Решение по делу № 2-1365/2018 ~ М-859/2018 от 17.04.2018

Дело № 2-1365/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2018 года                                                г. Саки

Сакский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи:     Гончарова В.Н.,

при секретаре:                             Кирютенкове В.Э.,

с участием прокурора:                     Сейт-Ариф А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сакского межрайонного прокурора Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Суворовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, третье лицо - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым о возложении обязанности ликвидировать свалку отходов,

У С Т А Н О В И Л:

        В апреле 2018 года Сакский межрайонный прокурор Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Суворовского сельского поселения Республики Крым, третье лицо – Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым о возложении обязанности ликвидировать свалку отходов. Исковые требования мотивированы тем, что Сакской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования на территории Суворовского сельского поселения <адрес> Республики Крым. Проверкой установлено, что в границах <адрес> с кадастровым номером , расположенного по <адрес> в          <адрес> (координаты <адрес>) размещена свалка отходов производства и потребления, общей площадью 350 кв.м. Согласно ст.1 Федерального Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежит удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Размещение отходов осуществляется на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах, шламохранилищах и т.д.) и включающих в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - ст.1, ч.6 ст.12 Закона № 89-ФЗ. В силу п.7 ст.12 Закона № 89-ФЗ, п.2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Министерством природы Российской Федерации 15 июля 1994 года, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, а также размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов. Согласно абзацев 19,23 ст.1 Закона № 89-ФЗ, Приложения 1 к Временным правилам от 15 июля 1994 года накопление отходов возможно в виде временного складирования (на срок не более одиннадцати месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в обрасти охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Таким образом, указанная выше территория в             <адрес>, на которой складированы отходы, не являются местом (объектом) размещения (хранения) отходов либо накопления отходов. Образование несанкционированной свалки отходов противоречит требованиям п.1.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года № 4690-88, согласно которым бытовые отходы в городах удаляются специализированными транспортными коммунальными предприятиями исполкомов местных Советов народных депутатов. Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно – бытового назначения, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки. Не утилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные полигоны или сооружения для их обезвреживания и захоронения. В силу ст.4 Закона № 89-ФЗ отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Частью 2 статьи 226 ГК РФ предусмотрено, что брошенные отходы производства и другие отходы обращаются в собственность лица, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, где находятся такие отходы. Согласно положений статьи 215 ГК РФ, статьи 19 ЗК РФ имущество (земля) принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Бремя по содержанию имущества, в данном случае земли, также возложено на собственника имущества (ст.210 ГК РФ). Статья 13 Закона № 89-ФЗ предусматривает, что территория муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Непринятие администрацией Суворовского сельского поселения должных мер по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а именно мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки отходов, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, создает опасность причинения вреда окружающей среде. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурору предоставлены полномочия на защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в конкретном случае постоянно и временно проживающих в населенных пунктах, находящихся около несанкционированной свалки бытовых отходов, чем нарушается их конституционное право на благоприятную окружающую среду и создает угрозу санитарно-эпидемиологической обстановке на территории, прилегающей к данной свалке. Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов, расположенная в <адрес>, относится землям населенного пункта, обязанность по ликвидации данной свалки должна быть возложена на администрацию Суворовского сельского поселения <адрес>. На основании вышеизложенного, прокурор просил суд обязать администрацию Суворовского сельского поселения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку.

    В судебном заседании прокурор поддержал требования, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить в полном объеме заявленных требований на основании обстоятельств изложенных в иске и письменных материалов дела, дал пояснения по делу аналогично изложенным в иске.

Представитель ответчика - Администрации Суворовского сельского поселения Сакского района Республики Крым Абдуллаева Н.С. иск не признала, пояснила, что отходы, размещенные на несанкционированной свалке вывезены на основании договора с ООО «Помол Крым» по уборке свалки, проведены работы по ликвидации и подписан акт выполненных работ, свалки больше нет.

Представитель третьего лица – Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым поддержал исковые требования, пояснил, что свалка не ликвидирована, просто мусор перемешали с землей.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ч.ч.1,2 ст. 55 ГПК Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные, в предусмотренном законом порядке, сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Как следует с положений ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Судом установлено, что прокуратурой Сакского района в ходе проверки исполнения требований федерального законодательства в части своевременности выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории муниципального образования Суворовское сельское поселение выявлены нарушения в деятельности администрации Суворовского сельского поселения, которые согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» являются основанием для обращения в суд с заявлением с целью защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.

Статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления» одним из принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды.

Статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.7 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Аналогичные требования закреплены в п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, исходя из расширительного толкования Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - как предусматривающего безусловную обязанность участия в организации деятельности по сбору (в том числе, по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований на земельных участках любой формы собственности, расположенных на его территории, предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованной функционирующей системы мер, призванных обеспечить в целях предотвращения загрязнения территории своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку, эта обязанность возлагается на органы местного самоуправления независимо от принадлежности данных земельных участков, если лица, виновные в их загрязнении, не установлены.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

С целью эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым распоряжением Главы Республики Крым от 06 сентября 2016 года № 547-рг утвержден соответствующий Порядок.

Так, согласно пунктов 3 и 6 Порядка, выявление несанкционированных свалок отходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым. Ликвидация несанкционированных свалок отходов в границах населенных пунктов осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в течение 5 дней с момента выявления.

Согласно установленным обстоятельствам, что администрацией муниципального образования Суворовское сельское поселение Сакского района не в полной мере реализуются установленные законом полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что повлекло образование несанкционированной свалки на территории муниципального образования.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Сакского района выявлено, что на территории <адрес> в 38 метрах юго – западнее земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес> в <адрес> (координаты <адрес>) образована несанкционированная свалка мусора: отходов производства и потребления, общей площадью 350 кв.м. Достоверных сведения о лицах организовавших свалку нет. На момент рассмотрения дела свалка не ликвидирована.

Факт размещения несанкционированной свалки отходов на территории муниципального образования Суворовское сельское поселение подтверждается актом планового осмотра, картой схемой, фототаблицей, составленных специалистами Управления экологического надзора Западно - Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (л.д.13—18).

В соответствии с п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ -ст), несанкционированные свалки отходов – территория, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Кроме того, несанкционированная свалка отходов является источником загрязнения природной среды, что является общеизвестным фактом и в силу ч.1 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказыванию не подлежит.

Суд критически относится к сведениям, изложенным в договоре по уборке свалки от ДД.ММ.ГГГГ и акте выполненных работ, представленных представителем администрации Суворовского сельского поселения, поскольку они опровергаются материалами дела, пояснениями представителя третьего лица - Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым.

Так, из акта планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленного главным специалистом отдела экологического надзора по <адрес> и <адрес> Управления экологического надзора Западно – Крымского региона ФИО5 усматривается, что проведены работы по засыпке отходов грунтом, что является нарушением пунктов, 2 статьи 51 ФЗ № 7-ФЗ от 1 января 2002 года «Об охранен окружающей среды.

Согласно ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Непринятие администрацией Суворовского сельского поселения должных мер по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а именно мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки отходов, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В связи с изложенным, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

В нарушение ст.56 ГПК РФ, ответчиком не представлено достаточных и допустимых доказательств в обоснование их позиции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 67, 71, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сакского межрайонного прокурора Республики Крым удовлетворить полностью.

Обязать администрацию Суворовского сельского поселения Сакского района Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов расположенную в <адрес> с кадастровым номером , расположенную по <адрес> в <адрес> (координаты <адрес> общей площадью 350 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда.

           Судья                                        В.Н. Гончаров

2-1365/2018 ~ М-859/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сакский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Суворовского сельского поселения
Другие
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым
Суд
Сакский районный суд Республики Крым
Судья
Гончаров В.Н.
Дело на странице суда
saki--krm.sudrf.ru
17.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2018Передача материалов судье
18.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.05.2018Предварительное судебное заседание
03.07.2018Судебное заседание
19.07.2018Судебное заседание
19.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее