Дело №2-7542/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2016 г. г. Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе: председательствующего – судьи Диденко Д.А.,
при секретаре – Головатой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Братковская Л.Л. к Государственному учреждению – отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о понуждении совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Братковская Л.Л. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что с октября 2015 года она являлась получателем досрочной страховой пенсии по старости. В марте 2016 года Пенсионным фондом было принято два решения, которыми ей прекращена выплата пенсии и отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого льготного стажа. Указанные решения считает незаконными, поскольку льготный период ее деятельности составляет 33 года и 8 месяцев.
На основании изложенного, истец просит: признать незаконным решение ответчика об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты пенсии; обязать ответчика включить в трудовой стаж период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика выплатить задолженность по пенсии, образовавшуюся с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец, ее представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили удовлетворить иск по мотивам указанным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что по результатам проверки достоверности данных о стаже, предоставленных для назначения пенсии документов ГБУ РК «Симферопольская центральная районная клиническая больница» и материалов выплатного пенсионного дела Братковская Л.Л. комиссией было принято решение об исключении из льготного стажа периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды работы на неполную ставку; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы прохождения повышения квалификации с отрывом от производства; на основании Постановления правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Продолжительность льготного стажа Братковская Л.Л. составила 22 года 6 дней, при необходимых 30 годах, следовательно, право на досрочное назначение пенсии согласно п.п.20 ч. 1 ст. 30 ФЗ 400-Фз отсутствует. В удовлетворении иска просила отказать.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России в г. Симферополе № от ДД.ММ.ГГГГ Братковская Л.Л. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием необходимого стажа.
Как следует из текста данного решения и протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ из льготного стажа исключены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды работы на неполную ставку; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы прохождения квалификации с отрывом от производства; на основании Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России в г. Симферополе № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ Братковская Л.Л. прекращена выплата пенсии по старости, установленная в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ в соответствии с п.3 ч.1 ст.25 Закона №400-ФЗ.
Отношения сторон регулируются нормами пенсионного законодательства Российской Федерации с особенностями, установленными Федеральным законом от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя».
Статьей 2 названного Закона предусмотрено, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
Согласно ст. 3 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г.(далее ФЗ № 400-ФЗ) страховой пенсией является ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Согласно ст. 21 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Согласно ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно пп.«н» п. 1 Постановления Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 г. «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Как следует из Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 при подсчете страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Согласно п. 10 указанных Правил, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
П. 11 правил закреплено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении вопросов реализации пенсионных прав застрахованного лица Братковская Л.Л., согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ из льготного стажа были исключены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды работы на неполную ставку; и периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 23.02.20010 г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы прохождения квалификации с отрывом от производства.
Из материалов пенсионного дела Братковская Л.Л. и представленных суду документов следует, что при расчете ее льготного трудового стажа фонд исходил из того, что началом ее трудовой деятельности является ДД.ММ.ГГГГ – начало работы в Центральной районной больнице Симферопольского района АРК в должности медсестры физиотерапевтического отделения.
Однако, согласно данным трудовой книжки Братковская Л.Л. серии АТ-III №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она состояла в должности санитарки кардиологического отделения, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медсестры этого же отделения городской больницы № 25 им. С.М. Нахимсона в <адрес>, т.е. в указанный период так же осуществляла деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
По мнению представителя ответчика, высказанном в судебном заседании, данные периоды работы не подлежат включению в льготный стаж, поскольку должность санитарки в соответствующем списке профессий отсутствует, а сведения о работе медсестрой в горбольнице № им. ФИО5 вызывают сомнение, т.к. записи о приме на работу и увольнении в данном учреждении заверены разными печатями и в записи о переводе на должность медсестры от ДД.ММ.ГГГГ указано «после окончания 8ЛМУ», в то время как училище окончено Братковская Л.Л. в 1987 г.
Данные пояснения суд не может принять во внимание, поскольку при принятии спорных решений комиссией пенсионного фонда указанные обстоятельства основанием для прекращения выплаты и отказа в установлении досрочной пенсии Братковская Л.Л. не являлись.
Правомерность исключения из льготного стажа периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (периоды работы на неполную ставку); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( курсы прохождения квалификации с отрывом от производства) истцом не оспаривается, в связи с чем оценка решения в этой части судом не производится.
Таким образом, судом установлено, что основанием для прекращения выплаты пенсии Братковская Л.Л. и для принятия решения об отказе в назначении досрочной пенсии стали результаты проверки и исключение из ранее рассчитанного льготного стажа некоторых периодов работы.
Однако, судом так же установлено, что ответчик при проведении нового расчета не принял во внимание работу Братковской Л.Л. в горбольнице № 25 им. С.М. Нахимсона, в нарушение требований ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не разъяснил ее право на подачу дополнительных документов и не обосновал отказ включения данного стажа в льготный.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав истца и необходимости повторного рассмотрения ее заявления и принятия мотивированного решения в порядке, предусмотренном законом, в части периода работы Братковская Л.Л. в горбольнице № 25 им. С.М. Нахимсона ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
До принятия законного решения по заявлению Братковская Л.Л. о назначении пенсии суд лишен возможности дать оценку правомерности прекращения выплаты ей ранее назначенной пенсии, в связи с чем требования о признании незаконным такого решения и взыскании задолженности с ДД.ММ.ГГГГ являются преждевременными и удовлетворению не подлежат.
Подсчет и проверка подтверждения страхового стажа, а так же установление страховых пенсий относится к исключительной компетенции ответчика, в связи с чем требования о понуждении его принять конкретное решение – включить периоды работы в страховой стаж, назначить пенсию необоснованны и не подлежат удовлетворению.
При этом суд принимает во внимание, что вопрос о включении в специальный стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии пенсионного фонда не рассматривался.
На основании ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», руководствуясь ст. ст. 11, 12, 56, 67, 194, 195, 198, 245, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Иск Братковская Л.Л. к Государственному учреждению – отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о понуждении совершить действия удовлетворить частично.
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым об отказе Братковская Л.Л. в установлении пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым принять решение по заявлению Братковская Л.Л. от ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном законом с учетом сведений в трудовой книжке о работе в горбольнице №25 им. С.М. Нахимсона в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через Киевский районный суд г. Симферополя.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.12.2016 г.
Судья Д.А. Диденко