Дело № 2-2851/2018
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2018 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Петухове С.В.,
с участием представителя процессуального истца - прокурора Емельяновского района помощника прокурора Алексеева Р.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Емельяновского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Дрокинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности в сфере охраны окружающей среды и природопользования,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Емельяновского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Дрокинская средняя общеобразовательная школа» с требованиями о возложении на ответчика обязанности в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления»; составить и утвердить паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.08.201 года № 712, на опасные отходы 1-4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности Учреждения; копию паспорта, заверенного юридическим лицом, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручить под роспись.
Требования иска мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Емельяновского района проверки соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования установлено, что в деятельности МБОУ «Дрокинская средняя общеобразовательная школа» имеется ряд нарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445, утратившие потребительские свойства люминесцентные лампы, картриджи печатных устройств с содержанием тонера 7% отработанные, жидкокристаллические мониторы, клавиатуры, манипуляторы «мышь» с проводами, принтеры, сканеры, системные блоки отнесены к 1-4 классам опасности. В соответствии с ч. 2 ст. 14, ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности с порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы 1-4 класса опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, составляются и утверждаются паспорта по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 года № 712. В процессе работы ответчика образуются отходы, которые относятся к 1-4 классам опасности для окружающей среды. В нарушение требований законодательства, учреждением не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствуют паспорта на опасные отходы 1-4 класса опасности. 25.10.2017 года прокуратурой Емельяновского района в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Невыполнение данных обязанностей является нарушением требований природоохранного законодательства, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Емельяновского района Алексеев Р.О. требования иска поддержал, на их удовлетворении настаивал, приведя в обоснование иска доводы, аналогичные содержащимся в нем.
Представитель ответчика – МБОУ «Дрокинская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, представив ходатайство об отложении дела слушанием в связи с нахождением в очередном отпуске. Данное ходатайство отклонено судом, причина неявки представителя ответчика в судебное заседание не признана уважительной.
С учетом мнения помощника прокурора, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, суд нашел возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица МКУ «Управление образованием администрации Емельяновского района» в зал суда не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав помощника прокурора и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды», нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», лимит на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Согласно ч.3 ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Частью 2 ст. 18 указанного закона установлено, что лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В силу ч.1, ч.2 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013г. № 712 утверждены Правила проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности.
П.п. 4, 7 указанных Правил, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 классов опасности. На отходы 1-4 классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Емельяновского района проведена проверка соблюдения МБОУ «Дрокинская средняя общеобразовательная школа» требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования установлено, в ходе которой в деятельности данного юридического лица выявлен ряд нарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
25.10.2017 года прокурором Емельяновского района в адрес руководителя МБОУ «Дрокинская СОШ» внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
Однако до настоящего времени выявленные прокурором нарушения не устранены ответчиком; доказательств обратного в материалы дела не представлено, на такие обстоятельства ответчик в представленном ходатайстве не ссылался.
Согласно сведений Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, на 04.05.2018 года проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение для установления нормативов от ответчика в Министерство не поступали.
По сообщению МУ Росприроднадзора по Красноярскому краю, по состоянию на 04.06.2018 года МБОУ «Дрокинская средняя общеобразовательная школа» не обращалось в Управление с вопросами согласования паспортов отходов 1-4 класса опасности.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком до настоящего времени не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не составлены и не утверждены паспорта на такие отходы.
Оценивая представленные в дело доказательства, анализируя их в совокупности с нормами правового регулирования спорной ситуации, суд находит заявленные прокурором Емельяновского района требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, разрешая вопрос о сроках устранения ответчиком нарушений природоохранного законодательства, суд полагает, что заявленный прокурором трехмесячный срок является явно недостаточным для реального исполнения решения, требующего финансовых вложений, в связи с чем считает необходимым установить его в десять месяцев, находя его разумным и достаточным для выполнения комплекса мероприятий по устранению допущенных ответчиком нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Емельяновского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Дрокинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности в сфере охраны окружающей среды и природопользования удовлетворить.
Обязать МБОУ «Дрокинская средняя общеобразовательная школа» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
составить и утвердить паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712, на опасные отходы 1-4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности МБОУ «Дрокинская средняя общеобразовательная школа»;
копию паспорта, заверенного МБОУ «Дрокинская средняя общеобразовательная школа», а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручить под роспись.
Установить срок исполнения решения – в течение 10 месяцев со дня его вступления в законную силу.
Ответчик вправе подать в Емельяновский районный суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Решение также может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 09.07.2018 года.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко