Решение по делу № 2а-2861/2017 от 01.06.2017

Дело № 2а-2861/2017

Изгот.29.09.2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 01 сентября 2017 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Доколиной А.А.,

при секретаре Похлебаловой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кругловой Елены Михайловны к заместителю директора департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля – начальнику управления градостроительства, департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля об оспаривании приказа,

установил:

Круглова Е.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к заместителю директора департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля – начальнику управления градостроительства, департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля об оспаривании приказа.

В обоснование заявленных требований ссылается на следующее.

Административный истец является собственником нежилых помещений, расположенных на первом этаже здания по <адрес> Административный истец также является арендатором земельного участка с кадастровым расположенного по тому же адресу, предназначенного для эксплуатации данного нежилого здания.

На данном земельном участке Кругловой Е.М. установлен навес крыльца над боковым входом. Данная конструкция установлена с соблюдением градостроительных норм и необходима в целях нормального функционирования здания, защиты входа от падения наледи и осадков с крыши. Установленная конструкция не препятствует проходу пешеходов и проезду транспорта.

28.04.2017 года заместителем директора департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля – начальником управления градостроительства К.Н.И. вынесен приказ №1224 «О демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенного объекта по <адрес> Данным приказом предписано демонтировать и (или) переместить объект, не являющийся объектом капитального строительства, расположенный по <адрес>

Административный истец полагает, что обжалуемый приказ противоречит постановлению мэрии г.Ярославля от 11.10.2016 года №1493 «О мерах по пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков». В приказе не содержится указания на конкретные нормы законодательства, нарушенные установкой конструкции, а также не указаны конкретные фактические основания, по которым она подлежит демонтажу.

Обжалуемый приказ нарушает права истца, как собственника недвижимого имущества, расположенного по <адрес>

Учитывая изложенное, административный истец просит признать незаконным и отменить приказ заместителя директора департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля – начальника управления градостроительства К.Н.И. №1224 «О демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенного объекта по <адрес>

В судебное заседание административный истец Круглова Е.М., надлежаще извещенная, не явилась, доверила представлять свои интересы Горячеву И.Н.

Представитель административного истца Кругловой Е.М., заинтересованного лица Смирнова В.Е. по доверенностям Горячев И.Н. исковые требования поддержал, в целом дал пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля по доверенности Свиридова И.В. исковые требования не признала, дала пояснения, аналогичные представленным письменным возражениям, согласно которым, в соответствии с Положением о департаменте, утвержденным решением муниципалитета г.Ярославля от 30.04.2015 года №521, к одной из основных задач департамента относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии с п. 3.35 Положения полномочия мэрии по осуществлению мероприятий по муниципальному земельному контролю возложены на департамент.

В соответствии с Порядком оформления плановых (рейдовых) заданий, обследований земельных участков, утвержденным постановлением мэрии г.Ярославля от 22.06.2015 года №1162, плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков проводятся лицами, уполномоченными на проведение муниципального земельного контроля, в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.

В соответствии с приказом директора департамента от 14.04.2017 года №1041 было выдано плановое (рейдовое) задание на осмотр, обследование земельного участка, расположенного по <адрес> В результате планового (рейдового) осмотра было установлено, что на земельном участке площадью 6 кв.м осуществляется строительство крыльца размером 1,5 х 4 м. к торцу <адрес>: возведен подиум и два опорных столба из облицовочного кирпича. При выезде не установлены лица, осуществляющие данное строительство. Правоустанавливающие документы на земельный участок для размещения данного объекта не оформлялись.

В соответствии с постановлением мэрии г.Ярославля от 11.10.2016 года №1493 «О мерах по пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков в городе Ярославле» утверждено положение о межведомственной комиссии, к полномочиям которой, в частности, отнесено пресечение в соответствии с предоставленной органом ме6стного самоуправления компетенцией фактов самовольного строительства (размещения) объектов и самовольного занятия земельных участков.

Согласно п.2.2 Положения межведомственная комиссия принимает, в частности, решение о направлении в департамент в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения межведомственной комиссии сведений и материалов проверок для принятия решения о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

Пунктом 5.1 Положения установлено, что решение о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, оформляется муниципальным правовым актом руководителя ДАЗО, который в течение трех рабочих дней со дня принятия направляется в департамент городского хозяйства мэрии г.Ярославля для организации работы по демонтажу и (или) перемещению самовольно размещенных объектов с участием муниципальных организаций.

Таким образом, оспариваемый приказ издан в пределах полномочий департамента.

Земельный участок площадью 638 кв.м по <адрес> предоставлен административному истцу на праве аренды для эксплуатации нежилого здания в границах нежилого здания. Как следует из схематического чертежа земельного участка к акту планового (рейдового) осмотра, обследования от ё14.04.2017 года №226-17-К крыльцо с входной группой, пристроенное к нежилому зданию, располагается за пределами предоставленного истцу в аренду земельного участка на землях, находящихся в государственной собственности. Спорный земельный участок, занятый входной группой с крыльцом не предоставлен административному истцу на каком-либо праве, правоустанавливающие документы на него отсутствуют, разрешения на использование спорного земельного участка без его предоставления также не имеется.

Учитывая изложенное, административный ответчик просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Иные участвующие в деле лица, надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились.

Выслушав представителей сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.72 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

В соответствии с Положением о департаменте архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля, утвержденным решением муниципалитета г.Ярославля от 30.04.2015 года №521, на департамент возложена функция управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии с п. 3.35 Положения полномочия мэрии по осуществлению мероприятий по муниципальному земельному контролю возложены на департамент.

В соответствии с Порядком оформления плановых (рейдовых) заданий, обследований земельных участков, утвержденным постановлением мэрии г.Ярославля от 22.06.2015 года №1162, плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков проводятся лицами, уполномоченными на проведение муниципального земельного контроля, в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.

Постановлением мэрии г.Ярославля от 22.06.2015 года №1162 «О порядке оформления плановых (рейдовых) заданий и результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков в соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Уставом города Ярославля утвержден Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий и результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков.

Данным Порядком установлено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков проводятся лицами, уполномоченными на проведение муниципального земельного контроля, в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.

Целью выдачи плановых (рейдовых) заданий является проведение контрольных мероприятий по осмотру, обследованию земельных участков на предмет соблюдения лицами, использующими земельные участки, обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ярославской области, муниципальными правовыми актами.

Плановые (рейдовые) задания выдаются на основании поручений мэра города Ярославля, заместителей мэра города Ярославля, курирующих вопросы муниципального земельного контроля, органов прокуратуры, обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления и их структурных подразделений, юридических и физических лиц, определений либо иных документов судебных органов, а также при выявлении структурным подразделением мэрии города Ярославля, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля (далее - орган муниципального земельного контроля), в процессе его деятельности сведений об использовании земельных участков с нарушением требований законодательства.

В соответствии с приказом директора департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля №1041 от 14.04.2017 года (л.д.44) выдано плановое (рейдовое) задание на осмотр, обследование земельного участка, расположенного по <адрес> Сроки проведения планового (рейдового) осмотра, обследования: с 14.04.2017 года по 15.06.2017 года.

В результат планового (рейдового) осмотра, обследования установлено следующее.

Согласно акту планового (рейдового) осмотра, обследования №226-176-К от 14.04.2017 года (л.д.46) на земельном участке, находящемся в государственной собственности, площадью 6 кв.м осуществляется строительство крыльца размером 1,5 м х 4 м к торцу <адрес>: возведен подиум и два опорных столба из облицовочного кирпича. При выезде не установлены лица, осуществляющие данное строительство.

Административный истец является собственником нежилых помещений, расположенных на первом этаже здания по <адрес>. Административный истец также является арендатором земельного участка с кадастровым расположенного по тому же адресу, предназначенного для эксплуатации данного нежилого здания, на основании соглашения о присоединении №1 к договору №22993-МЛ аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора. Им не оспаривается то обстоятельство, что им осуществлялось возведение крыльца к торцу <адрес>, без соответствующих разрешений.

Как следует из схематического чертежа земельного участка к акту планового (рейдового) осмотра (л.д.46, 49) граница земельного участка с кадастровым , предназначенного для эксплуатации нежилого здания по <адрес> проходит непосредственно по границам стен здания. Самовольно возведенное крыльцо находится за пределами земельного участка, предоставленного в аренду административному истцу. Представитель административного ответчика в судебном заседании не отрицал, что правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположено крыльцо, козырек отсутствуют, необходимые согласования и разрешения на их постройку не получены.

В соответствии со ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

В соответствии с Положением о межведомственной комиссии по пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков в городе Ярославле», утвержденным постановлением мэрии г.Ярославля от 11.10.2016 года №1493 «О мерах по пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков» Межведомственная комиссия по пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков в городе Ярославле (далее - Межведомственная комиссия) является коллегиальным органом, созданным в целях:

- выявления и комиссионного рассмотрения фактов самовольного размещения, строительства (реконструкции) (далее - строительство (размещение) объектов) на земельных участках, расположенных в городе Ярославле (далее - земельные участки), а также фактов самовольного занятия земельных участков;

- пресечения в соответствии с предоставленной органам местного самоуправления компетенцией фактов самовольного строительства (размещения) объектов и самовольного занятия земельных участков;

- совершенствования механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства (размещения) объектов и самовольного занятия земельных участков.

Согласно п.2.1 Положения основными функциями Межведомственной комиссии являются рассмотрение сведений и материалов о фактах самовольного строительства (размещения) объектов и самовольного занятия земельных участков, а также организация работы по освобождению земельных участков от самовольно построенных (размещенных) объектов в целях вовлечения земельных участков в законный оборот и увеличению поступления доходов в городской бюджет.

Межведомственная комиссия принимает решение о направлении в департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля (далее - ДАЗО) в течение пяти рабочих дней со дня принятия решений Межведомственной комиссии сведений и материалов проверок для принятия решения о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

Пунктом 5.1 Положения установлено, что решение о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства (далее - самовольно размещенный объект), оформляется муниципальным правовым актом руководителя ДАЗО, который в течение трех рабочих дней со дня принятия направляется в департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - ДГХ) для организации работы по демонтажу и (или) перемещению самовольно размещенных объектов с участием ТА, муниципальных организаций.

По результатам планового (рейдового) осмотра, обследования на основании протокола Межведомственной комиссии по пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков в городе Ярославле от 27.04.2017 года №10 издан оспариваемый приказ заместителя директора департамента – начальника управления градостроительства №1224 от 28.04.2017 года «О демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенного объекта по <адрес> Приказ обязывает демонтировать и (или) переместить самовольно размещенный объект, не являющийся объектом капитального строительства, расположенный по <адрес> направить приказ в департамент городского хозяйства мэрии г.Ярославля для организации работы по демонтажу и (или) перемещению самовольно размещенного объекта, указанного в п.1 приказа, с участием территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля, муниципальных учреждений.

При данных обстоятельствах, оспариваемый приказ вынесен уполномоченным органом в рамках его компетенции, с соблюдением норм земельного и гражданского законодательства. Нарушений закона при его вынесении органом местного самоуправления не допущено.

Учитывая изложенное, оснований для признания незаконным и отмены приказа заместителя директора департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля – начальника управления градостроительства К.Н.И. №1224 «О демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенного объекта по <адрес> не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 227, 179-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Кругловой Елены Михайловны оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья:                             А.А.Доколина

2а-2861/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Круглова Елена Михайловна
Ответчики
ДАЗО мэрии г.Ярославля
зам директора ДАЗО начальник управления градостроительства Н.И.Колобушкина
Другие
Рыжов О.В.
Смирнов Вячеслав Евгеньевич
Марзаев А.Е.
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Дело на сайте суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
01.06.2017Регистрация административного искового заявления
01.06.2017Передача материалов судье
02.06.2017Решение вопроса о принятии к производству
02.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2017Судебное заседание
09.08.2017Судебное заседание
09.08.2017Судебное заседание
01.09.2017Судебное заседание
29.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2017Дело оформлено
08.02.2018Дело передано в архив
01.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее