Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4103/2022 ~ М-3285/2022 от 01.08.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2022 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи         Осьмининой Ю.С.,

при секретаре                  Власове В.А.,

в отсутствии сторон по делу,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4103/2022 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Мироновой Е.А. о взыскании недоимки по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Мироновой Е.А. о взыскании недоимки по налогам и пени, в котором с учетом уточнений просит взыскать задолженности в размере 80 307,78 рублей, из которых пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 1 092,41 рубля, из которых с 28.07.2020 г. по 03.06.2021 г. – 198,54 рублей, с 28.07.2020 г. по 03.06.2021 г. – 280,83 рублей, с 27.10.2020 г. по 03.06.2021 г. – 613,04 рублей; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения в границах городских округов за 2020 г. в размере 35 265,41 рублей, пеня за период с 02.12.2021 г. по 15.12.2021 г. в размере 76,82 рублей; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения в границах городских округов с внутригородским делением за 2020 г. в размере 2 342 рубля, пеня в размере 13,62 рублей; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2020 г. в размере 33 889,07 рублей, транспортный налог за 2020 год в размере 7 185 рублей, пеня за период с 02.12.2021 г. по 15.12.2021 г. в размере 25,15 рублей; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за период с 02.12.2021 г. по 15.12.2021 г. в размере 56,14 рублей;, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за период с 02.12.2020 г. по 17.08.2021 г. в размере 62,16 рублей; доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году штраф в размере 300 рублей, ссылаясь на то, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему недвижимого имущества, не своевременно исполнила установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем в ее адрес было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам, которое было оставлено без исполнения. Определением мирового судьи от 14.04.2022 г. судебный приказ о взыскании недоимки по налогу на основании возражений Мироновой Е.А. отменен, что явилось основанием для обращения с настоящим иском.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Административный ответчик Миронова Е.А., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.

Суд, ознакомившись с административным иском, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Из материалов дела усматривается, что в 2019-2020 г. в собственности административного ответчика находилось транспортное средство марки <данные изъяты>

Согласно базе данных налогового органа административный ответчик подключен к личному кабинета налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговым органом сформировано налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, о необходимости уплатить не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах транспортный налог в размере 4 919 рублей, земельный налог в размере 60 191,07 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 95 449 рублей.

Также сформировано налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, о необходимости уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортный налог в размере 7 185 рублей, земельный налог в размере 60 191,07 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 103 160 рублей.

Вместе с тем налоговым органом не представлено документов, подтверждающих соблюдение налоговым органом процедуры направления в адрес налогоплательщика налоговых уведомлений, в установленный законом срок.

Согласно выписки из личного кабинета налогоплательщика налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ год и налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ направлено Мироновой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, за пределами установленного законом срока.

Каких-либо иных доказательств о направлении налогового уведомления административным истцом не представлено.

Налоговым органом сформировано требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ в размере 122 710,48 рубля, пени в размере 124,50 рублей (л.д.9); требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 302 рубля и пени в размере 179,24 рубля (л.д.10); требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ в размере 47 792 рубля, пени в размере 1 987,07 рублей, штрафа в размере 300 рублей (л.д. 75).

Документы, подтверждающие соблюдение налоговым органом процедуры направления в адрес налогоплательщика требований , в материалы дела не представлены.

В соответствии со ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В п. 4 ст. 397 НК РФ определено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Пунктом 1 статьи 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки.

Требование об уплате налога в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

По смыслу данного положения, федеральный законодатель в процессе осуществления такого регулирования должен предусмотреть юридические механизмы поддержания правопорядка в этой сфере.

Следовательно, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить исполнение данной обязанности налогоплательщиком.

В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель - на основании статей 57, 71 (пункты «в», «ж», «з», «о»), 72 (пункты «б», «и» части 1), 75 (часть 3) и 76 (часть 1 и 2) Конституции Российской Федерации - устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога - пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П по делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской

Возможность установления мер государственного принуждения в отношении налогоплательщиков вытекает из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в названных ею целях ограничения конституционных прав и свобод федеральным законом. В качестве одной из таких мер Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает требование об уплате налога, которое представляет собой направляемое налогоплательщику, не исполнившему обязанность по уплате налога.

Порядок исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 48 и 52 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 ст.75 НК РФ).

На основании пункта 6 ст.75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.ст. 46-48 НК РФ.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.

Разрешая требования административного истца, суд учитывает, что в материалах дела не содержится доказательств направления в адрес Мироновой Е.А. налоговых уведомлений за 2019, 2020 налоговый период в установленный законом срок, в связи с чем, законных оснований для выставления налогоплательщику требований , , об уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, пени за несвоевременную уплату налогов, штрафа, у налогового органа отсутствовала.

Исходя из того, что соответствующих Налоговому кодексу РФ процедур взыскания указанной задолженности налоговым органом своевременно не производилось, срок взыскания которой налоговым органом пропущен, а несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством порядка взыскания налога является основанием для признания налогового органа утратившим право на принудительное взыскание суммы задолженности по налогам в связи с пропуском установленного законом срока на принудительное взыскание. Указанная задолженность в соответствии со ст.59 Налогового кодекса РФ безнадежна к взысканию и подлежит списанию, а обязанность по их уплате прекращенной.

При изложенных процессуальных нарушениях, отсутствия доказательств направления налогового уведомления, требований в адрес налогоплательщика, отсутствуют основания для выводов о возникновении у административного ответчика обязанности по оплате задолженности, состоящей из пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 1 092,41 рубля, из которых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 198,54 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 280,83 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 613,04 рублей; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения в границах городских округов за 2020 г. в размере 35 265,41 рублей, пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 76,82 рублей; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения в границах городских округов с внутригородским делением за 2020 г. в размере 2 342 рубля, пеня в размере 13,62 рублей; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2020 г. в размере 33 889,07 рублей, транспортный налог за 2020 год в размере 7 185 рублей, пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 25,15 рублей; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 56,14 рублей;, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 62,16 рублей; доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до ДД.ММ.ГГГГ, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году штраф в размере 300 рублей. Следовательно, законные основания для удовлетворения административного иска у суда отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Мироновой Е.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 02 декабря 2022 г.

Председательствующий: Ю.С. Осьминина

2а-4103/2022 ~ М-3285/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Миронова Е.А.
Другие
Кадникова Ю.О.
Баутдинова Ю.М.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Осьминина Ю. С.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
01.08.2022Регистрация административного искового заявления
02.08.2022Передача материалов судье
03.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2022Подготовка дела (собеседование)
23.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2022Судебное заседание
21.10.2022Судебное заседание
18.11.2022Судебное заседание
02.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее