Дело № 2-4554/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2017 года суд Центрального района города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сапрыкиной И.А.,
при секретаре Селищевой Я.А.,
с участием: представителя истца Ануфриевой Е.В. по доверенности Мотырева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суд гражданское дело по иску Ануфриевой Елены Владимировны к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности по включению в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, в группе индивидуальное жилищное строительство, с даты подачи заявления в управу Железнодорожного района городского округа город Воронеж – с ДД.ММ.ГГГГ., взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л :
Истец Ануфриева Е.В. обратилась в суд с настоящим иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее ДИЗО ВО), указала, что по распоряжению Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. №-р ее семья принята на учет на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с вступлением в силу Закона Воронежской области от 08.06.2012г. № 65-ОЗ «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», Постановлением правительства Воронежской области от 25.09.2012г. № 845 утвержден Порядок ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, согласно которого Департамент, орган местного самоуправления обеспечивают внесение в Реестр записей о многодетных гражданах, обратившихся с заявлением о предоставлении земельного участка до вступления в силу настоящего Порядка, путем направления таким гражданам заказным письмом с уведомлением о вручении запросов о предоставлении документов и проведения проверки соответствия сведений, представленных такими гражданами. Приказом ДИЗО ВО № от ДД.ММ.ГГГГ. семья истицы была включена в Реестр многодетных граждан, имеющих право и бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, под порядковым номером 1119, и датой включения в реестр – ДД.ММ.ГГГГ.
Узнав об изменении порядка учета и порядка включения в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, истец подала заявление в ДИЗО об изменении даты постановки на очередь на бесплатное получение земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство, однако, ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ. №з оставил требование истицы без удовлетворения. Полагая, что указанным ответом нарушены ее права, она была вынуждена обратиться в суд, просит обязать ответчика восстановить в очереди с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ., внести изменения в сводный список многодетных семей, включив истца с составом семьи в очередь с даты постановки, в случае если очередь по получение земельного участка уже была достигнута, предоставить земельный участок под индивидуальное строительство, взыскать с ответчика судебные расходы.
В ходе подготовки дела к разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Управа Железнодорожного района городского округа г. Воронеж.
В последствии истцом исковые требования уточнены, просит обязать ответчика включить в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, в группе индивидуальное жилищное строительство, с даты подачи заявления в управу Железнодорожного района городского округа город Воронеж – с ДД.ММ.ГГГГ., взыскать расходы по оплате государственной пошлины и расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 руб.
Истец Ануфриева Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте разбирательства извещена надлежащим образом, просит дело рассматривать в ее отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление.
Представитель истца по доверенности Мотырев А.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства извещен, причина неявки не известна. Представил суду письменные возражения относительно заявленных требований.
Представитель третьего лица администрации городского округа г. Воронеж, в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства извещен, причина неявки суду не известна.
Представитель третьего лица Управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж, в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч.3 ст.167 ГПК РФ, об отложении судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное разбирательство не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст.7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:
в силу ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На территории Воронежской области бесплатное предоставление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии Законом Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
Согласно ст. 12 указанного Закона ВО, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8, 9 и 10 настоящего Закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из с видов землепользования в соответствии с действующим законодательством, в том числе, индивидуальное жилищное строительство.
Ст. 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ устанавливает категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют граждане, имеющие трех и более детей. К гражданам, имеющим трех и более детей, указанным в статье 8.1 настоящего Закона Воронежской области и в пункте 5 части 1 настоящей статьи, в целях настоящего Закона Воронежской области относятся граждане, являющиеся родителями (одинокими родителями), на содержании которых находятся постоянно зарегистрированные по месту жительства совместно с ними трое и более несовершеннолетних их детей и (или) детей его (ее) супруга (супруги), включая детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, и (или) являющиеся опекунами (попечителями), на содержании которых находятся трое и более несовершеннолетних детей. В случаях, предусмотренных пунктами 5 - 5.2 части 1 настоящей статьи, земельный участок предоставляется одному из родителей или опекуну (попечителю). При осуществлении исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Законом Воронежской области № 65- ОЗ от 08.06.2012г. «О внесении изменений в Закон Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ» был определен порядок предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В собственность многодетным гражданам предоставляются бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и включенные в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность указанным гражданам в соответствии с настоящим Законом Воронежской области. Перечень земельных участков утверждается уполномоченным органом или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не позднее последнего дня каждого квартала календарного года. Предоставление земельных участков многодетным гражданам осуществляется на основании заявления, которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) в уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, по месту постоянного проживания заявителя. В заявлении указывается цель использования земельного участка, а также сведения о ранее предоставленных заявителю бесплатно земельных участках в соответствии с настоящим Законом Воронежской области. Уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в части 3 настоящей статьи, принимает решение о включении заявителя в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, либо об отказе включить его в Реестр, которое направляется заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 5 календарных дней со дня принятия соответствующего решения. Порядок формирования и ведения перечня земельных участков, порядок ведения Реестра устанавливаются правительством Воронежской области. При принятии решения о включении заявителя в Реестр проводится проверка соответствия сведений, представленных заявителем, требованиям, установленным статьями 12 и 13 настоящего Закона Воронежской области. Уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня утверждения перечня земельных участков направляют многодетным гражданам, включенным в Реестр, заказным письмом с уведомлением о вручении предложение в срок не позднее 10 календарных дней со дня получения предложения представить в данный уполномоченный орган или орган местного самоуправления свое письменное согласие на получение в собственность указанного в предложении земельного участка либо письменный отказ от предложенного земельного участка. В случае согласия многодетного гражданина на получение в собственность указанного в предложении земельного участка уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение 15 календарных дней со дня получения письменного согласия принимает решение о предоставлении земельного участка многодетному гражданину, которое направляет многодетному гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении (ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ).
Учет граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, осуществлялся в управах районов городского округа город Воронеж в соответствии с Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 13.11.2008г. № 1536 «Об утверждении правил учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность, на территории городского округа город Воронеж», действующего на день постановки истца на учет и отмененного Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 15.07.2013г. № 640.
Согласно названных Правил учета граждан, обратившихся для постановки их на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность для целей индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, разработаны в соответствии с положениями статей 12 и 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ. На учет в качестве имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность подлежат постановке граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования "Городской округ город Воронеж". Ведение учета граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, осуществляется управами районов городского округа город Воронеж. Граждане, состоящие на учете в управах районов городского округа город Воронеж, до принятия настоящего Положения подлежат включению в составляемые списки в порядке очередности с календарной даты подачи ими соответствующих заявлений. Списки граждан, изъявивших желание на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утверждаются постановлением руководителя управы района городского округа город Воронеж и направляются в Главное управление государственного имущества Воронежской области ежеквартально.
Согласно Положения, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009г. № 365, ДИЗО является правопреемником Главного управления государственного имущества Воронежской области.
Порядком ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, утвержденным Постановлением правительства Воронежской области от 25.09.2012г. № 845, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», в целях реализации прав многодетных граждан на бесплатное предоставление земельных участков, определено, что ведение Реестра осуществляют департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, органы местного самоуправления Воронежской области, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Реестр является информационной системой, содержащей зафиксированные на материальном носителе в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» сведения о многодетных гражданах, подавших заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и документы, указанные в части 3 статьи 13.1 Закона, в отношении которых принято решение о включении в Реестр. Включение многодетных граждан в Реестр осуществляется на основании заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и документов, которые подаются одним из родителей, опекуном (попечителем) в Департамент или орган местного самоуправления по месту постоянного проживания заявителя по одному из видов землепользования. Многодетные граждане, обратившиеся в Департамент, орган местного самоуправления до вступления в силу настоящего Порядка, включаются в Реестр в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления, зарегистрированного путем присвоения входящего номера в соответствии с инструкцией по делопроизводству в правительстве Воронежской области, исполнительных органах государственной власти Воронежской области или органов местного самоуправления. Департамент, орган местного самоуправления обеспечивают внесение в Реестр записей о многодетных гражданах, обратившихся с заявлением о предоставлении земельного участка до вступления в силу настоящего Порядка, путем направления таким гражданам заказным письмом с уведомлением о вручении запросов о представлении документов в соответствии с частью 3 статьи 13.1 Закона и проведения проверки соответствия сведений, представленных такими гражданами, в соответствии с частью 6 статьи 13.1 Закона.
Постановлением правительства Воронежской области от 25.09.2012г. № 845 предписано ДИЗО в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления привести реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, в соответствие прилагаемому Порядку.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
Содержание принципа состязательности раскрывают нормы ГПК Российской Федерации, закрепленные в ст. 35, 56, 57, 68, 71 и др. Согласно ст. 56 каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия. Принцип состязательности состоит в том, что стороны гражданского процесса обязаны сами защищать свои интересы: заявлять требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также осуществлять иные действия для защиты своих прав.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что им была исполнена обязанность по направлению истцу уведомления о необходимости направления такого заявления, суд считает, что ответчик обязан включить истца в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, в группу индивидуальное жилищное строительство, с даты подачи заявления в управу Железнодорожного района городского округа город Воронеж – с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, суд учитывает, что согласно п. 2.5 Порядка ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, реестровый номер присваивается в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления и документов заявителя, следовательно, истице должен быть присвоен номер с учетом даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, судом приходит к выводу, что требования истицы о возложении обязанности по включению в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, в группе индивидуальное жилищное строительство, с даты подачи заявления в управу Железнодорожного района городского округа город Воронеж – с ДД.ММ.ГГГГ. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кроме того, истцом заявлены требования по взысканию с ответчика расходов по оплату государственной пошлины в размер 300 руб., а так же расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 руб.
на основании ст. 88, 94, 98, 100 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся и расходы на оплату услуг представителей. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 21 января 2016г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).
Истцом Ануфриевой Е.В. заявлено ходатайством о взыскании расходов на оплату услуг представителя, понесенных при рассмотрении настоящего гражданского дела, в размере 10000 руб., состоящих из расходов по оплате услуг по составлению искового заявления, участия представителя в судебных заседаниях при рассмотрении дела в суде.
Согласно требованиям Закона расходы на оплату услуг представителя взыскиваются в разумных пределах. Разумные пределы подразумевают под собой установление с учетом представленных доказательств справедливой и соразмерной компенсации, обеспечивающей баланс интересов сторон. Поэтому пределы размера возмещения должны определяться с учетом сложности дела, продолжительности его разбирательства, количества потерянного времени.
В качестве доказательства понесенных расходов истцом представлены договор оказания юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ., соглашение о цене, а также квитанции к на сумму 10000 рублей.
Факт участия представителя истца, подтверждается протоколами судебных заседаний и иными материалами дела.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, учитывая достигнутый для доверителя результат, существовавшие на период представительства интересов минимальные расценки на оказание юридической помощи полагает, что истребуемая сумма, расходов по оказанию юридической помощи, уплаченных за участие представителя в судебных заседаниях при рассмотрении дела в суде, истцом завышена. И с учетом требований действующего законодательства, а так же принципов разумности и справедливости, в пользу Ануфриевой Е.В., суд считает возможным взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 руб. При этом суд учитывает, что представителем истца требования уточнялись.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования Ануфриевой Е.В. по взысканию судебных расходов подлежат удовлетворению в размере 7300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области включить Ануфриеву Елену Владимировну в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, в группе индивидуальное жилищное строительство, с даты подачи заявления в управу Железнодорожного района городского округа город Воронеж – с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с департамента имущественных и земельных отношений в пользу Ануфриевой Елены Владимировны судебные расходы в размере 7300 (семь тысяч триста) руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или апелляционное представление в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья И.А. Сапрыкина
Решение в окончательной форме принято 18.12.2017 года.
Дело № 2-4554/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2017 года суд Центрального района города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сапрыкиной И.А.,
при секретаре Селищевой Я.А.,
с участием: представителя истца Ануфриевой Е.В. по доверенности Мотырева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суд гражданское дело по иску Ануфриевой Елены Владимировны к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности по включению в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, в группе индивидуальное жилищное строительство, с даты подачи заявления в управу Железнодорожного района городского округа город Воронеж – с ДД.ММ.ГГГГ., взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л :
Истец Ануфриева Е.В. обратилась в суд с настоящим иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее ДИЗО ВО), указала, что по распоряжению Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. №-р ее семья принята на учет на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с вступлением в силу Закона Воронежской области от 08.06.2012г. № 65-ОЗ «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», Постановлением правительства Воронежской области от 25.09.2012г. № 845 утвержден Порядок ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, согласно которого Департамент, орган местного самоуправления обеспечивают внесение в Реестр записей о многодетных гражданах, обратившихся с заявлением о предоставлении земельного участка до вступления в силу настоящего Порядка, путем направления таким гражданам заказным письмом с уведомлением о вручении запросов о предоставлении документов и проведения проверки соответствия сведений, представленных такими гражданами. Приказом ДИЗО ВО № от ДД.ММ.ГГГГ. семья истицы была включена в Реестр многодетных граждан, имеющих право и бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, под порядковым номером 1119, и датой включения в реестр – ДД.ММ.ГГГГ.
Узнав об изменении порядка учета и порядка включения в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, истец подала заявление в ДИЗО об изменении даты постановки на очередь на бесплатное получение земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство, однако, ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ. №з оставил требование истицы без удовлетворения. Полагая, что указанным ответом нарушены ее права, она была вынуждена обратиться в суд, просит обязать ответчика восстановить в очереди с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ., внести изменения в сводный список многодетных семей, включив истца с составом семьи в очередь с даты постановки, в случае если очередь по получение земельного участка уже была достигнута, предоставить земельный участок под индивидуальное строительство, взыскать с ответчика судебные расходы.
В ходе подготовки дела к разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Управа Железнодорожного района городского округа г. Воронеж.
В последствии истцом исковые требования уточнены, просит обязать ответчика включить в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, в группе индивидуальное жилищное строительство, с даты подачи заявления в управу Железнодорожного района городского округа город Воронеж – с ДД.ММ.ГГГГ., взыскать расходы по оплате государственной пошлины и расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 руб.
Истец Ануфриева Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте разбирательства извещена надлежащим образом, просит дело рассматривать в ее отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление.
Представитель истца по доверенности Мотырев А.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства извещен, причина неявки не известна. Представил суду письменные возражения относительно заявленных требований.
Представитель третьего лица администрации городского округа г. Воронеж, в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства извещен, причина неявки суду не известна.
Представитель третьего лица Управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж, в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч.3 ст.167 ГПК РФ, об отложении судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное разбирательство не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст.7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:
в силу ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На территории Воронежской области бесплатное предоставление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии Законом Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
Согласно ст. 12 указанного Закона ВО, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8, 9 и 10 настоящего Закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из с видов землепользования в соответствии с действующим законодательством, в том числе, индивидуальное жилищное строительство.
Ст. 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ устанавливает категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют граждане, имеющие трех и более детей. К гражданам, имеющим трех и более детей, указанным в статье 8.1 настоящего Закона Воронежской области и в пункте 5 части 1 настоящей статьи, в целях настоящего Закона Воронежской области относятся граждане, являющиеся родителями (одинокими родителями), на содержании которых находятся постоянно зарегистрированные по месту жительства совместно с ними трое и более несовершеннолетних их детей и (или) детей его (ее) супруга (супруги), включая детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, и (или) являющиеся опекунами (попечителями), на содержании которых находятся трое и более несовершеннолетних детей. В случаях, предусмотренных пунктами 5 - 5.2 части 1 настоящей статьи, земельный участок предоставляется одному из родителей или опекуну (попечителю). При осуществлении исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Законом Воронежской области № 65- ОЗ от 08.06.2012г. «О внесении изменений в Закон Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ» был определен порядок предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В собственность многодетным гражданам предоставляются бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и включенные в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность указанным гражданам в соответствии с настоящим Законом Воронежской области. Перечень земельных участков утверждается уполномоченным органом или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не позднее последнего дня каждого квартала календарного года. Предоставление земельных участков многодетным гражданам осуществляется на основании заявления, которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) в уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, по месту постоянного проживания заявителя. В заявлении указывается цель использования земельного участка, а также сведения о ранее предоставленных заявителю бесплатно земельных участках в соответствии с настоящим Законом Воронежской области. Уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в части 3 настоящей статьи, принимает решение о включении заявителя в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, либо об отказе включить его в Реестр, которое направляется заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 5 календарных дней со дня принятия соответствующего решения. Порядок формирования и ведения перечня земельных участков, порядок ведения Реестра устанавливаются правительством Воронежской области. При принятии решения о включении заявителя в Реестр проводится проверка соответствия сведений, представленных заявителем, требованиям, установленным статьями 12 и 13 настоящего Закона Воронежской области. Уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня утверждения перечня земельных участков направляют многодетным гражданам, включенным в Реестр, заказным письмом с уведомлением о вручении предложение в срок не позднее 10 календарных дней со дня получения предложения представить в данный уполномоченный орган или орган местного самоуправления свое письменное согласие на получение в собственность указанного в предложении земельного участка либо письменный отказ от предложенного земельного участка. В случае согласия многодетного гражданина на получение в собственность указанного в предложении земельного участка уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение 15 календарных дней со дня получения письменного согласия принимает решение о предоставлении земельного участка многодетному гражданину, которое направляет многодетному гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении (ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ).
Учет граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, осуществлялся в управах районов городского округа город Воронеж в соответствии с Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 13.11.2008г. № 1536 «Об утверждении правил учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность, на территории городского округа город Воронеж», действующего на день постановки истца на учет и отмененного Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 15.07.2013г. № 640.
Согласно названных Правил учета граждан, обратившихся для постановки их на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность для целей индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, разработаны в соответствии с положениями статей 12 и 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ. На учет в качестве имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность подлежат постановке граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования "Городской округ город Воронеж". Ведение учета граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, осуществляется управами районов городского округа город Воронеж. Граждане, состоящие на учете в управах районов городского округа город Воронеж, до принятия настоящего Положения подлежат включению в составляемые списки в порядке очередности с календарной даты подачи ими соответствующих заявлений. Списки граждан, изъявивших желание на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утверждаются постановлением руководителя управы района городского округа город Воронеж и направляются в Главное управление государственного имущества Воронежской области ежеквартально.
Согласно Положения, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009г. № 365, ДИЗО является правопреемником Главного управления государственного имущества Воронежской области.
Порядком ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, утвержденным Постановлением правительства Воронежской области от 25.09.2012г. № 845, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», в целях реализации прав многодетных граждан на бесплатное предоставление земельных участков, определено, что ведение Реестра осуществляют департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, органы местного самоуправления Воронежской области, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Реестр является информационной системой, содержащей зафиксированные на материальном носителе в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» сведения о многодетных гражданах, подавших заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и документы, указанные в части 3 статьи 13.1 Закона, в отношении которых принято решение о включении в Реестр. Включение многодетных граждан в Реестр осуществляется на основании заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и документов, которые подаются одним из родителей, опекуном (попечителем) в Департамент или орган местного самоуправления по месту постоянного проживания заявителя по одному из видов землепользования. Многодетные граждане, обратившиеся в Департамент, орган местного самоуправления до вступления в силу настоящего Порядка, включаются в Реестр в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления, зарегистрированного путем присвоения входящего номера в соответствии с инструкцией по делопроизводству в правительстве Воронежской области, исполнительных органах государственной власти Воронежской области или органов местного самоуправления. Департамент, орган местного самоуправления обеспечивают внесение в Реестр записей о многодетных гражданах, обратившихся с заявлением о предоставлении земельного участка до вступления в силу настоящего Порядка, путем направления таким гражданам заказным письмом с уведомлением о вручении запросов о представлении документов в соответствии с частью 3 статьи 13.1 Закона и проведения проверки соответствия сведений, представленных такими гражданами, в соответствии с частью 6 статьи 13.1 Закона.
Постановлением правительства Воронежской области от 25.09.2012г. № 845 предписано ДИЗО в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления привести реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, в соответствие прилагаемому Порядку.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
Содержание принципа состязательности раскрывают нормы ГПК Российской Федерации, закрепленные в ст. 35, 56, 57, 68, 71 и др. Согласно ст. 56 каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия. Принцип состязательности состоит в том, что стороны гражданского процесса обязаны сами защищать свои интересы: заявлять требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также осуществлять иные действия для защиты своих прав.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что им была исполнена обязанность по направлению истцу уведомления о необходимости направления такого заявления, суд считает, что ответчик обязан включить истца в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, в группу индивидуальное жилищное строительство, с даты подачи заявления в управу Железнодорожного района городского округа город Воронеж – с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, суд учитывает, что согласно п. 2.5 Порядка ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, реестровый номер присваивается в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления и документов заявителя, следовательно, истице должен быть присвоен номер с учетом даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, судом приходит к выводу, что требования истицы о возложении обязанности по включению в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, в группе индивидуальное жилищное строительство, с даты подачи заявления в управу Железнодорожного района городского округа город Воронеж – с ДД.ММ.ГГГГ. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кроме того, истцом заявлены требования по взысканию с ответчика расходов по оплату государственной пошлины в размер 300 руб., а так же расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 руб.
на основании ст. 88, 94, 98, 100 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся и расходы на оплату услуг представителей. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 21 января 2016г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).
Истцом Ануфриевой Е.В. заявлено ходатайством о взыскании расходов на оплату услуг представителя, понесенных при рассмотрении настоящего гражданского дела, в размере 10000 руб., состоящих из расходов по оплате услуг по составлению искового заявления, участия представителя в судебных заседаниях при рассмотрении дела в суде.
Согласно требованиям Закона расходы на оплату услуг представителя взыскиваются в разумных пределах. Разумные пределы подразумевают под собой установление с учетом представленных доказательств справедливой и соразмерной компенсации, обеспечивающей баланс интересов сторон. Поэтому пределы размера возмещения должны определяться с учетом сложности дела, продолжительности его разбирательства, количества потерянного времени.
В качестве доказательства понесенных расходов истцом представлены договор оказания юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ., соглашение о цене, а также квитанции к на сумму 10000 рублей.
Факт участия представителя истца, подтверждается протоколами судебных заседаний и иными материалами дела.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, учитывая достигнутый для доверителя результат, существовавшие на период представительства интересов минимальные расценки на оказание юридической помощи полагает, что истребуемая сумма, расходов по оказанию юридической помощи, уплаченных за участие представителя в судебных заседаниях при рассмотрении дела в суде, истцом завышена. И с учетом требований действующего законодательства, а так же принципов разумности и справедливости, в пользу Ануфриевой Е.В., суд считает возможным взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 руб. При этом суд учитывает, что представителем истца требования уточнялись.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования Ануфриевой Е.В. по взысканию судебных расходов подлежат удовлетворению в размере 7300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области включить Ануфриеву Елену Владимировну в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, в группе индивидуальное жилищное строительство, с даты подачи заявления в управу Железнодорожного района городского округа город Воронеж – с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с департамента имущественных и земельных отношений в пользу Ануфриевой Елены Владимировны судебные расходы в размере 7300 (семь тысяч триста) руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или апелляционное представление в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья И.А. Сапрыкина
Решение в окончательной форме принято 18.12.2017 года.