данной системе является Правление Пенсионного фонда Российской Федерации.
Данные признаки характеризуют Пенсионный фонд Российской Федерации, как ведомство, то есть орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики по управлению средствами обязательного пенсионного страхования на территории всей Российской Федерации.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом; поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Распоряжением правления Пенсионный фонд Российской Федерации № 297р от 12 октября 2010 года, была утверждена награда Пенсионного фонда Российской Федерации в форме памятного знака «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации».
Согласно Положению о памятном знаке «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации» памятным знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации» награждаются работники Пенсионного фонда Российской Федерации, а также граждане и организации, внесшие значительный вклад в решение возложенных на ПФР задач.
Решение о награждении памятным знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации» принимается Правлением ПФР на основании предложений Председателя Правления ПФР, Первого заместителя Председателя Правления ПФР, заместителей Председателя Правления ПФР, председателя Ревизионной комиссии ПФР, управляющих отделениями ПФР, директора ИЦПУ и оформляется распоряжением Правления ПФР.
Вручение памятного знака «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации» производится Председателем Правления ПФР или по его поручению иным должностным лицом в торжественной обстановке по месту работы награжденного лица или местонахождению организации.
Запись о награждении памятным знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации» вносится в трудовую книжку работника.
Памятный знак «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации» носится на левой стороне груди.
В этой связи довод ответчика, о том, что знак «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации» которым награждена истица не отвечает условиям, предусмотренным Постановлением Правительства Республики Мордовия от 02 июня 2006 года № 223, суд считает необоснованным.
Статьями 2 и 18 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Исходя из положений части первой статьи 19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом, а также положений части второй статьи 55 Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах», принятого фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции Российской Федерации, в связи с чем оно не является правомерным.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24 мая 2001 года № 8-п, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями части первой статьи 1, статей 2, 18, части первой статьи 54, части второй статьи 55, статьи 57 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Ларькина Н.Н., награжденная знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», при наличии трудового стажа, необходимого для назначения пенсии, имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с чем, отказ органа социальной защиты населения в его присвоении является незаконным. Исковые требования Ларькиной Н.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса.
Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исковое заявление Ларькиной Н.Н. оплачено государственной пошлиной в размере 200 рублей (л.д.6). При этом уплаченная истицей государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации ( в предыдущей редакции), согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.
В этой связи, истице подлежат возмещению понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Ларькиной Н. Н. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе ей в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и понуждении присвоить ей звание «Ветеран труда» удовлетворить.
Признать незаконным приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 07 августа 2014 года № 245 в части отказа в присвоении Ларькиной Н. Н. звания «Ветеран труда».
Признать право Ларькиной Н. Н. на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия присвоить Ларькиной Н. Н. звание «Ветеран труда».
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в пользу Ларькиной Н. Н. 200 рублей (двести рублей) в возмещение расходов, понесенных истицей на оплату государственной пошлины.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.П.Парамонов