Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации 2-2706/13
Ухтинский городской суд Республики Коми
В составе: судьи Корниенко М.В.,
При секретаре Бобровой А.А.,
С участием представителей сторон,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухта 26 июля 2013 года дело по иску Стребкова С.Н., Стребковой Л.Н., Стребкова Р.С., Стребкова Е.С. к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение,
У с т а н о в и л:
Стребков С.Н., Стребкова Л.Н., Стребков Р.С., Стребков Е.С. обратились в Ухтинский суд с требованием к администрации МОГО «Ухта» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, соответствующее санитарным нормам не менее .... кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат. В обоснование требований указывая, что с <...> года истцы проживали на условиях договора социального найма и зарегистрированы по адресу: ..... Заключением межведомственной комиссии администрации МОГО «Ухта» от <...> года № .... года жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, но никаких мер по предоставлению иного жилого помещения ответчиком до настоящего времени не принято. В соответствии с ч.2 ст. 57, ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации просят удовлетворить их требования.
В настоящее судебное заседание истцы не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель истцов адвокат Борисенко С.П., действуя на основании ордера, требования поддержал.
Представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Строк Е.В. требования Стребковых не признала, поскольку дом, расположенный по адресу: .... включен в муниципальную программу «Переселение граждан, проживающих на территории МОГО «Ухта», из аварийного жилищного фонда на 2013 -2015 годы». На основании данной программы переселение граждан, проживающих в указанном доме, планируется в 2013 -2014 годах. Удовлетворение настоящего иска нарушит права других граждан, проживающих в подобных жилищных условиях и ожидающих переселения из аварийного жилья с более раннего периода.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Статьей 85 ЖК РФ предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 86 ЖК РФ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель, соответственно, имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Из материалов дела следует, что согласно ордеру от <...> года нанимателем двухкомнатной квартиры общей площадью- .... кв.м., расположенной по адресу: ...., является Стребков С.Н. Жилое помещение предоставлено на состав семьи четыре человека, в квартире значатся зарегистрированными супруга нанимателя Стребкова Л.Н., дети Стребков Е.С., Стребков Р.С.
Заключением Межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории МОГО «Ухта» от <...> года № .... жилой дом, расположенный по адресу: ...., признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 05 июня 2013 года утверждена муниципальная программа «Переселение граждан, проживающих на территории МОГО «Ухта», из аварийного жилищного фонда на 2013 -2015 годы», в реестре аварийного жилищного фонда на 2013 – 2014 годы значится жилой дом № .... по .....
Доводы представителя администрации МОГО «Ухта» о том, что в настоящее время законные основания для предоставления жилого помещения истцам отсутствуют, поскольку срок переселения из указанного дома определен в 2013-2014 годах, являются несостоятельными, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1,8,9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Часть 2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает, что гражданам, жилым помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, жилые помещения предоставляются вне очереди. Данная норма не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на внеочередное предоставление, от обеспечения жильем других лиц, проживающих в подобных домах. Отсутствие в законодательстве указание на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права. В ходе судебного разбирательства установлено, что право истцов нарушено и подлежит судебной защите.
С учетом вышеизложенного, требования Стребковых подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» предоставить Стребкову С.Н., Стребковой Л.Н., Стребкову Е.С., Стребкову Р.С. на состав семьи четыре человека вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее .... кв.м., состоящее не менее чем из двух жилых комнат, на территории МОГО «Ухта».
Решение может обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, т.е. с 31 июля 2013 года.
Судья- Корниенко М.В.