Дело № 12-55/2021
10 RS 0006-01-2021-000306-51
Р Е Ш Е Н И Е
г. Лахденпохья Республика Карелия 30 марта 2021 года
Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия Назарова Л.В., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Яккима-Строй» на постановление административной комиссии Лахденпохского муниципального района по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением административной комиссии Лахденпохского муниципального района № 21-01 от 30 декабря 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Яккима-Строй» (далее по тексту ООО «Яккима-Строй», Общество, юридическое лицо) привлечено к административной ответственности по ч. 19 ст. 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление административной комиссии Лахденпохского муниципального района. В жалобе указали, что причиной повреждения газона послужило отсутствие иных подъездных путей к месту проведения работ, от устранения повреждений ООО «Яккима-Строй» не отказывалось, в связи с чем в действиях юридического лица отсутствуют признаки административного правонарушения. Также отметили, что протокол в отношении Общества составлен по ч. 9 ст. 2.14 ЗРК, а постановление вынесено по ч. 19 ст. 2.14 ЗРК. Оспаривают назначенное наказание, поскольку комиссия признала в качестве отягчающего обстоятельство, не предусмотренное ст. 4.3 КоАП РФ, что повлекло необоснованное назначение максимально возможного наказания. Одновременно ходатайствуют о восстановлении срока обжалования постановления, поскольку первоначально жалоба была направлена в Арбитражный Суд Республики Карелия.
Рассмотрев ходатайство юридического лица, полагаю необходимым восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу жалобы, поскольку пропуск срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении был обусловлен уважительными причинами.
В судебном заседании представитель ООО «Яккима-Строй» Ренго А.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель администрации Лахденпохского муниципального района по доверенности Медведева О.В. полагала, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Заслушав участников судебного заседания, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, иные процессуальные документы, составленные при возбуждении дела, сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в процессуальные акты только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении, иных процессуальных документов, и внесении изменений в такие процессуальные акты. В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно составлять, либо вносить изменения в указанные протоколы.
Из представленных администрацией Лахденпохского муниципального района материалов дела об административном правонарушении в отношении ООО «Яккима-Строй» следует, что уведомление в адрес Общества о составлении протокола об административном правонарушении 10 декабря 2020 года в 15-00 часов было направлено в адрес юридического лица в г. Санкт-Петербург 9 декабря 2020 года заказным письмом с простым уведомлением. В протоколе № 1 об административном правонарушении в отношении ООО «Яккима-Строй» по ч. 19 ст. 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» от 10 декабря 2020 года отражено, что представитель юридического лица на составление протокола не явился. Данных, свидетельствующих о том, что ООО «Яккима-Строй» по состоянию на 10 декабря 2020 года было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату, и имело возможность участвовать при составлении протокола, материалы дела не содержат.
Кроме того, в ходе производства по делу, а также в настоящей жалобе, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, последовательно заявляло о том, что в протокол об административном правонарушении после его составления были внесены изменения.
Так, в копии протокола, направленной 14.12.2020 администрацией Лахденпохского муниципального района в адрес Общества указано, что ООО «Яккима-Строй» 7.12.2020 в период времени с 10 до 11 часов при проведении работ по ремонту крыльца центрального входа администрации Лахденпохского муниципального района допустило проезд грузового автомобиля с целью разгрузки песка по газону, расположенному перед зданием администрации по адресу: г. Лахденпохья, ул. Советскя, д. 7-а, что привело к продавливанию, выпучиванию, деформации, нарушения верхнего слоя газона, т.е. совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 9 ст. 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях».
Из представленного администрацией Лахденпохского муниципального района протокола об административном правонарушении № 1 от 10.12.2020 в отношении юридического лица следует, что ООО «Яккима-Строй» 7.12.2020 в период времени с 10 до 11 часов при проведении работ по ремонту крыльца центрального входа администрации Лахденпохского муниципального района допустило проезд грузового автомобиля с целью разгрузки песка по газону, расположенному перед зданием администрации по адресу: г. Лахденпохья, ул. Советскя, д. 7-а, что привело к продавливанию, выпучиванию, деформации, нарушения верхнего слоя газона, тем самым допустив порчу элементов озеленения, в том числе газонов и иных территорий, занятых (покрытых) травянистыми растениями (насаждениями), расположенными на территории общего пользования, т.е. совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 19 ст. 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях».
Однако обстоятельства внесения изменений в протокол об административном правонарушении административной комиссией Лахденпохского муниципального района исследованы не были.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).
Таким образом, учитывая, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований законодательства об административных правонарушениях, влекущие невозможность использования протокола об административном правонарушении в качестве надлежащего доказательства по делу, которые не могут быть восполнены в процессе судебного разбирательства, и поскольку вина юридического лица в совершении административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве, постановление по делу об административном правонарушении нельзя признать законным и обоснованным, а вину ООО «Яккима-Строй» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», доказанной.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учётом изложенного, постановление административной комиссии Лахденпохского муниципального района № 21-01 от 30 декабря 2020 года по ч. 19 ст. 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 №1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу в отношении ООО «Яккима-Строй» прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Яккима-Строй» удовлетворить.
Постановление административной комиссии Лахденпохского муниципального района № 21-01 от 30 декабря 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Яккима-Строй» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 19 ст. 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 №1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия или непосредственно в Верховный Суд Республики Карелия в десятидневный срок со дня вручения или получения копии решения.
Судья Л.В. Назарова