РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации <адрес> 25 сентября 2017 года
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе:
судьи Низовцева А.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> Матвеев Н.М.,
представителя ООО «Теплострой» Гыргешкинов В.С.,
представителя администрации МО «<адрес>» Базарова Е.С.,
при секретаре Королевой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ТеплоСтрой», администрации МО «<адрес>» о признании незаконным бездействия администрации МО «<адрес>», выразившегося в непринятии мер к проведению капитального ремонта очистных сооружений <адрес>, об обязывании администрации МО «<адрес>» принять меры к организации проведения капитального ремонта очистных сооружений <адрес>, об обязывании ООО «ТеплоСтрой» обеспечить нормативное качество очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Иркут после очистки на очистных сооружениях <адрес>, обязывании ООО «ТеплоСтрой» незамедлительно устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, влияющего на качество очистки сбрасываемых в <адрес> вод,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, просит признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес>», выразившееся в непринятии мер к проведению капитального ремонта очистных сооружений <адрес>, обязать администрацию МО «<адрес>» принять меры к организации проведения капитального ремонта очистных сооружений <адрес>, обязать ООО «ТеплоСтрой» обеспечить нормативное качество очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Иркут после очистки на очистных сооружениях <адрес>, обязать ООО «ТеплоСтрой» незамедлительно устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, влияющего на качество очистки сбрасываемых в <адрес> вод.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района совместно с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности ООО «ТеплоСтрой», по результатам которой выявлено, что предоставление услуг по водоотведению на территории <адрес> Республики Бурятия осуществляет ООО «ТеплоСтрой». Для предоставления услуг по водоотведению жителям <адрес> ООО «ТеплоСтрой» по концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «<адрес>» передано муниципальное имущество, в том числе водозаборные сооружения, находящиеся по адресу <адрес>. Очистные сооружения согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Проектная мощность - 150 м3/сутки. Проектом предусмотрена полная биологическая очистка с доочисткой на песчано-гравийных фильтрах. Механическая очистка сточных вод происходит на песколовках и первичных отстойниках, биологическая очистка - в аэротенках с помощью активного ила. В нарушение федерального законодательства ООО «ТеплоСтрой» осуществляет пользование водным объектом - <адрес> в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование. ООО «ТеплоСтрой» осуществляет деятельность по сбросу сточных вод в <адрес> в отсутствие разрешения уполномоченного органа. Установлено, что истекли сроки поверок средств измерений на спектрофотометр ВК 3900; фотометр фотоэлектрический КФК-3, зав. №; анализатор влажности, зав. №, анализатор жидкости лабораторный зав. №, концентратомер КН-2м, термометр карманный для измерения температуры растворов, воздуха; экстрактор лабораторный зав. №, микроскоп, ареометры, весы электронные-4шт, весы настольные, весы торсионные, шкаф сушильный-2шт, термостат электрический-бшт, стерилизатор паровой, центрифуга лабораторная, стерилизатор воздушный, термореактор LТ200 для разложения проб, пробоотборник-2шт, радиометр. Выявлено неудовлетворительное техническое состояние очистных сооружений <адрес>. Установлен факт неудовлетворительной эксплуатации очистных сооружений. Также проверкой с целью оценки влияния сброса на состояние водного объекта ДД.ММ.ГГГГ произведен отбор пробы сточной воды, а также воды из <адрес> на микробиологические и паразитологические показатели. По результатам исследований установлено не соответствие гигиеническим нормативам воды сточной после очистки и воды в <адрес> в месте сброса сточных вод. Согласно протоколам исследований от ДД.ММ.ГГГГ №№, 17988 содержание ТКБ и ОКБ в воде сточной перед сбросом в <адрес> составляет 160 и 650 КОЕ/100мл, в <адрес> в месте сброса сточных вод - 4100 и 19000 КОЕ/100мл, при нормативе не более 100 и 500 КОЕ/100 мл соответственно. В исследованных пробах обнаружены возбудители кишечных инфекций и сальмонеллы. Администрацией МО «<адрес>» за время нахождения в муниципальной собственности очистных сооружений <адрес> капитальный ремонт очистных сооружений не проводился. Просит суд удовлетворить исковое заявление.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Матвеев Н.М. поддержал исковые требования в полном объеме, настаивал на удовлетворении, уточнив, что в исковом заявлении ошибочно указано на обращение решения суда к немедленному исполнению. До настоящего времени нарушения не устранены. Просит обязать ответчика принять меры по их устранению.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» Базарова Е.С.с исковыми требованиями не согласна и считает, что обязанность по проведению капитального ремонта очистных сооружений должна быть возложена на ООО «ТеплоСтрой», поскольку с момента заключения концессионного соглашения № администрация МО «<адрес>» к эксплуатации, ремонту и обслуживанию очистных сооружений не имеет никакого отношения.
Представитель ответчика ООО «ТеплоСтрой» Гыргешкинов В.С. с иском не согласен, отметив, что немедленно устранить нарушения, изложенные в иске прокурора, не представляется возможным по объективным причинам. Для этого требуются определенные временные и финансовые затраты. Часть ремонтных работ выполнены.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации).
Статьей 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч.4 ст.35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение положения федерального законодательства ООО «ТеплоСтрой» осуществляет пользование водным объектом - <адрес> в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды
ООО «ТеплоСтрой» осуществляет деятельность по сбросу сточных вод в <адрес> в отсутствие разрешения уполномоченного органа.
На основании ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Исходя из ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 Водного Кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Часть 6 ст. 56 Водного кодекса РФ определяет, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Представленными суду доказательствами подтверждается, что в нарушение указанных положений федерального законодательства ООО «ТеплоСтрой» осуществляет сброс сточных вод в <адрес> в отсутствие разработанного и утвержденного проекта нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 102-ФЗ ФЗ «Об обеспечении единства измерений» результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).
В нарушение указанных норм федерального законодательства истекли сроки поверок средств измерений на спектрофотометр ВК 3900; фотометр фотоэлектрический КФК-3, зав. №; анализатор влажности, зав. №, анализатор жидкости лабораторный зав. №, концентратомер КН-2м, термометр карманный для измерения температуры растворов, воздуха; экстрактор лабораторный зав. №, микроскоп, ареометры, весы электронные-4шт, весы настольные, весы торсионные, шкаф сушильный-2шт, термостат электрический-6шт, стерилизатор паровой, центрифуга лабораторная, стерилизатор воздушный, термореактор LТ200 для разложения проб, пробоотборник-2шт, радиометр.
В соответствии с ч. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ ФЗ «Об обеспечении единства измерений», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В судебном заседании подтвержден факт отсутствия у ООО «ТеплоСтрой» не программы производственного экологического контроля. Такая программа ООО не разработана.
Проверкой проведенной Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> выявлено неудовлетворительное техническое состояние очистных сооружений, а именно: вышел из строя счетчик-расходомер ультразвуковой с наклонными излучателями «Акрон-01»9 зав. №, установлен перед аэротенками, по паспорту срок поверки истек ДД.ММ.ГГГГ; отмечены следы коррозии металлических емкостей (усреднителя), емкостивыполнены из нержавеющей стали; забились и не работают в оптимальном режиме фильтра доочистки (скорый фильтр) и установка по обеззараживанию сточных вод.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела по существу доказан факт неудовлетворительной эксплуатации очистных сооружений выразившийся в отсутствовали специальных мешков для сбора отбросов с УФС, сборзадержанных частиц ведется напрямую в контейнер для отбросов; не осуществляется своевременная (непрерывная) выгрузка избыточного ила из вторичного отстойника; идет задержка подачи возвратного ила в аэротенк, нарушается циркуляция ила в системе «аэротенк- вторичные отстойники - утилизация». Тем самым происходит вторичное загрязнение сточных вод илом, которые через систему лотков поступают на сооружения доочистки; иловые колодцы, площадка для складирования осадка стоят пустыми, нарушается непрерывная выгрузка осевшего активного ила в илоуплотнитель, откуда стабилизированный ил должен поступать в иловые колодцы и площадку для складирования. Аварийная иловая площадка, предназначенная для поступления некондиционных стоков также стоит сухая; вода в переливных лотках вторичного отстойника грязная, черного цвета с шапками «вспухшего» ила, что указывает на его гниение; не разработаны графики промывки оборудования, не проводится регулярная промывка загрузки скорого фильтра, УФ-ламп, УФС; не работает узел приготовления флокулянта (Праестол) для улучшения влагоотдачи в илоуплотнителе; отсутствуют объемы месячного запаса коагулянта, годового запаса флокулянта.
Отбор пробы сточной воды, произведенный ДД.ММ.ГГГГ, а также воды из <адрес> на микробиологические и паразитологические показатели. По результатам исследований установлено не соответствие гигиеническим нормативам воды сточной после очистки и воды в <адрес> в месте сброса сточных вод. Согласно протоколам исследований от ДД.ММ.ГГГГ №№, 17988 содержание ТКБ и ОКБ в воде сточной перед сбросом в <адрес> составляет 160 и 650 КОЕ/100мл, в <адрес> в месте сброса сточных вод - 4100 и 19000 КОЕ/100мл, при нормативе не более 100 и 500 КОЕ/100мл соответственно.
В исследованных пробах обнаружены возбудители кишечных инфекций и сальмонеллы, что является нарушением п.4.1.1. "СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Данное обстоятельство свидетельствует о негативном влиянии сбросов сточных вод на качество воды в <адрес>. В фоновой точке, выше по течению от места сброса сточных вод, содержание ТКБ и ОКБ составляет 31 КОЕ/100мл. В пробе воды в контрольном створе на 100м ниже по течению реки от места сброса сточных вод ТКБ и ОКБ составляет 73 и 360 КОЕ/100мл (протоколы исследований от ДД.ММ.ГГГГ №№, 17702).
Кроме того, в нарушение п.п. 16.2, 16.5, 16.7.3, 16.7.4 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации» не осуществляется дезинвазия сточных вод и их осадков». Указанные нормы предписывают, что профилактические, в том числе дезинвазионные мероприятия, проводятся на очистных сооружениях хозяйственно-бытовых стоков непрерывно, вне зависимости от результатов санитарно-паразитологического контроля (планового, мониторингового, производственного); что мероприятия по охране окружающей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцистами) кишечных патогенных простейших включают в себя ряд мероприятий, в том числе: использование индустриальных методов дезинвазии (обеззараживания) (физические, химические, биологические и иные методы, обеспечивающие стабильное качество обеззараживания компонентов внешней среды от возбудителей паразитозов при возможности управления и инструментальном контроле оптимальных параметров технологического процесса (температура, дозировка, время экспозиции); обеспечение дезинвазии осадков сточных вод, образующихся на водоочистных станциях и очистных сооружениях канализации, перед их утилизацией; недопущение сброса в поверхностные водоемы сточных вод и их осадков без проведения непрерывной дезинвазии (отсутствие жизнеспособных яиц гельминтов и цист кишечных патогенных простейших) индустриальными методами.
Указанное свидетельствует о неэффективности очистных сооружений <адрес>.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, которое устанавливает правила эксплуатации и ремонта производственных зданий со всеми строительными конструкциями, санитарно-техническими устройствами, водопроводно-канализационных сооружений, сетей теплофикации и газоснабжения, электроснабжения и связи, а также различных эстакад, платформ, открытых складов и других сооружений.
Из раздела 2 указанного Положения следует, что производственные здания и сооружения в процессе эксплуатации должны находиться под систематическим наблюдением, подвергаться периодическим техническим осмотрам.
В ходе данных осмотров выявляются объемы работы по текущему ремонту зданий или сооружений, выполняемому в летний период, и выявляются объемы работ по капитальному ремонту для включения их в план следующего года. Результаты всех видов осмотров оформляются актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также необходимые меры для их устранения с указанием сроков выполнения работ.
В соответствии с п. 3.11 Положения к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы,подземных сетей, опоры мостов и др.).
Примерная периодичность проведения капитального ремонта очистных сооружений канализации приведена в Приложении № к Положению. Для песколовок и отстойников в зависимости от материала, из которого они сделаны, периодичность капитального ремонта составляет 4-6 лет, для метантенков, аэротенков, аэрофильтров железобетонных - 6 лет, для иловых и песковых площадок - 4 года.
Приказом Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам.
Из п. 3.3.1 указанных Правил следует, что к числу основных задач эксплуатации очистных сооружений и установок относится организация надежной, экологически безопасной и экономичной работы очистных сооружений.
Согласно условиям концессионного соглашения, заключенного с ООО «ТеплоСтрой» проведение капитального ремонта имущества осуществляется его собственником.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что администрацией МО «<адрес>» за время нахождения в муниципальной собственности очистных сооружений <адрес> капитальный ремонт очистных сооружений не проводился.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 5 Устава МО «<адрес>», утвержденного решением Совета депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что к вопросам местного значения муниципального района на территории сельских поселений относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, администраций МО «<адрес>» не приняты меры к надлежащему содержанию принадлежащего муниципальному образованию имущества.
Выявленные нарушения федерального законодательства недопустимы, влекут за собой нарушение неопределенного круга лиц.
Наличие вышеуказанных нарушений в деятельности ООО «ТеплоСтрой» и администрации МО «<адрес>» подтверждено представленными суду материалами проверки (справкой от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей к данной справке, информацией о совместной проверке и иными материалами дела). Указанные доказательства являются допустимыми, соответствуют закону и с достоверностью подтверждают доводы искового заявления прокурора. Не доверять таким доказательствам у суда не имеется оснований.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходит из того, что неисполнением ООО «Теплострой» и администрацией МО «<адрес>» требований закона, создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также нарушения прав и законных интересов граждан, проживающих в <адрес> Республики Бурятия, на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление прокурора <адрес> Республики Бурятия Быков Д.А. в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ТеплоСтрой», администрации МО «<адрес>» о признании бездействия МО «<адрес>», выразившегося в непринятии мер к проведению капитального ремонта очистных сооружений <адрес>, об обязывании администрации МО «<адрес>» принять меры к организации проведения капитального ремонта очистных сооружений <адрес>, об обязывании ООО «ТеплоСтрой» обеспечить нормативное качество очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Иркут после очистки на очистных сооружениях <адрес>, обязывании ООО «ТеплоСтрой» незамедлительно устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, влияющего на качество очистки сбрасываемых в <адрес> вод.
Признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес>», выражающееся в не принятии мер к проведению капитального ремонта очистных сооружений <адрес> Республики Бурятия.
Обязать администрацию МО «<адрес>» принять меры по организации проведения капитального ремонта очистных сооружений <адрес> Республики Бурятия.
Обязать ООО «ТеплоСтрой» обеспечить нормативное качество очисткисточных вод, сбрасываемых в реку Иркут после очистки на очистныхсооружениях <адрес> Республики Бурятия.
Обязать ООО «ТеплоСтрой» устранить нарушениясанитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства,влияющие на качество очистки сбрасываемых в <адрес> вод.
Обязать ООО «ТеплоСтрой» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, а именно: получить в уполномоченном органе решение о предоставлении водногообъекта - реки Иркут в пользование для сброса сточных вод; разработать и утвердить проект нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов; обеспечить проведение поверок средств измерений на спектрофотометрВК 3900; фотометр фотоэлектрический КФК-3, зав. №, анализаторвлажности, зав. №, анализатор жидкости лабораторный зав. №,концентратомер КН-2м, термометр карманный для измерения температурырастворов, воздуха; экстрактор лабораторный зав. №, микроскоп, ареометры,весы электронные-4шт, весы настольные, весы торсионные, шкаф сушильный-2шт, термостат электрический- 6 шт, стерилизатор паровой, центрифугалабораторная, стерилизатор воздушный, термореактор LТ200 для разложенияпроб, пробоотборник - 2шт, радиометр; разработать программу производственного экологического контроля.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение одного месяца со дня его оглашения.
Судья Тункинского районного суда А.В. Низовцев