РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2013 года пос. Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи - Хаятовой В.В.
при секретаре – Гавриляк А.В.
с участием представителя МБУЗ «Нижнеингашская центральная районная больница» - Р. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске) в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Нижнеингашская центральная районная больница» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
Установил:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю (территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Нижнеингашская центральная районная больница» о признании бездействия ответчика, выраженного в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно - эпидемиологический надзор от 15 ноября 2010 года № 1027, незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, а именно: в патологоанатомическом отделении, находящемся по адресу: <адрес>, р.<адрес>, стр. 2: нарушение требований п. 10.16.2 главы I СанПиН 2.1.3.2630 - 10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее СанПиН 2.1.3.2630 -10) - обеспечить оборудование изолированного помещения для вскрытия инфицированных трупов (малая секционная) с отдельным входом снаружи; нарушение требований п. 5.1 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 - оборудовать в кабинете врача умывальника с подводкой горячей и холодной воды со смесителем; нарушение требований п. 6.32 главы I СанПиН 2.1.3.2630 – 10 - обеспечить оборудование рабочего места в помещении патологоанатомического отделения, где проводятся работы, сопровождающиеся выделением вредных химических веществ, местным вытяжным устройством; срок исполнения вышеуказанных пунктов установить до 20 января2014 года. Требования мотивированы тем, что Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске в октябре 2010 года проведена выездная плановая проверка в Муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения Нижнеингашская центральная районная больница» ( МБУЗ «Нижнеингашская ЦРБ») на предмет соблюдения данным юридическим лицом при осуществлении медицинской деятельности обязательных требований действующего санитарного законодательства. По результатам проверки в МБУЗ «Нижнеингашская ЦРБ» выявлены вышеуказанные нарушения по результатам которой юридическому лицу выдано предписание об устранении нарушений, однако, выявленные нарушения не устранены до настоящего времени, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку в соответствии с ч. 1 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г., оказывают влияние на права граждан, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, поскольку неисполнение законных требований по оборудованию изолированного в патологоанатомического помещения для вскрытия инфицированных трупов (малая секционная) с отдельным входом снаружи, создает опасность для работающих лиц ЦРБ и граждан по распространению инфекционных заболеваний..
Представитель Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно, представил суду заявление, в котором просят рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие их представителя; исковые требования поддерживают в полном объеме. Дополнительно представил пояснения по исковым требованиям, в которых пояснил, что прогнозировать отсутствие или появление инфицированных трупов невозможно, поэтому патологоанатомическое отделение должно соответствовать предъявляемым санитарным нормам и правилам, с целью исключения возникновения инфекционных заболеваний.
В судебном заседании представитель администрации МБУЗ «Нижнеингашская центральная районная больница» - Р. (по доверенности), с заявленными требованиями Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске) в части возложении обязанности на МБУЗ «Нижнеингашская ЦРБ» устранить в патологическом отделении, находящемся в <адрес> стр.2 нарушение требований п.10.16.2 главы 1 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно –эпидемиологические требования к организациям осуществляющим медицинскую деятельность»- обеспечить оборудование изолированного помещения для вскрытия инфицированных трупов (малая секционная) с отдельным входом снаружи, не согласна, поскольку инфицированных трупов у них нет, а имеющееся для этих целей помещение оборудовать в соответствие в указанными нормами и правилами невозможно, так как помещение старого типа, а на строительство нового помещения отсутствуют денежные средства.
Третье лицо, на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований администрация МО Нижнеингашский район надлежаще извещенное о месте и времени судебного заседания, в суд не явилось, своего представителя не направило, в связи с чем суд считает рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя МБУЗ «Нижнеингашская центральная районная больница», исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно исследованных материалов дела, в том числе Устава ответчика, судом установлено, что основным видом деятельности МБУЗ «Нижнеингашская центральная районная больница» является медицинская деятельность (включая проведение медицинских экспертиз) по видам работ и услуг согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности, полученной в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно распоряжения от 11 октября 2010 года № 625 в отношении Муниципального учреждения здравоохранения «Нижнеингашская центральная районная больница» с ноября 2010 года по декабрь 2010 года проведена плановая выездная проверка с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека и защиты прав потребителей на основании плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю на 2010 год.
12 ноября 2010 года в отношении МБУЗ «Нижнеингашская центральная районная больница» составлен протокол № 793 об административном правонарушении в связи с обнаружением события административного правонарушения, выразившегося в нарушении санитарно - эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, сооружений и транспорта и для устранения выявленных нарушений МБУЗ «Нижнеингашская центральная районная больница».
Постановлением по делу об административном правонарушении №466 от 23 ноября 2010 года юридическое лицо МБУЗ «Нижнеингашская ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4. КоАП РФ, в том числе и за отсутствие изолированного помещения для вскрытия инфицированных трупов с отдельным входом снаружи и назначено административное наказание в размере 10000 рублей.
15 ноября 2010 года должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, МБУЗ «Нижнеингашская центральная районная больница» выдано предписание должностного лица, № 1027, в том числе и по устранению нарушений связанных с отсутствием изолированного помещения для вскрытия инфицированных трупов с отдельным входом снаружи. Предписанием установлен срок для исполнения до 1 ноября 2011 года. Однако, нарушения в указанный срок не устранены, по ходатайству МБУЗ «Нижнеингашская центральная районная больница» от 16.09.2011 года вышеуказанный срок продлен до 15 января 2013 года на основании решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 17 октября 2011 года № 1256. Однако, перечисленные в предписании нарушения ответчиком не исполнены до настоящего времени, что подтверждается результатами проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 11 декабря 2012 года № 561. 16 января 2013 года произведен осмотр помещений принадлежащих МБУЗ «Нижнеингашская центральная районная больница» – протокол осмотра от 16 января 2013 года.
Согласно акту проверки № 45 от 23 января 2013 года обнаружено невыполнение в установленный срок законного предписания, а именно предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 15 ноября 2010 года № 1027 не выполнено по следующим пунктам:
пункт 2. в части обеспечения оборудования изолированного помещения для вскрытия инфицированных трупов (малая секционная) с отдельным входом снаружи - не выполнен, не обеспечено оборудование изолированного помещения для вскрытия инфицированных трупов (малая секционная) с отдельным входом снаружи, т. е. не устранено нарушение п. 10.16.2 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10;
пункт 3. в части оборудования в кабинете врача умывальника с подводкой горячей и холодной воды со смесителем - не выполнен, в кабинете врача не оборудован умывальник с подводкой горячей и холодной воды со смесителем, т. е. не устранено нарушение п. 5.5 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10;
пункт 4 в части обеспечения оборудования рабочего места в помещении патологоанатомического отделения, где проводятся работы, сопровождающиеся выделением вредных химических веществ, местным вытяжным устройством - не выполнен, не обеспечено оборудование рабочего места в помещении патологоанатомического отделения, где проводятся работы, сопровождающиеся выделением вредных химических веществ, местным вытяжным устройством, то есть не устранено нарушение п. 6.32 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10.
По факту невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор 23 января 2013 года в отношении МБУЗ «Нижнеингашская центральная районная больница» составлен протокол № 32 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено нарушение ответчиком санитарных правил и норм, создающих опасность для работающего персонала и граждан неопределенного круга лиц, что дает основания истцу обратиться в суд в порядке ст. 46 ГПК РФ.
В соответствии с положениями статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.
Согласно ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч. 1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:….выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно положений статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования "санитарного законодательства", а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно ч. 3 ст. 39 указанного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как следует из п.п. 1.2-1.5 Устава МБУЗ «Нижнеингашская центральная районная больница», является муниципальным бюджетным учреждением, учредителем которого выступает Администрация Нижнеингашского района. Учреждение находится в ведомственном подчинении министерства здравоохранения Красноярского края. Учреждение финансируется за счет средств бюджета, средств обязательного медицинского страхования и иных источников. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета в казначействе, в финансовом органе администрации Нижнеингашского района, текущий и иные счета в учреждениях банков, в том числе в иностранной валюте, бланки, штампы круглую печать со своим наименованием и наименованием Учредителя на русском языке.
В соответствии с п. 10.16.2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", в отделении выделяются зоны: административно-хозяйственная, секционная, лабораторная, инфекционная, ритуальная. В отделении предусматриваются не менее трех входов (доставка трупов, вход персонала и посетителей, вход в траурный зал). Помещения для вскрытия инфицированных трупов должны быть изолированными и иметь отдельный вход снаружи.
В соответствии с п. 5.5. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Температура горячей воды в точках разбора детских и психиатрических палат, душевых, санузлов для пациентов не должна превышать 37 °C.
В соответствии с п. 6.32 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", рабочие места в помещениях, где проводятся работы, сопровождающиеся выделением вредных химических веществ (работа с цитостатиками, психотропными веществами, метилметакрилатами, фенолами и формальдегидами, органическими растворителями, анилиновыми красителями и другими), должны быть оборудованы местными вытяжными устройствами. Выброс отработанного воздуха от местных вытяжных устройств осуществляется самостоятельными каналами. Местные отсосы, удаляющие воздух из разных помещений, но с одинаковыми вредностями, могут быть объединены в одну систему вытяжной вентиляции.
Таким образом, неисполнение ответчиком санитарных правил и норм, изложенных в предписании, а именно в части отсутствия обеспечения оборудованного изолированного помещения для вскрытия инфицированных трупов (малая секционная) с отдельным входом снаружи – (п. 10.16.2 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10); в части отсутствия оборудования в кабинете врача умывальника с подводкой горячей и холодной воды со смесителем ( п. 5.5 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10) ; в части отсутствия обеспечения оборудования рабочего места в помещении патологоанатомического отделения, где проводятся работы, сопровождающиеся выделением вредных химических веществ, местным вытяжным устройством (п. 6.32 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10), влечет нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц.
При изложенных обстоятельствах, требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Нижнеингашская центральная районная больница» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика, о том, что помещение, в котором расположено патологоанатомическое отделение старого типа и его невозможно оборудовать отдельным входом, а для строительства нового помещения отсутствуют денежные средства, признаются судом необоснованными, поскольку безопасность граждан и работающего персонала не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствии денежных средств у ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске) - удовлетворить.
Признать бездействие Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Нижнеингашская центральная районная больница» по неисполнению предписания должностного лица, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 15 ноября 2010 года №1027, незаконным.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Нижнеингашская центральная районная больница» устранить: в патологоанатомическом отделении, находящемся по адресу: <адрес>, р.<адрес>, стр. 2: нарушение требований п. 10.16.2 главы I СанПиН 2.1.3.2630 - 10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» путем обеспечения оборудования изолированного помещения для вскрытия инфицированных трупов (малая секционная) с отдельным входом снаружи; нарушение требований п. 5.1 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», путем оборудования в кабинете врача умывальника с подводкой горячей и холодной воды со смесителем; нарушение требований п. 6.32 главы I СанПиН 2.1.3.2630 - 10«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» -путем оборудования рабочего места в помещении патологоанатомического отделения, где проводятся работы, сопровождающиеся выделением вредных химических веществ, местным вытяжным устройством, в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца через Нижнеингашский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: