Судья Шевелев Н.С. дело № 33а -38639/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 октября 2018 года город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.,
судей Песецкой С.В., Шулико О.Г.,
по докладу Песецкой С.В.,
при секретаре Марченко В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Сочи в защиту интересов Шлячковой <...> и ее несовершеннолетних детей к администрации г. Сочи о признании незаконным бездействия, выразившиеся в непринятии мер по включению в расходную часть местного бюджета расходных обязательств по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры (оборудование газовыми, электрическими, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водопровода, подъездными путями) на земельном участке, предоставленном многодетной семье в аренду, с апелляционной жалобой представителя администрации г. Сочи по доверенности Воропаевой Н.А. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Прокурор г. Сочи в защиту интересов Шлячковой А.Н. и ее несовершеннолетних детей обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Сочи о признании незаконным бездействия выразившиеся в непринятии мер по включению в расходную часть местного бюджета расходных обязательств по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры (оборудование газовыми, электрическими, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водопровода, подъездными путями) на земельном участке, предоставленном многодетной семье в аренду.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г. Сочи проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в деятельности администрации г. Сочи. В ходе проверки установлено, что администрацией г. Сочи допущено бездействие при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для выделения льготным категориям граждан, выразившееся в отсутствии финансирования необходимых мероприятий. Просил суд признать незаконным бездействие администрации города Сочи, выразившееся в не принятии мер по включению в расходную часть местного бюджета расходных обязательств по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры (оборудование газовыми, электрическими, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водопровода, подъездными путями) на земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: г. <...>, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), предоставленном многодетной семье Шлячковой А.Н. в аренду. Обязать администрацию города Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем инициирования включения в расходную часть местного бюджета на 2018 и плановые периоды 2019-2020 годов расходные обязательства по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры (оборудование газовыми, электрическими, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водопровода, подъездными путями) на земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: г. <...>, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), предоставленном многодетной семье Шлячковой А.Н. в аренду, обеспечить исполнение расходных обязательств муниципального образования.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 июля 2018 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации г. Сочи по доверенности Воропаева Н.А. просит решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 июля 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов дела.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор г. Сочи, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а доводы апелляционной жалобы – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Шлячкова А.Н., прокурор г. Сочи, и представитель администрации г. Сочи не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовыми уведомлениями, об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражение на нее, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Сочи установлено, что администрацией г. Сочи допущено бездействие при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для выделения льготным категориям граждан, выразившееся в отсутствии финансирования необходимых мероприятий.
Подпунктом 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проведению торгов должны предшествовать работы по формированию земельного участка, включающие в себя, в том числе определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно ст. 38. 1 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
На основании ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 года № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В пункте 4 вышеуказанных Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.
В пункте 5 Правил, указано, что орган местного самоуправления не позднее, чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края № 3085 - КЗ от
26.12.2014 года «О предоставлении гражданам, имеющих трех и более детей,
в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности», гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, без торгов имеет право на предоставление ему
земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.
Материалами дела установлено, что постановлением администрации г. Сочи от 31.03.2017 №511 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в аренду земельных участков, расположенных по улице Родная, по улице Глициний, по переулку Глициний в селе Верхнениколаевское Адлерского района города Сочи» Шлячковой А.Н. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером <...> расположенный по адресу: г. <...>, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью).
Из материалов дела усматривается, что на момент выделения земельного участка администрация г. Сочи не обеспечила земельный участок инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода.
В соответствии с Уставом муниципального образования г. Сочи к вопросам местного значения муниципального образования г. Сочи отнесена организация в границах муниципального образования электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; Законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления представить технические условия заинтересованным лицам до даты проведения торгов, или предоставления земельного участка, или решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Судом первой инстанции установлено, что финансирование мероприятий по обеспечению инженерно-техническими коммуникациями земельных участков, предоставляемых в аренду многодетным семьям в с. Верхнениколаевское Адлерского района г. Сочи, в бюджете муниципального образования на 2017 год не предусматривалось, как и не предусмотрено на 2018-2020 годы
Таким образом, администрацией г. Сочи работа по обеспечению земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой, в том числе по внесению изменений в документы территориального планирования, подготовке и утверждению документации по планировке территории, проектированию и строительству объектов необходимой инженерной инфраструктуры, разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не выполняется.
Решением Городского Собрания Сочи от 17 января 2008 года №6 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Сочи» установлено, что проект бюджета города Сочи составляется и утверждается сроком на три года - на очередной финансовый год и плановый период.
Таким образом, администрация г. Сочи имеет возможность выйти с инициативой внесения изменений в бюджет города Сочи на 2018 год и плановый период 2019-2020 годы.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что выявленные в ходе проверки недостатки, бездействие органа местного самоуправления нарушают социальные права семьи Шлячковой А.Н., относящихся согласно Закону Краснодарского края от 26.12.2014 года № 3085-КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» к льготной категории граждан и создают препятствия к осуществлению прав и свобод граждан по использованию земельных участков по назначению.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену определения судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Сочи по доверенности Воропаевой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: