....
Р Е Ш Е Н И Е именем Российской ФедерацииУхтинский городской суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Курлаповой Н.В.
при секретаре Ханмагомедовой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 17 декабря 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Дуркина А.И. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о признании незаконным отказа в принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, о возложении обязанности принять на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «семьи, имеющие трех и более детей»,
установил:
Дуркин А.И. обратился в суд с иском о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее по тексту КУМИ Администрации МОГО «Ухта» или Комитет) № 08/12450 от 06 ноября 2019 года об отказе в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «семьи, имеющие трех и более детей», возложении обязанности по постановке на данный учет с даты обращения с заявлением.
Требования мотивированы тем, что оспариваемым решением Комитета ему было отказано в постановке на учет по категории семьи, имеющие трех и более детей, на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, мотивированный тем, что их семья совместно не проживает и не ведет общее хозяйство. Считает отказ Комитета незаконным, указывая на то, что он со своей семьей – супругой Дуркиной О.Л., сыном ФИО4, детьми супруги от первого брака ФИО6, ФИО5 совместно проживают по адресу: .... Полагает, что их регистрация по разным адресам не свидетельствует об отсутствии семьи. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с вышеназванными требованиями в суд.
В судебное заседание представитель ответчика КУМИ Администрации МОГО «Ухта» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Протокольным определением суда к участию в дело в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечена Дуркина О.Л.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, подтвердил обстоятельства, изложенные в иске.
Третье лицо Дуркина О.Л. поддержала исковые требования, пояснила, что совместно со своей семьей - мужем Дуркиным А.И., детьми ФИО6, ФИО5, ФИО4 проживает по адресу: город ..... То обстоятельство, что она с детьми от первого брака зарегистрирована в ином жилом помещении не свидетельствуют об отсутствии семьи с Дуркиным А.И.
Свидетели ФИО12, ФИО13 в судебном заседании пояснили, что семья Дуркина А.И. и Дуркиной О.Л. совместно с детьми проживает по адресу : город .... Данная семья ведет общее хозяйство.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
В статье 1 Закона Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, к числу которых, в том числе, относятся семьи, имеющие трех и более детей ; одним из условий для отнесения лиц к данным категориям является регистрация в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми.
На основании ст.2 указанного Закона на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или)заемных средств.
Имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Совета МОГО «Ухта» от 01 марта 2006 года № 23 установлена учетная норма общей площади на одного человека -11 кв.м.
Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 Закона РК № 30-РЗ.
Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в пункте 13 статьи 2 Закона РК № 30-РЗ.
Судом установлено, что 08 октября 2019 года Дуркин А.И. обратился в КУМИ Администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии его семьи, состоящей из жены Дуркиной О.Л., сына ФИО4, пасынка ФИО5, падчерицы ФИО6 на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «семьи, имеющие трех и более детей» в соответствии с Законом Республики Коми № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 года.
Уведомлением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от 06 ноября 2019 года .... Дуркину А.И. отказано в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории « семьи, имеющие трех и более детей». Отказ Комитетом мотивирован тем, что из представленных справок о составе семьи следует, что Дуркин А.И. и ФИО4 зарегистрированы по адресу: г. Ухта, пр. Строителей, д.16, кв.64, его супруга Дуркина О.Л., падчерица ФИО6, пасынок ФИО5 зарегистрированы по адресу: город ..... На основании данных сведений Комитетом сделан вывод о том, что данная семья не проживает совместно и не ведет общее хозяйство.
Суд считает отказ КУМИ администрации МОГО «Ухта» незаконным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что супруги Дуркин А.И. и Дуркина О.Л. (до брака ФИО16) состоят в зарегистрированном браке с <...> г. (актовая запись о регистрации брака .... произведена территориальным отделом записи актов гражданского состояния г. ....).
Дуркин А.И. с <...> г. зарегистрирован по адресу: ....Общая площадь жилого помещения составляет 28,2 кв.м. Указанное жилое помещение на основании решения Ухтинского городского суда РК от <...> г. принадлежит на праве равнодолевой собственности ФИО14 (бывшая супруга истца) и Дуркину А.И. (по ..). Совместно с истцом в данном жилом помещении зарегистрирован его сын ФИО4
Дуркина О.Л. с <...> г. зарегистрирована по адресу: .... жилого помещения составляет 36,8 кв.м. Дуркина О.Л. является собственником .. данного жилого помещения. Дети Дуркиной О.Л. – ФИО6, ФИО5 зарегистрированы по месту жительства совместно с матерью.
Уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, содержащими сведения по всем субъектам Российской Федерации за период с 01.11.1999 г. по настоящее время, а также уведомлениями Ухтинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по РК, содержащими сведения до 01.11.1999 г., подтверждается, что иных жилых помещений (или долей в них) в собственности Дуркина А.И., Дуркиной О.Л., ФИО6, ФИО5, ФИО4 не имеется, нанимателями (членами семьи нанимателя) каких-либо иных жилых помещений данные лица не являются.
Таким образом, семья истца обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При расчете судом учтена доля в праве собственности Дуркина А.И. на жилое помещение по адресу: ...., доля в праве собственности Дуркиной О.Л.на жилое помещение по адресу: .... : 5 членов семьи = 6,5)
В соответствии со ст. 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (ст. 1 Федерального закона №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).
Согласно ст. 31 Семейного кодекса РФ супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, места жительства и пребывания.
Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.
При рассмотрении дела установлено и ответчиком не опровергнуто, что семья Дуркина А.И., Дуркиной О.Л. совместно с детьми ФИО4, ФИО6, ФИО5 фактически совместно проживает по адресу : ..... Данная семья ведет общее хозяйство, общий бюджет, имеет общие расходы. Раздельная регистрация супругов по месту жительства не свидетельствует об отсутствии совместного проживания данной семьи.
Судом установлено, что обращение Дуркина А.И. в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с целью постановки на учет на получение вышеуказанных социальных выплат отвечало установленным законом требованиям. Семья Дуркина А.И. является семьей, имеющей трех и более детей, и имеет основания для постановки на учет с целью получения социальных выплат.
На основании изложенного отказ Комитета (исх. .... от 06.11.2019г.) нельзя признать законным. Суд полагает необходимым обязать Комитет принять семью Дуркина А.И. в установленном порядке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «семьи, имеющие трех и более детей» с 08 октября 2019 года, исходя из положений пп.1 п. 11 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005г. №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
Руководствуясь ст. 194, 195 ГПК РФ, судрешил:
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа «Ухта» от 06 ноября 2019 года .....
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа «Ухта» принять Дуркина А.И., <...> г. года рождения, совместно с членами семьи – супругой Дуркиной О.Л., <...> г. года рождения, детьми ФИО4, <...> г. года рождения, ФИО5, <...> г. года рождения, ФИО6, <...> г. года рождения на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «семьи, имеющие трех и более детей», с 08 октября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, с 25 декабря 2019 года.
Судья Н.В. Курлапова