Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-122/2021 ~ М-31/2021 от 18.03.2021

Дело №3а-122/2021

УИД №70OS0000-01-2021-000032-07

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2021 г. Томский областной суд в составе

председательствующего судьи Куцабовой А.А.

при секретаре Кутлубаевой К.В.

с участием административного истца Токмашовой О.С., представителя административного ответчика администрации Города Томска Ухановой А.В., представителя административного ответчика департамента финансов администрации Города Томска Дмитриевой Е.Е., помощнике судьи И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-122/2021 по административному исковому заявлению Токмашовой Оксаны Степановны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

Токмашова О.С. обратилась в Томский областной суд с административным иском к департаменту финансов администрации Города Томска о присуждении 57708,32 рублей в качестве компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Советского районного суда г.Томска от 14 мая 2020 г., которым удовлетворен ее иск к администрации Города Томска об обязании к предоставлению по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенного жилого помещения, находящегося на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 25 кв.м.

В обоснование заявленных требований указано, что административным истцом на основании решения суда от 14 мая 2020 г. получен и передан на исполнение исполнительный документ; 2 июля 2020 г. возбуждено исполнительное производство; в связи с неисполнением судебного постановления административный истец вынуждена нести материальные убытки, связанные с необходимостью оплаты коммунальных и эксплуатационно-бытовых расходов по адресу фактического проживания в непринадлежащем ей жилом помещении; вынуждена проживать с посторонними лицами и постоянной атмосфере стресса и напряжения; должником не приняты исчерпывающие меры, направленные на исполнение решения суда.

Определением судьи от 22 марта 2021 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Города Томска, заинтересованных лиц – Управление Федеральной службы судебных приставов по Томской области, судебный пристав-исполнитель межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Стрельчунова А.В.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержала по вышеизложенным основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Города Томска Уханова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что исполнение решения суда поставлено в зависимость от поступления денежных средств из бюджета вышестоящего уровня; в целях исполнения решения суда в сентябре-декабре 2020года проводились электронные аукционы, признанные несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них; запрошенные в 2021 году в связи с увеличением стоимости 1 кв.м жилого помещения денежные средства не поступили до настоящего времени;

Представитель департамента финансов администрации Города Томска Дмитриева Е.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что департамент является ненадлежащим административным ответчиком;нарушение установленного законодательством срока исполнения судебного акта не означает нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок; общий срок неисполнения решения составляет менее одного года, связан с закупкой жилого помещения в рамках контрактной системы и отвечает требованию разумности.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие извещенных о времени и месте рассмотрения дела заинтересованных лиц Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области, судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Стрельчуновой А.В.

Заслушав объяснения участников судебного разбирательства, изучив материалы настоящего административного дела, материалы гражданского дела №2-1192/2020, рассмотренного 14 мая 2020 г. Советским районным судом г.Томска, материалы соответствующего исполнительного производства, суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Советского районного суда г.Томска от 14 мая 2020 г., вступившим в законную силу 23 июня 2020 г., удовлетворен иск прокурора Советского района г.Томска в интересах Токмашовой О.С. - на администрацию Города Томска возложена обязанность предоставить Токмашовой О.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма жилого помещения специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 25кв.м.

Из материалов исполнительного производства следует, что оно возбуждено 2 июля 2020 г. и в настоящее время не окончено; административное исковое заявление подано (направлено) в суд 10 марта 2021 г.

Таким образом, административный иск подан лицом, отвечающим приведенным выше требованиям процессуального законодательства, в установленный процессуальным законом срок.

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6); каждый, чьи права и свободы, признанные Конвенцией, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (статья 13).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (заявителя), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств- непреодолимой силы; при этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2); присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

На основании части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, общей продолжительности неисполнения судебного акта.

Как разъяснено в пунктах 46, 48, 55 и 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016г. №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта; при этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например, путем непредставления им реквизитов банковского счета; не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств; при исчислении общей продолжительности исполнениясудебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта; в общую продолжительность исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления исполнения судебного акта.

Решение суда от 14 мая 2020 г. вступило в законную силу 23 июня 2020г.; исполнительный лист выдан судом 23 июня 2020 г. и в тот же день направлен в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов (сокращенное наименование– УФССП) по Томской области.

2 июля 2020 г. возбуждено исполнительное производство №55653/20/70024-ИП; должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

2 июля 2020г. судебным приставом-исполнителем у администрации Города Томска запрошена информация об объеме финансирования, необходимого для фактического исполнения исполнительного листа.

9 июля 2020г. администрацией Города Томска судебному приставу-исполнителю направлен ответ (исх. №4627) о том, что на исполнении в администрации Города Томска отсутствует решение Советского районного суда г.Томска о предоставлении Токмашовой О.С. благоустроенного жилого помещения; после поступления решения суда, в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области будет направлено ходатайство на выделение денежных средств; сообщено, что исполнить требование, содержащееся в исполнительном документе в установленный пятидневный срок не представляется возможным в связи с длительностью процедур доведения лимитов финансирования областного бюджета и проведения электронных аукционов в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

13 июля 2020г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 16 августа 2020г.; вынесено постановление о взыскании с администрации Города Томска исполнительского сбора (сбор уплачен).

По состоянию на 23 июля 2020г. денежные средства в бюджет муниципального образования не поступали, что следует из письма администрации Города Томска от 24 июля 2020 г. № 5106

Как следует из писем администрации Города Томска от 14 августа 2020г. №5756, 19 августа 2020г. № 5895, от 21 августа 2020 г. № 5962 и от 16 сентября 2020г. № 6656, направленных в адрес судебного пристава-исполнителя, Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области 7 августа 2020г. выделены денежные средства на исполнение решения суда в отношении Токмашовой О.С.– 1 710 875рублей; в связи с увеличением стоимости 1кв.м жилого помещения в 3квартале 2020г. администрацией Города Томска в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области направлен запрос о предоставлении дополнительных денежных средств.

17 августа 2020г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 17 сентября 2020г.

19 августа 2020г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 21 августа 2020г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

11 сентября 2020г. руководитель администрации Города Томска предупрежден судебным приставом-исполнителем о привлечении к уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

17 сентября 2020 г. должнику назначен новый срок исполнения – до 19 октября 2020г.

22 сентября 2020г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 25 сентября 2020г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Из писем администрации Города Томска от 22 сентября 2020 г. №6810, от 25 сентября 2020 г. № 6914, направленных в адрес судебного пристава-исполнителя, следовало, что Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области 7 августа 2020 г. выделены денежные средства на исполнение решения суда в отношении Токмашовой О.С.– 1710875рублей; в апреле– августе 2020г. проводились электронные аукционы, которые признаны несостоявшимися.

19 октября 2020г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 24 ноября 2020г.

22 октября 2020г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 28 октября 2020г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Согласно письмам администрации Города Томска в адрес судебного пристава– исполнителя от 16 октября 2020г. №7478, от 22 октября 2020 г. № 7602, от 28 октября 2020 г. № 7777, от 20 ноября 2020 г. № 8395, от 27 ноября 2020 г. № 8597, от 1 декабря 2020 г. № 8694, от 23 декабря 2020г. №9312 Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области 7 августа 2020 г. выделены денежные средства на исполнение решения суда в отношении Токмашовой О.С.–1711225рублей; в течение 2020г. проведены электронные аукционы, в том числе для приобретения квартиры Токмашовой О.С., которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них; с целью проведения закупок в IV квартале 2020года организована работа для утверждения проекта постановления «Об установлении расчетной стоимости 1кв.м жилого помещения в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, а также норматива средней рыночной стоимости общей площади жилья с целью определения размера межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц и субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц».

24 ноября 2020г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 25 декабря 2020г.

27 ноября 2020г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 2 декабря 2020г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

25 декабря 2020г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 4 февраля 2021 г.

14 января 2021 г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 18 января 2021 г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Из писем администрации Города Томска от 12 января 2021 № 30, от 14 января 2021 г. № 134, от 18 января 2021 г. № 206, от 2 февраля 2021 г. №613, от 10 февраля 2021 г. № 854, направленных в адрес судебного пристава-исполнителя, следовало, что неиспользованные в срок до 1 января 2021 г. денежные средства возвращены в областной бюджет с подтверждением потребности в них; после поступления денежных средств в бюджет муниципального образования «Город Томске» в новом финансовом году, работа по приобретению благоустроенного жилого помещения в Городе Томске в целях предоставления в том числе Токмашовой О.С. будет продолжена.

Денежные средства в бюджет муниципального образования поступили 10 февраля 2021 г., что следует из письма администрации Города Томска от 15 февраля 2021 г. № 998.

4 февраля 2021 г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 11 марта 2021 г.

10 февраля 2021 г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 15 февраля 2021 г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

11 марта 2021 г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 14 апреля 2021 г.

17 марта 2021 г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 23 марта 2021 г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Согласно письмам администрации Города Томска в адрес судебного пристава– исполнителя от 11 марта 2021 г. № 1609, от 17 марта 2021 г. №1786, от 19 марта 2021 г. № 1862, от 23 марта 2021 г. № 1948 Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области 10 февраля 2021 г. направлены денежные средства на исполнение решения суда в отношении Токмашовой О.С.– 1710300 рублей; в связи с увеличением стоимости 1кв.м жилого помещения в 3квартале 2020г. администрацией Города Томска в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области направлен запрос о предоставлении дополнительных денежных средств

Из ответа судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области на запрос суда от 11 июня 2021 г. № 214253 следует, что 25 мая 2021 г. постановлением судебный пристав-исполнитель обязал должника исполнить требования исполнительного документа в срок до 30 июня 2021 г.; из письма, поступившего 31 мая 2021 г. от администрации г.Томска следует, что Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области 10 февраля 2021 г., 21 апреля 2021 г., 14 мая 2021 г. доведены лимиты бюджетных обязательств с учетом дополнительного финансирования в размере 2080050 рублей; готовится проект документаций для проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта в целях предоставления благоустроенного жилого помещения, ориентировочный срок размещения электронного аукциона – конец мая 2021 г.

7 июня 2021 г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дела по существу назначено на 15 июня 2021 г.

Таким образом, с момента возбуждения исполнительного производства (2 июля 2020г.) до рассмотрения настоящего административного дела решение суда не исполнено на протяжении 11 месяцев 14 дней; со дня поступления в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Томской области исполнительного листа (29 июня 2020 г.) до рассмотрения настоящего административного дела истекло 11 месяцев 18 дней; общий срок исполнения решения суда со дня вступления судебного акта в законную силу (23 июня 2020 г.) – 11 месяцев 24дня. При этом в 2021 году аукционы на право заключения муниципального контракта в целях предоставления благоустроенного жилого помещения административному истцу не проводились.

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ).

При рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность неисполнения судебного акта (ч. 3 ст. 253 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно разъяснениям п.п. 47, 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при оценке своевременности мер, принимаемых судом, прокурором, руководителем следственного органа, следователем, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, органом дознания, дознавателем, а также органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного осуществления судопроизводства и (или) исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту. Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков судопроизводства или исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы суда, органов дознания, следствия и прокуратуры, а также органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, замена судьи ввиду его болезни, отпуска, прекращения или приостановления его полномочий, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что со стороны суда и службы судебных приставов не допущено каких-либо действий, бездействия, связанных с несвоевременностью исполнения решения суда, исполнительный лист выдан судом своевременно, приставом-исполнителем также своевременно возбуждено исполнительное производство, должник неоднократно привлекался к административной ответственности, руководитель должника также неоднократно предупреждался судебным приставом - исполнителем об уголовной ответственности по ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом не установлено, что неисполнение судебного акта в установленный для этого срок произошло по причине совершения каких-либо действий либо в силу бездействия взыскателя Токмашовой О.С.

Особенность предмета исполнительного производства (предоставление жилого помещения) предполагает исполнение данной обязанности непосредственно самим должником, в связи с чем оценке подлежит деятельность администрации Города Томска по исполнению вступившего в законную силу судебного акта.

Как следует из исследованных судом доказательств, объяснений представителей административных ответчиков, исполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения возможно путем приобретения в собственность муниципального образования жилого помещения, удовлетворяющего требованиям, установленным в судебном решении, последующей передачей такого помещения по договору специализированного найма.

При этом суд учитывает, что приобретение жилых помещений происходит посредством проведения электронного аукциона с соблюдением правил и ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует определенного промежутка времени для добровольного исполнения решения суда, поскольку после принятия решения об осуществлении закупки на приобретение жилых помещений в собственность муниципального образования необходимо пройти этапы для реализации данной процедуры посредством проведения электронного аукциона.

Как следует из материалов дела, работа по организации проведения аукционов была начата административным ответчиком после доведения лимитов бюджетных обязательств 07.08.2020. Обстоятельствами, повлиявшими на длительность неисполнения решения суда, явились недостаточное финансирование и отсутствие достаточного количества жилых помещений в собственности муниципального образования «Города Томск», не позволяющие обеспечить всех лиц соответствующей категории жилыми помещениями в короткие сроки, а также неэффективность способа приобретения жилых помещений на аукционах в связи с отсутствием заявок на участие в аукционах по приобретению жилых помещений, что, в свою очередь, обусловлено, в том числе требованиями к участникам аукциона, а также качеству приобретаемых жилых помещений, в том числе их благоустроенность, ограничение общего количества квартир в доме.

Однако указанные обстоятельства не имеют решающего правового значения для констатации нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок с учетом разъяснений п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Согласно позиции Европейского Суда по правам человека относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок, согласно которой исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год не совместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Д. против Российской Федерации» от 4 декабря 2008 года, постановление Европейского Суда по правам человека по делу «К. и другие против Российской Федерации» от 28 мая 2014 года, постановление Европейского Суда по правам человека по делу «К. и другие против Российской Федерации» от 16 сентября 2010 года и другие).

Применительно к обстоятельствам настоящего дела предоставление жилья для административного истца, состоящей на учете как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет исключительное значение. Неисполнение соответствующей обязанности органами власти послужило основанием для обращения прокурора Ленинского района г. Томска в суд в защиту интересов Токмашовой О.С., а последующее длительное неисполнение вступившего в законную силу решения суда несовместимо с принципами разумности.

Из материалов гражданского дела следует, что в резолютивной части решения суд, возлагая обязанность на администрацию Города Томска, не устанавливал срок исполнения судебного акта.

По общему правилу, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Бесспорные доказательства предоставления либо возможности предоставления административному истцу жилого помещения до истечения одного года с момента возбуждения исполнительного производства в материалы дела не представлены, что с учетом установленного срока исполнения судебного акта более одиннадцати месяцев дает суду право положительно разрешить рассматриваемые административные исковые требования Токмашовой О.С. При этом суд находит принимаемые стороной административного ответчика меры к исполнению решения суда недостаточными и неэффективными.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Принимая во внимание требования административного истца, обстоятельства гражданского дела, по которому было допущено нарушение, его продолжительность и значимость последствий для административного истца, являющейся студенткой медицинского ВУЗа, проживание которой в общежитии в период распространения новой коронавирусной инфекции затруднительно, а также учитывая правовые позиции Европейского Суда по правам человека, изложенные в постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации, и касающиеся защиты прав лиц на разумные сроки исполнения судебных актов, которая учитывается не только при подсчете размеров взысканий, но и при определении подходов в оценке обстоятельств конкретных дел, суд полагает, что требуемая административным истцом сумма является чрезмерной, и определяет подлежащую присуждению компенсацию в размере 15000 рублей, которая соответствует принципам разумности и справедливости.

Доводы представителя департамента финансов администрации Города Томска о ненадлежащем процессуальном положении департамента во внимание не принимаются.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона №68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Федерального закона №68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Расходы на выплату компенсации по судебному решению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок предусматриваются в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации, местных бюджетах (часть 3 статьи 5 Федерального закона №68-ФЗ).

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016г. №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в целях своевременного исполнения решения суда об удовлетворении заявления о компенсации в резолютивной части решения должны быть указаны размер присуждаемой компенсации, орган, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта по делу о компенсации, а также реквизиты банковского счета лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации, на который должны быть перечислены подлежащие выплате в счет компенсации денежные суммы (часть 2 статьи 5 Закона о компенсации, подпункт «б» пункта 2 части 1 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае органом, обязанным исполнить требование о предоставлении жилого помещения Токмашовой О.С., является администрация Города Томска, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Томск».

При этом в соответствии с пунктом 1.2 Положения о департаменте финансов администрации Города Томска, утвержденного решением Думы города Томска от 15.09.2005 № 1001, Департамент финансов является финансовым органом администрации Города Томска, обеспечивающим проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирующим деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1.6 Положения о департаменте финансов департамент финансов имеет право выступать в пределах своей компетенции от имени администрации города Томска и муниципального образования «Город Томск».

При таких обстоятельствах применительно к положениям части 3 статьи 4, пункта 3 части 2, части 3 статьи 5 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит взысканию за счет средств муниципального образования «Город Томск», а финансовым органом, на который должна быть возложена соответствующая обязанность, является департамент финансов администрации Города Томска.

В силу ч. 3 ст. 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 15000 (░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ /__/, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ (░░) ░ ░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ /__/, ░░░ /__/.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

3а-122/2021 ~ М-31/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Токмашова Оксана Степановна
Ответчики
Департамент финансов администрации г.Томска
администрация г.Томска
Другие
СПИ МОСП по ИОВИП УФССП РОссии по ТО Стрельчунова А.В.
УФССП России по Томской области
администрация г.Томска
Суд
Томский областной суд
Судья
Куцабова Анна Александровна
Дело на сайте суда
oblsud--tms.sudrf.ru
18.03.2021Регистрация административного искового заявления
18.03.2021Передача материалов судье
22.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2021Подготовка дела (собеседование)
06.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Судебное заседание
18.05.2021Судебное заседание
18.05.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
16.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2021Дело оформлено
19.11.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее