Дело № 3а-199/2020
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
15 декабря 2020 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Настепанине В.Н.,
с участием представителя административного истца Еремина А.В., представителя административного ответчика Правительства Орловской области Бондаревой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-199/2020 по административному исковому заявлению Валухова Романа Владимировича к Правительству Орловской области и Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
Валухов Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области и Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>
Указывает на то, что земельный налог за вышеназванный земельный участок рассчитывается на основании его кадастровой стоимости, которая составляет <...>, что значительно выше рыночной стоимости указанного земельного участка, установленной отчетом об оценке, составленным оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<...>».
В связи с этим Валухов Р.В. просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке по состоянию на 1 января 2019 г., в размере <...>.
В судебное заседание административный истец Валухов Р.В. не явился, о дате и времени была извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Еремин А.В. заявленные требования уточнил и просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 1 января 2019 года в размере его рыночной стоимости – <...> рублей, определенной заключением судебной экспертизы № <...> от 30 ноября 2020 г.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области Бондарева Ж.В. не возражает против удовлетворения уточненных исковых требований в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
Представитель административного ответчика Бюджетного учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, а также не возражал против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной экспертным заключением.
Представители заинтересованных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области и администрации г. Орла в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела ходатайства не заявили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно части 5 данной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
Пунктом 23 названного Постановления Пленума предусмотрено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что Валухов Р.В. является собственником земельного участка, с кадастровым номером <...> что подтверждается договором купли-продажи от <...> 2016 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области 25 августа 2020 г., кадастровая стоимость названного земельного участка составляет <...> и определена в соответствии с постановлением Правительства Орловской области № 591 от 22 октября 2019 г. Дата определения кадастровой стоимости - 1 января 2019 г.
При обращении с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости Валухов Р.В. в подтверждение своих доводов представил отчёт ООО «<...>» от 6 октября 2020 года № <...>, согласно которому по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> рублей.
Поскольку административным ответчиком Бюджетным учреждением Орловской области «Межрегиональное Р±СЋСЂРѕ технической инвентаризации» представлены письменные возражения относительно заявленных требований, РІ которых выражено несогласие СЃ отчетом РѕР± оценке, составленным оценщиком общества СЃ ограниченной ответственностью «Оценка+В», так как для разрешения РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ размере рыночной стоимости земельного участка требовались специальные знания, РїРѕ ходатайству административного ответчика СЃСѓРґРѕРј была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества СЃ ограниченной ответственностью В«<...>В» <...> Р.РЎ.
Согласно заключению эксперта № <...> от 30 ноября 2020 г. по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена в размере <...> рублей.
С учетом выводов заключения эксперта представителем административного истца Ереминым А.В. в судебном заседании были уточнены заявленные требования.
Оценив представленные доказательства, суд при установлении кадастровой стоимости земельного участка руководствуется заключением судебной экспертизы по следующим основаниям.
В силу положений статей 82, 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса.
Статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
РџСЂРё оценке представленных доказательств СЃСѓРґ РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· того, что заключение подготовлено экспертом <...> Р.РЎ., имеющей необходимую квалификацию Рё опыт работы РІ оценочной деятельности более 10 лет. Рксперт предупреждена РѕР± уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р·Р° дачу заведомо ложного заключения.
При проведении экспертизы эксперт руководствовалась нормами действующего законодательства и федеральными стандартами оценки.
Ркспертное заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования земельного участка, исследования сегмента рынка. Корректировки Рє объектам - аналогам проведены РїРѕ наиболее существенным ценообразующим факторам, РёС… применение обосновано, Р° также подтверждено ссылками РЅР° достоверные источники, приведены соответствующие расчеты. Ркспертом РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ описан процесс оценки земельного участка Рё расчет рыночной стоимости СЃ использованием сравнительного РїРѕРґС…РѕРґР°.
Заключение эксперта содержит ответ на поставленный судом вопрос. Обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на основании которых можно усомниться в правильности или обоснованности заключения эксперта в судебном заседании не установлено. Оснований расценивать заключение эксперта как недопустимое доказательство не имеется.
Предусмотренных законодательством обстоятельств, влекущих назначение дополнительной или повторной экспертизы, судом по настоящему делу не установлено, лицами, участвующими в деле, соответствующие ходатайства не заявлены.
При таких данных, а также учитывая, что доказательств, которые опровергали бы определенную экспертом рыночную стоимость, не представлено, суд не находит оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение.
Проанализировав вышеназванное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что по состоянию на дату, на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка, следует установить её в размере рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Валухова Романа Владимировича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи заявления Валухова Романа Владимировича о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 октября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 23 декабря 2020 года.
Председательствующий Л.В. Майорова
Дело № 3а-199/2020
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
15 декабря 2020 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Настепанине В.Н.,
с участием представителя административного истца Еремина А.В., представителя административного ответчика Правительства Орловской области Бондаревой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-199/2020 по административному исковому заявлению Валухова Романа Владимировича к Правительству Орловской области и Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
Валухов Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области и Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>
Указывает на то, что земельный налог за вышеназванный земельный участок рассчитывается на основании его кадастровой стоимости, которая составляет <...>, что значительно выше рыночной стоимости указанного земельного участка, установленной отчетом об оценке, составленным оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<...>».
В связи с этим Валухов Р.В. просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке по состоянию на 1 января 2019 г., в размере <...>.
В судебное заседание административный истец Валухов Р.В. не явился, о дате и времени была извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Еремин А.В. заявленные требования уточнил и просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 1 января 2019 года в размере его рыночной стоимости – <...> рублей, определенной заключением судебной экспертизы № <...> от 30 ноября 2020 г.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области Бондарева Ж.В. не возражает против удовлетворения уточненных исковых требований в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
Представитель административного ответчика Бюджетного учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, а также не возражал против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной экспертным заключением.
Представители заинтересованных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области и администрации г. Орла в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела ходатайства не заявили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно части 5 данной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
Пунктом 23 названного Постановления Пленума предусмотрено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что Валухов Р.В. является собственником земельного участка, с кадастровым номером <...> что подтверждается договором купли-продажи от <...> 2016 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области 25 августа 2020 г., кадастровая стоимость названного земельного участка составляет <...> и определена в соответствии с постановлением Правительства Орловской области № 591 от 22 октября 2019 г. Дата определения кадастровой стоимости - 1 января 2019 г.
При обращении с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости Валухов Р.В. в подтверждение своих доводов представил отчёт ООО «<...>» от 6 октября 2020 года № <...>, согласно которому по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> рублей.
Поскольку административным ответчиком Бюджетным учреждением Орловской области «Межрегиональное Р±СЋСЂРѕ технической инвентаризации» представлены письменные возражения относительно заявленных требований, РІ которых выражено несогласие СЃ отчетом РѕР± оценке, составленным оценщиком общества СЃ ограниченной ответственностью «Оценка+В», так как для разрешения РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ размере рыночной стоимости земельного участка требовались специальные знания, РїРѕ ходатайству административного ответчика СЃСѓРґРѕРј была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества СЃ ограниченной ответственностью В«<...>В» <...> Р.РЎ.
Согласно заключению эксперта № <...> от 30 ноября 2020 г. по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена в размере <...> рублей.
С учетом выводов заключения эксперта представителем административного истца Ереминым А.В. в судебном заседании были уточнены заявленные требования.
Оценив представленные доказательства, суд при установлении кадастровой стоимости земельного участка руководствуется заключением судебной экспертизы по следующим основаниям.
В силу положений статей 82, 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса.
Статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
РџСЂРё оценке представленных доказательств СЃСѓРґ РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· того, что заключение подготовлено экспертом <...> Р.РЎ., имеющей необходимую квалификацию Рё опыт работы РІ оценочной деятельности более 10 лет. Рксперт предупреждена РѕР± уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р·Р° дачу заведомо ложного заключения.
При проведении экспертизы эксперт руководствовалась нормами действующего законодательства и федеральными стандартами оценки.
Ркспертное заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования земельного участка, исследования сегмента рынка. Корректировки Рє объектам - аналогам проведены РїРѕ наиболее существенным ценообразующим факторам, РёС… применение обосновано, Р° также подтверждено ссылками РЅР° достоверные источники, приведены соответствующие расчеты. Ркспертом РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ описан процесс оценки земельного участка Рё расчет рыночной стоимости СЃ использованием сравнительного РїРѕРґС…РѕРґР°.
Заключение эксперта содержит ответ на поставленный судом вопрос. Обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на основании которых можно усомниться в правильности или обоснованности заключения эксперта в судебном заседании не установлено. Оснований расценивать заключение эксперта как недопустимое доказательство не имеется.
Предусмотренных законодательством обстоятельств, влекущих назначение дополнительной или повторной экспертизы, судом по настоящему делу не установлено, лицами, участвующими в деле, соответствующие ходатайства не заявлены.
При таких данных, а также учитывая, что доказательств, которые опровергали бы определенную экспертом рыночную стоимость, не представлено, суд не находит оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение.
Проанализировав вышеназванное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что по состоянию на дату, на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка, следует установить её в размере рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Валухова Романа Владимировича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи заявления Валухова Романа Владимировича о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 октября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 23 декабря 2020 года.
Председательствующий Л.В. Майорова