Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-668/2017 ~ М-728/2017 от 03.11.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Ивановка                                                                                                     29 ноября 2017 года

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи                                                                       Скобликовой Н.Г.,

при секретаре                                                                                                   Холодковой С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Ивановка административное дело            № 2а-668/2017 по административному исковому заявлению Администрации Среднебельского сельсовета к Отделу судебных приставов по Ивановскому району УФССП по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Среднебельского сельсовета, в лице Вандышева И.А., действующего на основании доверенности, обратилось в Ивановский районный суд с административным иском к Отделу судебных приставов по Ивановскому району УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, обосновывая свои исковые требования следующим.

Решением Ивановского районного суда от 09.03.2016, принятым по делу № 2а-239/2016 по заявлению Амурского межрайонного природоохранного прокурора, поданного в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района о признании бездействия по организации сбора твердых коммунальных отходов, - незаконным, на администрацию Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области возложена обязанность в срок не позднее 01.07.2017 обратиться в порядке, предусмотренном постановлением Губернатора Амурской области от 24.08.2005 № 485 «О содержании ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и составе прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации», в министерство имущественных отношений Амурской области с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 28:14:010332:10 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; организовать сбор твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 28:14:010332:10 путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующее транспортирование.

На основании исполнительного листа в отношении администрации Среднебельского сельсовета ОСП по Ивановскому району возбуждено исполнительное производство.

Во исполнение решения суда от 09.03.2016 администрация Среднебельского сельсовета 02 марта 2016 года обратилась с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 28:14:010332:10 площадью 103732 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для временного хранения твердых бытовых отходов в Министерство имущественных отношений Амурской области.

05 апреля 2016 года решением министерства отказано в удовлетворении ходатайства администрации Среднебельского сельсовета в связи с тем, что обращение с указанным ходатайством входит в полномочия муниципального образования административного района.

13.04.2016 администрация Среднебельского сельсовета, основываясь на отказе Министерства имущественных отношений Амурской области и доводах, приведенных в отказе, обратилась к главе Ивановского района с просьбой об обращении в Министерство с аналогичным ходатайством от имени Ивановского района, а так же отменой постановления администрации Ивановского района от 06.06.2014 № 535, которым администрации Среднебельского сельсовета передан в постоянно (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 28:14:010332:10, в связи с тем, что площадь указанного земельного участка значительно выше требуемой по предполагаемому дальнейшему его использованию.

    16.06.2016 администрацией Ивановского района в адрес Среднебельского сельсовета направлено письмо об отказе в направлении ходатайства об изменении категории земельного участка в Министерство имущественных отношений Амурской области.

    04.09.2017 администрация Среднебельского сельсовета вновь обратилась в администрацию Ивановского района с просьбой обратиться с ходатайством о переводе указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, с целью" дальнейшего размещения на указанном участке ТБО для временного хранения.

23.10.2017 администрация Ивановского района направила соответствующее ходатайство в Министерство имущественных отношений Амурской области. Ходатайство принято на рассмотрение Министерством 26.10.2017.

В виду возникшей просрочки исполнения решения суда ОСП по Ивановскому району постановлением от 26.10.2017 на администрацию Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области наложено взыскание исполнительного сбора в размере 50 000 рублей.

    Однако, просрочка исполнения судебного решения возникла по независящим от администрации Среднебельского сельсовета обстоятельствам. Решение вопроса о направлении ходатайства о переводе земельного участка из одной категории земель в другую в части земель, собственность которых не разграничена, возложено на муниципальные образования уровня административного района, а не уровня поселения, каким является Среднебельский сельсовет. Необходимые для этого документы Среднебельский сельсовет направил в администрацию Ивановского района своевременно - в апреле 2016 года.

Таким образом, администрация Среднебельского сельсовета исполнила решение суда от 09.03.2016 в части обращения с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 28:14:010332:10 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения 23.10.2017, то есть до вынесения судебным приставом-исполнителем ОСП по Ивановскому району постановления о взыскании исполнительского сбора от 26.10.2017 по исполнительному производству № 28009/17/109996. Исполнение решения Ивановского районного суда от 09.03.2016 в части организации сбора твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 28:14:010332:10 путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322- 03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующее транспортирование, возможно только после внесения изменений в статус земельного участка в части его категории, так как для производства указанных работ по оборудованию площадки для временного складирования отходов необходима разработка технической и проектной документации.

Наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительский сбор в размере 50 000 рублей является значительной суммой для муниципальной организации, каковой является администрация Среднебельского сельсовета.

На основании изложенного, со ссылкой ст.ст. 112, 128 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.ст. 19, 124, 127, 218, 219, 226, 227, ч. 2 ст. 358, ч. 3 ст. 363 КАС РФ представитель административного истца просит суд освободить администрацию муниципального образования Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области от обязанности уплатить исполнительский сбор, взысканный на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району от 26.10.2017 по исполнительному № 28009/17/109996.

Представитель административного истца администрации Среднебельского сельсовета Вандышев И.А. в судебном заседании просил административный иск удовлетворить по основаниям указанным в иске.

Представитель административного ответчика ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области, заинтересованное лицо, выступающее на стороне административного ответчика, – Родионова В.А. в судебном заседании, указала на то, что при принятии решения по заявленному административному иску, полагается на усмотрение суда.

    Изучив доводы сторон, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела                  № 2а-239/2016 и исполнительного производства № 24538/17/28009-ИП, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229 – ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу положений ст. 112 «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном, производстве» суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

Общие основания ответственности на нарушение обязательства предусмотрены в                  ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. При этом, согласно пункта 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве»», должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Аналогичное разъяснение дано в п. 78 Постановления Пленума Верховного суда РФ               № 50 от 17.11.2015 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства», в соответствии с которым исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством по данному делу является возможность либо невозможность по уважительным причинам исполнить требование неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок.

Совокупность изложенных обстоятельств и представленных доказательств, свидетельствует о наличии предусмотренных ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что решением Ивановского районного суда Амурской области от 09.03.2016, вступившим в законную силу, на администрацию Среднебельского сельсовета возложена обязанность в срок не позднее 01.07.2017 обратиться в порядке, предусмотренном постановлением Губернатора Амурской области от 24.08.2005 № 485 «О содержании ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и составе прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации», в министерство имущественных отношений Амурской области с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 28:14:010332:10 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; организовать сбор твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 28:14:010332:10 путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующее транспортирование.

Из материалов исполнительного производства № 24538/17/28009-ИП следует, что 02.08.2017 на основании исполнительного листа, выданного Ивановским районным судом Амурской области от 06.07.2016 по административному делу № 2а-239/2016, в отношении администрации Среднебельского сельсовета возбуждено исполнительное производство о возложении обязанности в срок не позднее 01.07.2017 обратиться в порядке, предусмотренном постановлением Губернатора Амурской области от 24.08.2005 № 485 «О содержании ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и составе прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации», в министерство имущественных отношений Амурской области с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 28:14:010332:10 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; организовать сбор твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 28:14:010332:10 путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующее транспортирование, со дня вступления решения суда в законную силу.

Одновременно с постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику выставлено требование с указанием в добровольном порядке исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в пятидневный срок со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

26.10.2017 ввиду неисполнения администрацией Среднебельского сельсовета требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Ивановскому району УФССП России по Амурской области Родионовой В.А. в рамках исполнительного производства № 24538/17/28009-ИП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.

С учетом получения должником – Администрацией Среднебельского сельсовета постановления о возбуждении исполнительного производства – 30.08.2017 и положений ч.2 ст. 15 Федерального закона «Об исполнительном производстве» последний день срока добровольного исполнения решения – 06 сентября 2017 года.

В установленный срок Администрацией Среднебельского сельсовета были предприняты следующие меры: 04.09.2017 подано заявление в Администрацию Ивановского района, с учетом положений п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», для последующего обращения последней в Министерство имущественных отношений Амурской области о переводе земельного участка с кадастровым номером 28:14:010332:10, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании администрации Среднебельского сельсовета, из одной категории - земли сельскохозяйственного назначения в другую - земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (необходимость перевода аргументирована необходимостью организации свалки).

С соответствующим ходатайством в Министерство имущественных отношений Администрация Ивановского района обратилась только 26.10.2017, и, следовательно, решение суда к 06.09.2017 исполнено должником не было.

Из анализа выше приведённых норм материального права и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий - невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Анализируя объем обязанностей, которые должнику надлежало исполнить в 5 – ти дневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, с учетом соответствия площадки для временного складирования отходов определенным нормам и требованиям (приведены в резолютивной части решения от 09.03.2016), суд приходит к выводу, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда от 09.03.2016 было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

    Указанная специфика состоит в том, что для перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель иного специального назначения необходима определенная последовательная процедура, предусмотренная законодательством, объявление и проведение конкурса для определения организации, необходимой изготовить проектно-сметную документацию, ее согласование, объявление и проведение аукциона по выбору организации по оборудованию площадки для временного складирования отходов, и непосредственно само оборудование, и соответственно исполнение вышеуказанного решения суда носит длящийся характер.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацию Среднебельского сельсовета следует освободить от уплаты исполнительского сбора, поскольку должником при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательства; решение суда не было исполнено в установленный срок в силу объективных обстоятельств, не зависящих от должника, при отсутствии вины должника.

    Руководствуясь ст.ст. 175, 177 – 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Среднебельского сельсовета Амурской области - удовлетворить.

Освободить Администрацию Среднебельского сельсовета Амурской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району от 26 октября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 05.12.2017.

Судья

Ивановского районного суда                                                                              Скобликова Н.Г.

2а-668/2017 ~ М-728/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Среднебельского сельсовета
Ответчики
Отдел судебных приставов по Ивановскому району УФССП Амурской области
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Судья
Скобликова Наталья Геннадьевна
Дело на странице суда
ivanovskiy--amr.sudrf.ru
03.11.2017Регистрация административного искового заявления
03.11.2017Передача материалов судье
03.11.2017Решение вопроса о принятии к производству
13.11.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2017Судебное заседание
21.11.2017Судебное заседание
28.11.2017Судебное заседание
29.11.2017Судебное заседание
05.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее