Дело № 2-4341/2017
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Галаховой И.В.
при секретаре Толмачевой А.В.
с участием: представителя истца Чистякова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 сентября 2017 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Сорокина И. В. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» об оспаривании установления, снятия с гражданина группы инвалидности
УСТАНОВИЛ:
Сорокин И.В. обратился в суд с иском о признании незаконными решения (акта №...ДД.ММ.ГГГГ/2015) бюро МСЭ №... ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» об установлении 3 группы инвалидности, и решения (акта №...ДД.ММ.ГГГГ/2016) бюро МСЭ №... ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» об отказе в установлении инвалидности.
Свои требования обосновывает тем, что в 1995 г. поставлен на учет в медицинском учреждении, как страдающий тяжелым хроническим заболеванием. Актом №...ДД.ММ.ГГГГ/2015 от 20.05.2015г. истцу установлена 3 группа инвалидности, при этом выявлены умеренные нарушения 40% мочевыделительной функции организма. Исходя из ранее проведенного узкоспециализированного обследования в Минздраве Ростовской области ГБУ Областная клиническая больница №... ..., заключение по биопсии почки №... следует: морфологическая картина более соответствует энфокапилярному очаговому гломерулонефриту, вторичному тубуло – интерстициальному нефриту с началом трансформации в конечную стадию хронического заболевания почек (нефросклероз), гипертензивная ангиопатия. Исходя из данного заключения следует, что улучшения здоровья истца без хирургического вмешательства невозможно. С момента прохождения вышеуказанного обследования истец хирургическому вмешательству не подвергался, лечение ограничивалось приемом различных лекарственных средств. При очередном освидетельствовании в 2016 года он инвалидом не признан, в установлении инвалидности отказано, по причине частичного выздоровления. Истец полагает, что решение необоснованно, поскольку при принятии решений не учтена полная клиническая картина его заболеваний, заключение узкоспециализированных специалистов.
В судебное заседание истец Сорокин И.В. не явился, о времени и месте слушания дела извещен, отбывает наказание в виде лишения свободы.
Представитель истца Сорокина И.В. по доверенности Чистяков А.И.. в судебном заседании исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, о причине своей неявки суд не уведомил.
С учетом изложенного, мнения сторон, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, проверив и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом.
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.
Исходя из п. 7 Правил в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
Согласно п. 9 Правил инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
В силу п.36 Правил признания инвалидом гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.
Приказом Минтруда России от 17.129.2015 года №...н (действовавшим на дату принятия оспариваемого решения ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области») утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Пунктом 4 классификаций и критериев выделяются 4 степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов, предусмотренной приложением к настоящим классификациям и критериям:
I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
Исходя из п. 5 и 6 классификаций и критериев к основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
а) способность к самообслуживанию;
б) способность к самостоятельному передвижению;
в) способность к ориентации;
г) способность к общению;
д) способность контролировать свое поведение;
е) способность к обучению;
ж) способность к трудовой деятельности.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Сорокин И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает хроническим заболеванием, в результате которого с ДД.ММ.ГГГГ по 01.06.2016г. устанавливалась категория «Инвалид 3 группы».
ДД.ММ.ГГГГ освидетельствован повторно в Бюро медико-социальной экспертизы №... ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда России. По результатам освидетельствования Сорокину И.В. инвалидность не установлена.
По ходатайству стороны истца определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена заочная судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
В заключении комиссии экспертов ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, отмечено, что на момент освидетельствования в 2015 году, имелись основания для установления третьей группы инвалидности сроком на 1 год. В июне 2016г. оснований для установления группы инвалидности не имелось.
С данным заключением представитель истца Чистяков А.И. не согласился, ходатайствовал о проведении повторной заочной судебной медико-социальной экспертизы.
Определением Центрального районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ходатайства о назначении повторной экспертизы было отказано.
В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
У суда не имеется оснований сомневаться в достоверности выполненного заключения, поскольку экспертиза выполнена судебно-медицинской экспертной комиссией, в установленном законом порядке. Кроме того, эксперты перед проведением экспертизы были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Экспертам были предоставлены медицинские карты истца, дело освидетельствования Сорокина И.В. и иные медицинские карты освидетельствованного.
Доводы представителя истца о том, что суд обязал провести экспертизу с обязательным привлечением врача нефролога, других узких специалистов, суд полагает необоснованными, поскольку в определении от 29.06.2017г. речь шла о праве (а не об обязанности) государственного учреждения, которому поручено проведение экспертизы привлечь врача нефролога, не состоящего в штате учреждения. Кроме того, в заключении экспертизы указано, что эксперты МСЭ обладают достаточным знанием, чтобы проводить экспертизу без привлечения узких специалистов лечебного учреждения, т.к. ежегодно проходят курсы повышения квалификации как по законодательству по МСЭ, так и по всем заболеваниям.
Поскольку результаты проведенной экспертизы подтвердили отсутствие оснований для установления Сорокину И.В. инвалидности, суд считает, что оспариваемые решения и действия ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» являются законными.
Какие-либо объективные доказательства, опровергающие выводы экспертизы, истцом суду не представлены. При этом также не представляется возможным сделать вывод об установлении Сорокину И.В. группы инвалидности, так как в ходе рассмотрения дела суду не представлены объективные данные о наличии совокупности признаков для признания его инвали... группы, в связи с чем суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 25.09.2017░.
░░░░░ - ░░░░░░░░ ░.░.