№ 2-201/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Суровикинский районный суд Волгоградской области
В составе председательствующего судьи Беляевсковой Е.В.,
при секретаре Азбаевой И.С.,
с участием представителей прокуратуры Суровикинского района Афанасьева Г.П., Нижника В.В.,
истца Зарайского А.М.,
представителей ответчика ГБУЗ «Центральная районная больница Суровикинского муниципального района» Рыжаковой Е.В., Долгова В.А., представителя ответчика
Комитета здравоохранения Волгоградской области Гужова М.В.,
23 апреля 2019 года в г. Суровикино Волгоградской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Суровикинского района Волгоградской области в интересах Зарайского А.М. к ГБУЗ «Центральная районная больница Суровикинского муниципального района», Комитету здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности по своевременному оформлению рецептов и взыскании расходов на приобретение лекарственных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Суровикинского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах Зарайского А.М. к ГБУЗ «Центральная районная больница Суровикинского муниципального района», Комитету здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности по своевременному оформлению рецептов и взыскании расходов на приобретение лекарственных средств, ссылаясь на то, что прокуратурой Суровикинского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения законодательства о лекарственном обеспечении, в ходе которой установлено, что Зарайский А.М. с 2010 года состоит на учете в ГБУЗ «ЦРБ Суровикинского муниципального района» с диагнозом «Сахарный диабет, 1 тип, субкомпенсация, диабетическая ангиопатия, диабетическая полинейропатия», ему назначена терапия препаратами инсулин (Детемир 100 ме/мл, 12 единиц по 2 раза в день, Лизпро 100 ме/мл, 15 единиц по 3 раза в день) бессрочно, тест-полоски для количественного определения глюкозы (One touch select, 2 раза в день) бессрочно. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 года №890 при наличии диагноза диабет все лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам бесплатно. В период с 01 января по 30 ноября 2018 года на приеме у врача ГБУЗ «ЦРБ Суровикинского района» после осмотра Зарайского А.М. были назначены и выписаны рецепты на следующие лекарственные препараты: Детемир 100 ме/мл, 12 единиц по 2 раза в день, Лизпро 100 ме/мл 15 единиц по 3 раза в день, тест – полоски для количественного определения глюкозы. На основании выписки заявок по ОНЛС на 2018 год на Зарайского А.М. по заявке №5 МКБ-10 – Е10 заказаны медицинское изделие One touch select тест – полоски с нормой потребления на 1 месяц 60, 83 штуки и нормой потребления на 12 месяцев 730 штук. При этом ему выписаны рецепты на следующие изделия медицинского назначения: Akku chek active 01 марта 2018 года (50 единиц), Clucocard Sigma 15 мая 2018 года (50 единиц), One touch select 23 августа 2018 года (50 единиц), Clucocard Sigma 30 ноября 2018 года (100 единиц). Зарайский А.М. в необходимом объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, изделиями медицинского назначения в январе, феврале, июне, июле, августе, сентябре, октябре, декабре 2018 года не был обеспечен. В целях недопущения прерывания курса лечения Зарайский А.М. был вынужден приобрести 25 февраля 2018 года тест-полоски Akku chek active стоимостью 1641 рубль, 11 июля тест-полоски Akku chek active стоимостью 1557 рублей 70 копеек, 15 октября 2018 года тест-полоски Глюкокард Сигма №50 2 единицы общей стоимостью 1767 рублей и 08 ноября 2018 года тест – полоски Akku chek active стоимостью 1598 рублей 80 копеек, что подтверждается товарными чеками. Таким образом, расходы на приобретение Зарайским А.М. жизненно необходимого лекарственного препарата подлежат взысканию с Комитета здравоохранения Волгоградской области. Необеспечение ГБУЗ «ЦРБ Суровикинского муниципального района» Зарайского А.М. лекарственными средствами повлекло за собой существенное нарушение прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь. Просит обязать ГБУЗ «ЦРБ Суровикинского муниципального района» своевременно оформлять Зарайскому А.М. рецепты на лекарственные препараты инсулин (Детемир 100 ме/мл, 12 ед по 2 раза в день, Лизпро 100 ме/мл, 15 ед. по 3 раза в день), тест-полоски для количественного определения глюкозы One touch select, 2 раза в день), установленном в соответствии с медицинскими показаниями, взыскать с Комитета здравоохранения Волгоградской области в пользу Зарайского А.М. понесенные на приобретение тест-полосок для количественного определения глюкозы расходы в размере 6564 рубля 50 копеек.
В судебном заседании представители истца Афанасьев Г.П., Нижник В.В. исковые требования поддержали частично, просили обязать ГБУЗ «ЦРБ Суровикинского муниципального района» своевременно оформлять Зарайскому А.М. рецепты на тест-полоски для количественного определения глюкозы One touch select, 3 раза в день, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, взыскать с Комитета здравоохранения Волгоградской области в пользу Зарайского А.М. понесенные на приобретение тест-полосок для количественного определения глюкозы расходы в размере 6564 рубля 50 копеек, ссылаясь на то, что Зарайский А.М. является инвалидом первой группы, страдает заболеванием «Диабет 1 типа», в связи с чем в соответствии с медицинскими назначениями пять раз в день делает инъекции инсулина короткого и продленного действия. В соответствии с назначениями его лечащего врача он должен ежедневно измерять уровень сахара в крови не менее трех раз. Ответчиками ненадлежащим образом исполнялись свои обязанности по обеспечению Зарайского А.М. лекарственными препаратами, в связи с чем он был вынужден самостоятельно приобретать тест-полоски. Указанные расходы подлежат взысканию с ответчика.
Истец Зарайский А.М. исковые требования поддержал и пояснил, что страдает инсулинозависимым сахарным диабетом, пять раз в день делает инъекции инсулина короткого и продленного действия, состоит на учете в районной больнице. Лекарственными препаратами обеспечивается своевременно, но иногда производится их замен по торговому наименованию, что не соответствует его интересам. В течение 2018 года имели место случаи его обращения в больницу, а именно в телефонном режиме в компьютерную, в ходе которых ему сообщали, что в настоящее время тест-полосок в наличии нет. В связи с чем он не обращался к врачу за выпиской рецептов, а самостоятельно приобретал их в аптеке. По назначению врача ему требуется не менее трех раз в день измерять уровень глюкозы в крови, после чего корректировать дозу вводимого инсулина.
Представители ответчика ГБУЗ «ЦРБ Суровикинского муниципального района» Рыжакова Е.В. и Долгов В.А. исковые требования в части обеспечения тест-полосками 3 раза в день признали, пояснили, что больницей в настоящее время своевременно выписываются рецепты на лекарства и тест-полоски. Зарайский А.М. состоит на учете в больнице в связи с заболеванием сахарный диабет. Включен в программу по обеспечению лекарствами средствами и теста-полосками.
Представитель ответчика Комитета здравоохранения Волгоградской области Гужов М.В. исковые требования не признал, указывая на то, что Зарайскому А.М. врачами-специалистами Суровикинской районной больницы рекомендованы лекарственные препараты – инсулин короткого действия и инсулин продленного действия, а также контроль уровня глюкозы в крови тест полосками (Akku chek active, Глюкокард Сигма, One touch select). В период с января 2018 года по настоящее время Зарайский А.М. обеспечен (01 марта, 25 апреля, 16 мая, 27 августа, 03 декабря 2018 года, 08 февраля 2019 года) тест-полосками в количестве 400 штук. В рамках работы «Горячей линии» на Зарайского А.М. персонифицировано направлены тест-полоски One touch select в количестве 100 штук. Согласно медицинской документации зафиксированы следующие обращения Зарайского А.М. к лечащему врачу: 31 января 2018 года обращался к лечащему врачу, тест полоски не назначены, 01 марта 2018 года на приеме врача-терапевта назначены и выписан рецепт на тест-полоски в количестве 100 штук, 19 апреля 2018 года на приеме врача-терапевта назначены и выписан рецепт на тест-полоски в количестве 50 штук, 15 мая 2018 года на приеме врача-терапевта назначены и выписан рецепт на тест-полоски в количестве 50 штук, 11 июля 2018 года на приеме врача-терапевта рецепт на тест-полоски не выписывался, 23 августа 2018 года на приеме врача-терапевта назначены и выписан рецепт на тест-полоски в количестве 50 штук, 08 ноября 2018 года на приеме врача терапевта рецепт на тест-полоски не выписывался, 30 ноября 2018 года на приеме врача терапевта назначены и выписан рецепт на тест-полоски в количестве 50 штук, 05 февраля 2019 года на приеме врача-терапевта назначены и выписан рецепт на тест-полоски в количестве 50 штук. Исходя из положений ст.ст.12, 56 ГПК РФ, ст. 1064 ГК РФ для возмещения вреда Комитетом истцу необходимо представить доказательства обращения за выдачей рецептов, необеспечения данных рецептов в установленный срок, причинно-следственной связи между несением расходов на приобретение лекарственного препарата с несвоевременным обеспечением рецептов Комитетом. Таких доказательств не представлено. Вина Комитета в необеспечении истца тест-полосками не доказана. 15 октября 2018 года и 25 февраля 2018 года Зарайский А.М. не обращался на прием к врачу за выпиской рецептов. Изделия медицинского назначения имелись в достаточном количестве для обеспечения Зарайского А.М. в соответствии с потребностью. Кроме этого 11 июля 2018 года и 08 ноября 2018 года на приеме врача-терапевта рецепты на тест-полоски не выписывались, в связи с чем Облздрав лишен был возможности обеспечить Зарайского А.М. изделиями медицинского назначения. Зарайский А.М. не воспользовался своим право на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения. В связи с чем в удовлетворении иска просит отказать.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования прокурора Суровикинского района Волгоградской области подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (Е 10- Е- 14).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядком формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В соответствии с п.п. 2.1.17, 2.2.2 Постановления Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года №152 «Об утверждении Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области» Комитет здравоохранения Волгоградской области организует на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания. Осуществляет закупки (в том числе организует определение поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 года №290-п утвержден Порядок бесплатного лекарственного обеспечения и лекарственного обеспечения с 50-процентной оплатой стоимости лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях гражданам, который регламентирует организацию обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания (далее именуются - необходимые лекарственные препараты) отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях (далее именуются - граждане) за счет средств бюджета Волгоградской области.
Пунктом 4 указанного Порядка в редакции постановления Администрации Волгоградской обл. от 13.02.2012 N 90-п, действовавшей до 22 октября 2018 года, необходимые лекарственные препараты бесплатно предоставляются в том числе гражданам, страдающим диабетом.
В силу п. 4, 7- 9 указанного Порядка в редакции постановления Администрации Волгоградской обл. от 22.10.2018 N 474-п необходимые лекарственные препараты предоставляются гражданам бесплатно и с 50-процентной оплатой стоимости в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, отпускаемых гражданам в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при лечении в амбулаторных условиях которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при лечении в амбулаторных условиях которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, за счет средств областного бюджета, включенным в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на соответствующий год (далее именуется - Перечень). Обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами осуществляется в соответствии с Перечнем за счет средств бюджета Волгоградской области. Медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях гражданам за счет средств бюджета Волгоградской области (далее именуются - медицинские организации), формируют для обеспечения граждан заявки на необходимые лекарственные препараты (далее именуются - заявки), которые утверждаются руководителями медицинских организаций и представляются в комитет здравоохранения Волгоградской области (далее именуется - Комитет). Комитет на основании заявок медицинских организаций формирует сводную заявку на необходимые лекарственные препараты.
Законом Волгоградской области от 25 декабря 2017 года №139-ОД «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» установлены перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетных ассигнований областного бюджета (приложение 1), в который включены препараты для лечения сахарного диабета; порядок и условия бесплатного оказания медицинской помощи в медицинских организациях, участвующих в реализации Территориальной программы, порядок и размеры возмещения расходов, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме медицинскими организациями, не участвующими в реализации Территориальной программы (приложение 3), включающие в себя тест-полоски для определения уровня глюкозы в крови.
Судом установлено, что Зарайский А.М. является инвалидом первой группы в связи с наличием заболевания – сахарный диабет первого типа, состоит на учете в ГБУЗ «Центральная районная больница Суровикинского муниципального района» с 2010 года.
Согласно выписному эпикризу ГУЗ «Волгоградская областная больница» от ноября 2007 года Зарайский А.М. страдает сахарным диабетом 1 типа, тяжелая форма, декомпенсация, простая диабетическая ретинопатия ОИ, начальные проявления диабетической полинейропатии нижних конечностей, назначен прием лекарств: хумалог на завтрак 3 ед, на обед 0,8 ед, на ужин 1,3 ед, левемир два раза в день 9 и 12 единиц соответственно, указано на необходимость обеспечения инсулинами по месту жительства с запретом их замены.
Как следует из медицинской карты ГБУЗ «ЦРБ Суровикинского муниципального района» Зарайскому А.М. назначено лечение: инсулин (Детемир 100 ме/мл, 12 единиц по 2 раза в день, Лизпро 100 ме/мл, 15 единиц по 3 раза в день) бессрочно, тест-полоски для количественного определения глюкозы (One touch select, 2 раза вдень) бессрочно.
В судебном заседании лечащий врач Зарайского А.М. Кармазина И.А. пояснила, что минимальная потребность Зарайского А.М. исходя из медицинских показаний составляет три тест-полоски ежедневно.
Из амбулаторной карты Зарайского А.М. следует, что 31 января 2018 года он обращался к лечащему врачу, тест полоски не назначены, 01 марта 2018 года на приеме врача-терапевта назначены и выписан рецепт на тест-полоски в количестве 100 штук, 19 апреля 2018 года на приеме врача-терапевта назначены и выписан рецепт на тест-полоски в количестве 50 штук, 15 мая 2018 года на приеме врача-терапевта назначены и выписан рецепт на тест-полоски в количестве 50 штук, 11 июля 2018 года на приеме врача-терапевта рецепт на тест-полоски не выписывался, 23 августа 2018 года на приеме врача-терапевта назначены и выписан рецепт на тест-полоски в количестве 50 штук, 08 ноября 2018 года на приеме врача терапевта рецепт на тест-полоски не выписывался, 30 ноября 2018 года на приеме врача терапевта назначены и выписан рецепт на тест-полоски в количестве 50 штук, 05 февраля 2019 года на приеме врача-терапевта назначены и выписан рецепт на тест-полоски в количестве 50 штук.
По выданным рецептам Зарайским А.М. были получены тест-полоски в полном объеме, что им не оспаривалось.
Как следует из товарных и кассовых чеков, 25 февраля 2018 года были приобретены тест-полоски Akku chek active стоимостью 1641 рубль, 11 июля тест-полоски Akku chek active стоимостью 1557 рублей 70 копеек, 15 октября 2018 года тест-полоски Глюкокард Сигма №50 2 единицы общей стоимостью 1767 рублей и 08 ноября 2018 года тест – полоски Akku chek active стоимостью 1598 рублей 80 копеек.
В обоснование исковых требований о взыскании денежных средств на приобретение тест полосок для определения уровня глюкозы в крови, истец ссылается на то, что самостоятельное приобретение Зарайским А.М. было обусловлено отсутствием данных тест-полосок в аптеке и невыдачей ему рецептов. Такой довод не может быть принят судом во внимание на основании следующего.
В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2). Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента.
В силу п. 2.3 Приказа Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года №328 при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Судом установлено и истцом не оспаривалось, что Зарайский А.М. обращался за льготным лекарственным обеспечением в ГБУЗ «Центральная районная больница Суровикинского муниципального района» в связи с чем ему были выписаны рецепты на получение лекарственных средств и тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови. Указанные рецепты были им использованы, тест-полоски по ним получены в полном объеме.
Достоверных, допустимых доказательств того, что до приобретение тест-полосок Зарайский А.М. обращался к лечащему врачу, которым ему было отказано в выдаче рецепта, в суд не представлено.
Ссылки на то, что при телефонном обращении сотрудники районной больницы указывали на отсутствие тест-полосок судом не принимаются, поскольку указанное обстоятельство не препятствует обращению к врачу за получением рецепта.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что истцом не представлено доказательств обращения к ответчику за выпиской рецептов для льготного лекарственного обеспечения, предшествовавшего приобретению лекарственных средств за счет собственных средств, то есть факт причинения Зарайскому А.М. ущерба неправомерными действиями ответчиков не доказан, то оснований для возложения на ответчиков возмещения материального ущерба в размере 6564 рубля 50 копеек не имеется. В связи с чем в удовлетворении исковых требований в указанной части следует отказать.
Рассматривая исковые требования о возложении обязанности по своевременному обеспечению тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови, суд исходит из следующего.
Судом установлено, что в соответствии с медицинскими показаниями Зарайскому А.М. требуется не менее трех раз в день проводить измерение уровня глюкозы в крови. Данное обстоятельство подтверждается медицинской документацией и пояснениями лечащего врача Зарайского А.М. о том, что исходя из количества ежедневных инъекции инсулина продленного и короткого действия Зарайскому А.М. требуется не менее трех раз измерять уровень глюкозы в крови и по результатам измерений корректировать необходимую дозу инсулина.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что исковые требования в указанной части признаны ответчиком, суд в соответствии с правилами ч. 4 ст. 198 ГПК РФ считает возможным удовлетворить исковые требования о возложении на ГБУЗ «ЦРБ Суровикинского муниципального района» своевременно оформлять Зарайскому А.М. рецепты на тест-полоски для количественного определения глюкозы One touch select, 3 раза в день.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Суровикинского района Волгоградской области в интересах Зарайского А.М. к ГБУЗ «Центральная районная больница Суровикинского муниципального района», Комитету здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности по своевременному оформлению рецептов и взыскании расходов на приобретение лекарственных средств удовлетворить частично.
Возложить на ГБУЗ «ЦРБ Суровикинского муниципального района» обязанность своевременно оформлять Зарайскому А.М. рецепты на тест-полоски для количественного определения глюкозы One touch select 3 раза в день.
Отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании с Комитета здравоохранения Волгоградской области в пользу Зарайского А.М. расходов, понесенных на приобретение тест-полосок для количественного определения глюкозы, в размере 6564 рубля 50 копеек.
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы в Волгоградский областной суд.
Судья Е.В. Беляевскова