Решение по делу № 2-6815/2018 ~ М-6164/2018 от 29.06.2018

Дело № 2-6815/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2018 года     г. Стерлитамак РБ

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Максютова Р.З.,

при секретаре Абдрахмановой Л.Н.,

с участием истца Бирдигулова Р.Р., представителя ответчика Беловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бирдигулова ФИО5 к Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан об обязании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства с целью ведения дачного хозяйства первоочередно,


УС Т А Н О В И Л:

Бирдигулов Р.Р. обратился в суд с иском к ответчику Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан, в котором просит обязать ответчика предоставить ему земельный участок на территории городского округа г.Стерлитамак РБ для индивидуального жилищного строительства с целью ведения дачного хозяйства первоочередно. В обоснование своих требований указал, что является инвалидом первой группы, т.е. относится к льготной категории граждан, имеющих право на первоочередное получение земельного участка без участия в аукционе. Ранее истец земельные участки не получал. В целях получения земельного участка истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию городского округа г. Стерлитамак РБ с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства с приложением документов ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского округа г. Стерлитамак РБ ответила отказом указав, что возможность получения инвалидами земельного участка во внеочередном порядке бесплатно в собственность ни Земельным кодексом РФ, ни законом «О социальной защите инвалидов в РФ» не предусмотрена. Истец считает данное решение от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку оно противоречит ст.17 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Правилам предоставления льгот инвалидам и семьям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 №901, которыми предусмотрено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства.

В судебном заседании Бирдигулов Р.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности Белова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований по следующим причинам. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2018 №410 признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 27.07.1996г. №901. В соответствии со ст.39.5 Земельного кодекса РФ устанавливаются случаи предоставления земельного, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно. В соответствии со ст.10 Закона Республики Башкортостан №59-з установлено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Земельный кодекс РФ и региональное законодательство, а именно Закон Республики Башкортостан от 05.01.2004 №59-з не предусматривают возможность предоставления бесплатно в собственность земельных участков под ИЖС для инвалидов, не являющихся нуждающимися в жилых помещениях.

Верховный суд РФ в Обзоре практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014, указал, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем в целях установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов. Такое право связано с их нуждаемостью в улучшении жилищных условий и является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а только на тех, кто нуждается в получении такой меры социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, т.е. на инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеющих основания для постановки на такой учет. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ часть 16 ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов» принята в порядке реализации указанных конституционных требований и закрепляет для граждан-инвалидов гарантии в жилищной сфере. Поскольку истцом к заявлению не был приложен документ, подтверждающий признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий, то осуществить муниципальную услугу по предоставлению земельного участка не представляется возможным. Возможности получения инвалидами земельного участка во внеочередном порядке бесплатно ни Земельным Кодексом РФ, ни ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» не предусмотрено.

Представитель третьего лица Государственного Собрания-Курултай Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, представлено ходатайство об исключении Государственного Собрания-Курултай Республики Башкортостан из числа третьих лиц, поскольку Государственное Собрание-Курултай Республики Башкортостан не является органом, уполномоченным на распоряжение земельным фондом городского округа г. Стерлитамак.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения гражданского дела надлежащим образом.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения части 16 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована "Обеспечение инвалидов жильем" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий. При этом, часть 1 указанной статьи прямо предусматривает на необходимость определения нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.

Пунктом 3 вышеуказанных Правил предусмотрено, что учет инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в целях предоставления им льгот осуществляется по месту их жительства.

Исходя из положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления участвуют в осуществлении мер социальной поддержки инвалидам, проживающим на территории муниципального образования.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является собственником жилого помещения квартиры общей площадью 30,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой финансового лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке серии МСЭ-2014 Бюро -филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан», выданной Бирдигулову Р.Р., истец является инвалидом первой группы бессрочно (общее заболевание инвалид по зрению).

ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства с приложением документов.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация ответила отказом, указав, что возможность получения инвалидами земельного участка во внеочередном порядке бесплатно в собственность ни Земельным кодексом РФ, ни Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» не предусмотрена.

Постановлением Правительства РФ от 05.04.2018 №410 признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 27.07.1996г. №901.

В соответствии со ст.39.5 Земельного кодекса РФ устанавливаются случаи предоставления земельного, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно:

1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор;

2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;

3) земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации;

4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;

5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;

6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;

7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

9) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

10) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

В соответствии со ст.10 Закона Республики Башкортостан №59-з установлено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно следующим категориям граждан:

- гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

- молодым семьям, возраст супругов в которых на дату подачи заявления не превышает 35 лет, либо неполным семьям, состоящим из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, имеющего одного и более детей, совместно с ним проживающих, нуждающимся в жилых помещениях, на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, не являющимся собственниками жилых помещений;

- гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей и нуждающимся в жилых помещениях, на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством;

- гражданам, имеющим несовершеннолетнего ребенка-инвалида и нуждающимся в жилых помещениях, на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством.

Учитывая вышеизложенное, возможность получения инвалидами земельного участка во внеочередном порядке бесплатно ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена.

Положения закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 года N 59ззз "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" содержат указание на предоставление земельных участков в собственность только в порядке очередности.

Из вышеизложенного следует, что истец имеет право на получение земельного участка в собственность бесплатно только в порядке очередности. Его требование об обязанности ответчика предоставить в собственность бесплатно земельный участок, без соблюдения утвержденного органом местного самоуправления порядка предоставления земель льготным категориям граждан, не основано на законе и в случае удовлетворения повлечет нарушение прав и законных интересов других лиц, которые приняты на учет и стоят в очереди на получение бесплатно в собственность земельного участка, что является недопустимым.

Также, законом истцу не предоставлено каких-либо преимуществ в реализации льгот перед другими гражданами этой же категории и состоящими на учете граждан, имеющих право на получение бесплатно в собственность земельного участка.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, а также для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий или имеют основания для постановки на такой учет.

Истцом к исковому заявлению не приложены документы, подтверждающие признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий, в судебном заседании не доказан и не установлен факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Бирдигулова Р.Р..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39.5, 52 Земельного Кодекса РФ, Федеральным законом от 24.11.1995г №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», законом Республики Башкортостан от 05.01.2004г. №59з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд


РЕШИЛ:

    Исковые требования Бирдигулова ФИО6 к Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан об обязании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства с целью ведения дачного хозяйства первоочередно, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.

Судья: Р.З. Максютов

2-6815/2018 ~ М-6164/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бирдигулов Рафаэль Рамилевич
Ответчики
Администрация Городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан
Другие
Государственное Собрание-Курултай РБ
Суд
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Максютов Руслан Зилавирович 
Дело на странице суда
sterlitamaksky--bkr.sudrf.ru
29.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2018Передача материалов судье
02.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2018Судебное заседание
16.08.2018Судебное заседание
21.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее