Дело № 1-75/2015
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
г. Емва 01 сентября 2015 года
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Даниловой О.К.,
при секретаре судебного заседания Лакатош Э.Л.,
с участием:
государственного обвинителя Мальцева А.В.,
подсудимого Сенюкова А.Ю.,
защитника подсудимого - адвоката Потапова Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Сенюкова А.Ю., <ДД.ММ.ГГГГ> г.р., родившегося в <адрес> <адрес>, <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
содержащегося под стражей по данному делу с <ДД.ММ.ГГГГ>,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Сенюков А.Ю. совершил мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, в крупном размере, при следующих обстоятельствах.
Сенюков А.Ю. <ДД.ММ.ГГГГ> был зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы <№> по Республике Коми в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства, основной вид деятельности – разведение крупного рогатого скота.
В <ДД.ММ.ГГГГ> года, точной даты не установлено, в ходе совершения действий по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, Сенюков А.Ю., проживающий в <адрес>, узнал о действии долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие экономики», согласно которой, в том числе, из республиканского бюджета Республики Коми предоставляются субсидии (гранты) субъектам малого и среднего предпринимательства. При этом Сенюков А.Ю. ознакомился с порядком, условиями и деталями возможности получения указанной субсидии (гранта), выдаваемой субъектам малого предпринимательства на создание, развитие и модернизацию собственного бизнеса.
После этого, у Сенюкова А.Ю., не намеревавшегося осуществлять деятельность по разведению крупного рогатого скота, возник умысел, направленный на хищение денежных средств, предоставляемых индивидуальным предпринимателям Княжпогостского района администрацией муниципального района «Княжпогостский» (АМР «Княжпогостский») в форме субсидии на создание, развитие и модернизацию собственного бизнеса на основании Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Постановления Правительства Республики Коми от <ДД.ММ.ГГГГ> № <№> «Об утверждении государственной программы «Развитие экономики», Постановления АМР «Княжпогостский» от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Княжпогостском районе на <ДД.ММ.ГГГГ>», Постановления АМР «Княжпогостский» от <ДД.ММ.ГГГГ> № <№> «Об утверждении Порядка предоставления средств из бюджета муниципального района «Княжпогостский» в форме субсидирования (гранты) субъектам малого и среднего предпринимательства на создание, развитие и модернизацию собственного бизнеса» (в редакции постановления АМР «Княжпогостский » от <ДД.ММ.ГГГГ> № <№>
Далее Сенюков А.Ю., заранее не намереваясь выполнять условия использования субсидии, умышленно, из корыстных побуждений, путем обмана, с целью хищения денежных средств из республиканского бюджета в виде получения субсидии (гранта) на создание, развитие и модернизацию собственного бизнеса, фактически не осуществляя никакой предпринимательской деятельности в период с <ДД.ММ.ГГГГ> до <ДД.ММ.ГГГГ>, подготовил и <ДД.ММ.ГГГГ> представил в <данные изъяты> расположенную по адресу: <адрес>, все необходимые для получения субсидии документы, среди которых находились бизнес-проект по производству животноводческой продукции «Откорм молодняка», заведомо ложный договор купли-продажи молодняка крупного рогатого скота от <ДД.ММ.ГГГГ>, заключенный между <данные изъяты> и ИП Сенюковым А.Ю., а также иные необходимые документы. Таким образом Сенюков А.Ю. ввел представителей Администрации в заблуждение относительно своих истинных намерений и фактической возможности, при условии получения субсидии (гранта), осуществления указанного им вида деятельности.
<ДД.ММ.ГГГГ> конкурсная комиссия <данные изъяты> по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение финансовой поддержки за счет средств бюджета <данные изъяты> и за счет средств бюджета <данные изъяты> не подозревая о преступных намерениях Сенюкова А.Ю., добросовестно заблуждаясь по поводу истинных целей последнего, рассмотрела предоставленные им документы на право получения вышеуказанной субсидии (гранта), и приняла решение предоставить Сенюкову А.Ю. субсидию в размере <данные изъяты> за счет средств бюджета <данные изъяты> на создание, развитие и модернизацию собственного бизнеса.
В результате этого <ДД.ММ.ГГГГ> в <данные изъяты> по вышеуказанному адресу Сенюков А.Ю. заключил с руководителем <данные изъяты> договор <№> о предоставлении субсидии (гранта) субъектам малого предпринимательства на создание, развитие и модернизацию собственного бизнеса. Согласно условиям данного Договора на расчетный счет Сенюкова А.Ю. № <№>, открытый в <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, на основании платежного поручения <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> были переведены денежные средства в сумме <данные изъяты> в качестве субсидии, принадлежащие <адрес>, которые Сенюков А.Ю. обязан был использовать по целевому назначению в срок до <ДД.ММ.ГГГГ>, а именно, на покупку крупного рогатого скота.
Денежные средства в размере <данные изъяты>, поступившие на указанный расчетный счет, Сенюков А.Ю. по целевому назначению не использовал, а умышленно, из корыстных побуждений похитил, обратив их в свою собственность, получив реальную возможность распорядиться ими по своему усмотрению.
При этом с целью сокрытия своих преступных действий и придания им законного вида Сенюков А.Ю. в качестве обоснования целевого расходования денежных средств, полученных им в качестве субсидии на создание, развитие и модернизацию собственного бизнеса, <ДД.ММ.ГГГГ> предоставил в <данные изъяты> заведомо ложный акт о приеме-передаче крупного рогатого скота от <ДД.ММ.ГГГГ>, а также счет <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> на оплату на сумму <данные изъяты>, которые содержали заведомо ложные и недостоверные сведения о целевом расходовании полученных Сенюковым А.Ю. денежных средств.
Тем самым Сенюков А.Ю. умышленно, из корыстных побуждений, путем обмана совершил хищение денежных средств в крупном размере на сумму <данные изъяты>, причинив бюджету <данные изъяты> имущественный ущерб в крупном размере в сумме <данные изъяты>.
Подсудимый Сенюков А.Ю. вину свою в хищении выданных в качестве гранта денежных средств, совершенном путем обмана, фактически не признал, суду показал, что намеревался заниматься разведением крупного рогатого скота, с этой целью приобрел у фермера ФИО2 ферму за <данные изъяты>, заготовил сено, имел в собственности технику. В <ДД.ММ.ГГГГ> года он вместо своей матери присутствовал на съезде фермеров, сам он на тот момент в качестве ИП еще зарегистрирован не был. На съезде фермеров он узнал о государственной поддержке начинающим предпринимателям, о выделении грантов. После этого он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, уточнил в администрации <данные изъяты> какие документы необходимо собрать для получения субсидии. Он собирался купить бычков в <адрес>, так как там закрывалась ферма и была распродажа, но в администрации <данные изъяты>» ему сказали заключить предварительный договор <данные изъяты> а после выделения субсидии он сможет приобрести бычков в другом месте. Как и требовалось, он прошел обучение, заключил предварительный договор купли-продажи с <данные изъяты>, собрал необходимые документы и представил их в Администрацию. В <ДД.ММ.ГГГГ> ему сообщили о принятом решении о выделении гранта. Впоследствии на его счет в <данные изъяты> были перечислены <данные изъяты>, которые так и находятся в банке до настоящего времени, он их не снимал. Использовать субсидию в сумме <данные изъяты> по назначению в установленный договором срок он не смог в виду отсутствия переправы из <адрес> в <адрес> через реку Вымь. Зимой перевести телят из <адрес> было невозможно из-за холода, так как телята могли замерзнуть и заболеть. Кроме того, по ледовой переправе зимой грузовые машины не проезжали, стояло ограничение 3 тонны, можно было проехать только на легковой машине. Весной через реку также не проехать, большая полынья. Летом переправляются только на лодках вверх по течению почти полкилометра. Ситуация с отсутствием переправы через реку Вымь в <адрес> длится на протяжении 5 или более лет. Глава сельского поселения <адрес> и Глава администрации <адрес> обещали наладить переправу, но это обещание так и не исполнено. Имелось решение суда, и переправу должны были открыть в <ДД.ММ.ГГГГ>. Он надеялся на то, что переправу все же сделают, и он сможет приобрести бычков и перевести их на ферму, поэтому полученные денежные средства не возвратил. Намерения не исполнять условия договора и похищать денежные средства, выделенные в качестве субсидии, у него не было. Он до конца надеялся, что переправа будет сделана, и он исполнит условия договора. После того как ему пришло письмо из Администрации чтобы он отчитался за полученную субсидию, он в устной форме обращался в администрацию района к начальнику отдела ФИО10 по поводу того, что не может купить бычков и перевести их <адрес> из-за отсутствия переправы. ФИО10 отрицает этот факт, так как хочет снять с себя ответственность. Акт приема-передачи молодняка крупного рогатого скота вместе с договором купли-продажи он передал в Администрацию еще до прохождения учебы и получения субсидии. В администрации ему давали перечень документов, которые необходимо представить для получения субсидии. Согласно этому перечню он и подготовил все документы. В Администрации ему пояснили, что договор купли-продажи и акт приема-передачи – это все предварительные документы. Как ему сказали в Администрации, так он все и сделал, поехал в СПК Княжпогостский, попросил подготовить документы и отвез их в Администрацию. Признает свою вину в том, что не использовал субсидию в установленный договором срок и не вернул деньги в администрацию, но умысла на обман и хищение у него не было. После регистрации в качестве индивидуального предпринимателя он осуществлял предпринимательскую деятельность: разводил свиней, у него были коровы. Вместе с тем, пояснил, что рабочих у него не было, перед налоговым органом за свою предпринимательскую деятельность не отчитывался.
Из оглашенных в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 276 УПК РФ показаний Сенюкова А.Ю., данных им на предварительном следствии в качестве обвиняемого (л.д. 152-154) следует, что спустя какое-то время после получения субсидии в качестве оправдания расходования средств по целевому назначению он представил в администрацию акт приема-передачи крупного рогатого скота, который получил при заключении предварительного договора купли-продажи. У него имелись личные накопления, которые он хранил наличными дома. Кроме этого он спрашивал в <данные изъяты> по поводу получения кредита, однако это все происходило в устной форме, никаких заявок он не делал. В <адрес> имеются помещения для разведения крупного рогатого скота, пастбище. Каких-либо предварительных договоров на поставку кормов или иных материалов, необходимых для реализации проекта, он не заключал.
Виновность Сенюкова А.Ю. в совершении инкриминируемого преступления подтверждается показаниями представителя потерпевшего, свидетелей.
Так, из оглашенных в соответствии с ч. 1 ст. 281 УПК РФ показаний представителя потерпевшего ФИО5 на предварительном следствии (л.д. 140-144) следует, что в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях реализации указанного Закона Правительство Республики Коми Постановлением от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Об утверждении государственной программы Республики Коми «Развитие экономики» утвердило подпрограмму «Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми». Системой программных мероприятий предусмотрена поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства путем предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Поддержка оказывается администрациям муниципальных образований на условиях софинансирования в виде субсидий. Субсидии предоставляются Министерством экономического развития Республики Коми администрациям муниципальных образований на основании заключенных соглашений. Перечисление субсидий из республиканского бюджета Республики Коми администрациям муниципальных образований производится с лицевого счета Министерства в сроки и порядке, установленные соглашениями. Расходование средств субсидии осуществляется администрациями муниципальных образований в соответствии с утвержденными муниципальными программами. Постановлением администрации <данные изъяты> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> утверждена муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства и потребительской кооперации в <адрес> на <ДД.ММ.ГГГГ>». Системой программных мероприятий предусмотрена финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в виде субсидирования (гранта) начинающих субъектов малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в приоритетных отраслях малого предпринимательства. В целях реализации муниципальной программы Постановлением администрации <данные изъяты>» от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> утвержден Порядок предоставления средств субъектам малого предпринимательства за счет средств, поступающих из республиканского бюджета Республики Коми в форме субсидирования (гранта) части расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности. В соответствии с указанным Порядком субсидия (грант) предоставляется субъектам малого предпринимательства, одновременно отвечающим следующим требованиям: установленным федеральным законом от <ДД.ММ.ГГГГ> № <№> «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и условиям, определенным настоящим Порядком; зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Княжпогостского района не более одного года; не имеющим задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации и внебюджетные фонды; не имеющим задолженности по заработной плате перед наемными работниками; наличие бизнес-проекта; учредителями которых являются зарегистрированные безработные, работники, находящиеся под угрозой массового увольнения, работники градообразующих предприятий, военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил, физические лица в возрасте до 30 лет и инвалиды и доля которых в уставном капитале составляет не менее 50%. В соответствии с Порядком субсидия (грант) носит исключительно целевой характер и может быть использована только на следующие цели ведения предпринимательской деятельности: приобретение основных и оборотных средств; оплата расходов по разработке проектно-сметной документации; оплата стоимости аренды помещения, используемого для осуществления предпринимательской деятельности; приобретение и оплата услуг по сопровождению программного обеспечения; приобретение методической и справочной литературы; оплата расходов на получение лицензии на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; оплата расходов на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение и свидетельства о регистрации авторских прав; изготовление и (или) размещение рекламы, включая изготовление рекламных буклетов, листовок, брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах). Размер выдаваемой субсидии (гранта) не может превышать 300 000 рублей. В соответствии с Порядком получения субсидии (гранта) субъекты малого предпринимательства представляют в отдел социально-экономического развития и предпринимательства администрации МР «Княжпогостский» документы, среди которых должны быть заявка на получение субсидии (гранта) по установленной форме, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации и иные документы. В соответствии с Порядком отдел социально-экономического развития, предпринимательства и потребительского рынка администрации МР «Княжпогостский» является уполномоченным органом. Комиссия на основании заключения уполномоченного органа и по результатам рассмотрения поступивших заявок принимает решение о предоставлении и размере муниципальной поддержки в виде гранта. Выдача субсидий (грантов) субъектам малого предпринимательства для осуществление и развития предпринимательской деятельности на территории <адрес> в <ДД.ММ.ГГГГ> осуществлялась на основании решения Комиссии и договоров, заключаемых между <данные изъяты>» и субъектом малого предпринимательства. Министерство является распорядителем денежных средств (межбюджетных трансфертов), выдаваемых администрациям муниципальных образований на софинансирование муниципальных программ. Администрации муниципальных образований, в число которых входит администрация <данные изъяты> являются распорядителями денежных средств, полученных по соглашениям на софинансирование муниципальных программ и выданных субъектам малого и среднего предпринимательства в форме субсидий (грантов). <ДД.ММ.ГГГГ> между Министерством экономического развития Республики Коми и <данные изъяты> заключено Соглашение <№> о предоставлении субсидий местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства. На основании этого Соглашения Министерство экономического развития РК перечислило денежные средства <данные изъяты> которая в свою очередь должна была выдать эти денежные средства в виде грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в приоритетных отраслях малого предпринимательства в соответствии с Порядком. Согласно поступивших в Министерство экономического развития РК отчетов установлено, что в <ДД.ММ.ГГГГ> <данные изъяты> денежные средства в размере <данные изъяты> в качестве гранта на создание собственного бизнеса выданы, в том числе, индивидуальному предпринимателю Сенюкову А.Ю. При установлении нецелевого расходования средств субсидии указанные средства <данные изъяты> должны быть взысканы в рамках договора с субъекта малого предпринимательства и возвращены в республиканский бюджет республики Коми в соответствии с бюджетным законодательством. В случае установления факта хищения Сенюковым А.Ю. полученного им гранта в размере <данные изъяты>, Министерство экономического развития Республики Коми желает привлечь Сенюкова А.Ю. к уголовной ответственности. Так как между Министерством и Сенюковым А.Ю. отсутствуют договорные отношения, Министерство не в праве обратиться к нему с иском.
Свидетель ФИО10 суду показала, что в <ДД.ММ.ГГГГ> года администрацией <данные изъяты> был объявлен конкурс на право получения субъектами малого предпринимательства финансовой поддержки за счет средств республиканского бюджета. Объявление было размещено, в том числе и на официальном сайте Администрации, с разъяснением условий и указанием перечня документов, необходимых для получения гранта. В их отдел обратился Сенюков А.Ю., которому она лично дала разъяснения по поводу предоставления гранта. <ДД.ММ.ГГГГ> Сенюков А.Ю. представил в отдел Администрации заявление-расчет на получение гранта, бизнес-проект, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и выписку из ЕГРИП о регистрации ФИО1 в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства, справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам, предварительный договор с <данные изъяты> о приобретении 30 голов молодняка крупного рогатого скота, удостоверение о прохождении обучения. <ДД.ММ.ГГГГ> состоялось заседание комиссии, которой по итогам рассмотрения представленных документов было принято решение о предоставлении Сенюкову А.Ю. гранта в сумме <данные изъяты>. После этого <ДД.ММ.ГГГГ> между <данные изъяты> и ИП Сенюковым А.Ю. был заключен договор <№> о предоставлении гранта в размере <данные изъяты>. Согласно условий данного договора Сенюков А.Ю. в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> должен был представить в Администрацию отчет о целевом использовании полученного гранта. Денежные средства для субсидий выделялись из республиканского бюджета через <данные изъяты>. В дальнейшем денежные средства в сумме <данные изъяты> были перечислены на банковский счет Сенюкова А.Ю. <ДД.ММ.ГГГГ> Сенюков А.Ю. представил в отдел Администрации оригинал акта приема-передачи ему от <данные изъяты> 30 голов молодняка крупного рогатого скота, тем самым подтвердив целевое расходование средств субсидии. О том, что предпринимательская деятельность Сенюковым не осуществлялась, Администрация была не в курсе. Только через год от сотрудников полиции стало известно, что средства, выделенные Сенюкову, не были им использованы по назначению. Если бы денежные средства были Сенюковым возвращены, они бы их перечислили обратно в республиканский бюджет. После выделения Сенюкову гранта, она с ним больше не общалась. В <данные изъяты> она интересовалась по поводу договора купли-продажи с Сенюковым, ей ответили, что Сенюков пояснил им, что без этого документа ему субсидию не выделят. Для получения гранта достаточно было представить предварительный договор купли-продажи. Приобрести телят Сенюков мог где угодно, главным было использование средств субсидии по назначению. В случае невозможности по объективным причинам исполнить условия договора в установленный срок, Сенюков мог обратиться в Администрацию с заявлением о продлении данного срока. Этот вопрос рассматривается комиссией, и она принимает решение о заключении дополнительного соглашения. Ни устно, ни письменно Сенюков с заявлением о невозможности в силу каких-то уважительных причин исполнить условия договора в установленный срок, в Администрацию не обращался. То, что денежные средства остались на счету Сенюкова, свидетельствует о нецелевом, неэффективном использовании средств субсидии. Эти денежные средства могли быть выданы другим предпринимателям.
Свидетель ФИО6 суду показала, что в <данные изъяты> обратился Сенюков, который пояснил, что ему должны выделить грант на <данные изъяты>, и на эти деньги он приобретет у них 30 голов молодняка крупного рогатого скота. Также пояснил, что для получения гранта ему необходимо предъявить в Администрацию договор купли-продажи и акт приема-передачи молодняка, иначе грант ему не выдадут. Они были заинтересованы в продаже молодняка, поэтому заключили с Сенюковым договор купли-продажи и оформили акт приема-передачи, выписали счет-фактуру. Подобные случаи у них бывали, предприниматели приобретали скот, поэтому просьба Сенюкова каких-либо подозрений не вызвала. После оформления указанных документов Сенюкова она больше не видела, деньги на их счет так и не поступили, и телят Сенюков у них фактически не приобрел.
Из оглашенных в соответствии с ч. 1 ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля ФИО7 на предварительном следствии (л.д. 67-68) следует, что работает <данные изъяты> – <данные изъяты>. В Княжпогостском районе был зарегистрирован ИП глава крестьянского фермерского хозяйства Сенюков А.Ю. Между <данные изъяты> и ИП Сенюковым А.Ю. <ДД.ММ.ГГГГ> заключено соглашение <№> о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства. После заключения данного соглашения ИП Сенюков А.Ю. за государственной поддержкой не обращался, в связи с чем обследование поголовья скота у данного фермера не производилось. Согласно отчетов по выполнению основных показателей хозяйственной деятельности за период <ДД.ММ.ГГГГ>, представленных ИП Сенюковым А.Ю., какой-либо производственной деятельности не осуществлялось, наличие в хозяйстве животных и птицы отсутствует. То есть ИП Сенюков А.Ю. с момента регистрации крестьянско-фермерского хозяйства какую-либо деятельность в качестве фермера не осуществляет. Имеются ли у ИП Сенюкова А.Ю. коровники, пастбища и другое оборудование, ей не известно, так как проверки условий разведения скота ИП Сенюковым А.Ю. не осуществлялось в связи с тем, что ИП Сенюков А.Ю. фактически свою деятельность не осуществляет.
Кроме того, виновность Сенюкова А.Ю. в совершенном преступлении подтверждается письменными материалами уголовного дела:
- рапортом оперуполномоченного <данные изъяты> ФИО8, зарегистрированным в КУСП <ДД.ММ.ГГГГ> за № <№>, об обнаружении в действиях Сенюкова А.Ю. признаков состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ (л.д. 3);
- копией заявления-расчета на получение гранта в сумме <данные изъяты> от ИП Сенюкова А.Ю., согласно которому <ДД.ММ.ГГГГ> он представил в <данные изъяты> справку ИФНС, копию свидетельства о госрегистрации, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выписку из ЕГРИП, договор купли-продажи, бизнес-план, справку СФСС и ПФР (л.д. 9);
- копией договора купли-продажи молодняка крупного рогатого скота от <ДД.ММ.ГГГГ> о приобретении ИП Главой крестьянского фермерского хозяйства Сенюковым А.Ю. у <данные изъяты> тридцати голов молодняка крупного рогатого скота (л.д. 10-11);
- копией бизнес-проекта, согласно которому основным видом деятельности ИП Сенюкова А.Ю. является разведение крупного рогатого скота, на приобретение молодняка (телят) имеется потребность в субсидии для начинающих предпринимателей в сумме <данные изъяты>, также указывается о наличии собственных средств в сумме <данные изъяты> и необходимости в заемных средствах в сумме <данные изъяты> для реализации бизнес-проекта (л.д. 12-20);
- копией протокола <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> заседания Комиссии по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на получение финансовой поддержки, согласно которому на рассмотрение комиссии Сенюковым А.Ю. были представлены: заявка на получение финансовой поддержки, анкета, выписка из ЕГРИП, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве ИП, справка об отсутствии задолженности по уплате налогов, бизнес-проект, предварительный договор купли-продажи от <ДД.ММ.ГГГГ>, справки об отсутствии задолженности по страховым взносам, копия свидетельства об обучении; по заключению комиссии принято решение о предоставлении ИП Сенюкову А.Ю. субсидии (гранта) в сумме <данные изъяты> (л.д. 94-103);
- копией договора <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> между <данные изъяты> и ИП Сенюковым А.Ю. о предоставлении Сенюкову А.Ю. субсидии в размере <данные изъяты>, которые Сенюков А.Ю. обязан использовать по целевому назначению в срок не позднее <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 21-22);
- копией платежного поручения от <ДД.ММ.ГГГГ> о перечислении финансовым управлением <данные изъяты>» на счет ИП Сенюкова А.Ю. в <адрес> <адрес> <№> субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в сумме <данные изъяты> (л.д. 23);
- копией акта приема-передачи крупного рогатого скота от <ДД.ММ.ГГГГ>, согласно которому ИП Глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 принял от <данные изъяты> молодняк крупного рогатого скота общим весом 2000 кг (л.д. 24);
- копией счета <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, выставленного <данные изъяты> плательщику КФК Сенюкову А.Ю., на сумму <данные изъяты> за 30 голов бычков (л.д. 108);
- уведомлением о постановке Сенюкова А.Ю. на учет <ДД.ММ.ГГГГ> в Межрайонной ИФНС России <№> по Республике Коми в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства (л.д. 75);
- сведениями Межрайонной ИФНС России <№> по Республике Коми о том, что по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> налоговая отчетность от ИП Сенюкова А.Ю. в налоговый орган не поступала (л.д. 33);
- сведениями об открытом <ДД.ММ.ГГГГ> в <адрес> <адрес> счете ИП Сенюкова А.Ю. <№> (л.д. 34, 39);
- выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о регистрации <ДД.ММ.ГГГГ> Сенюкова А.Ю. в качестве Главы крестьянского фермерского хозяйства с указанием основного вида деятельности – разведение крупного рогатого скота (л.д.35-37);
- сведениями о движении денежных средств по счету <№> ИП Сенюкова А.Ю. за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, согласно которым <ДД.ММ.ГГГГ> на указанный счет от <данные изъяты> в качестве субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства поступила сумма <данные изъяты>, из которой впоследствии <ДД.ММ.ГГГГ>, <ДД.ММ.ГГГГ> и <ДД.ММ.ГГГГ> были списаны различные суммы в виде комиссии за ведение счета, взносов и пеней в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования, остаток средств на счете составляет <данные изъяты>. (л.д. 40-43);
- протоколом наложения ареста от <ДД.ММ.ГГГГ> на денежные средства в сумме <данные изъяты>., находящиеся на счете <№> в <данные изъяты>, открытом на ИП Сенюкова А.Ю. (л.д. 48-49);
- уведомлением Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми от <ДД.ММ.ГГГГ> об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах Сенюкова А.Ю. на объекты недвижимого имущества (л.д. 51);
- протоколом выемки от <ДД.ММ.ГГГГ> и последующего осмотра <ДД.ММ.ГГГГ> документов учетного дела получателя субсидии Сенюкова А.Ю. в числе которых: заявление-расчет ИП Сенюкова А.Ю. на получение гранта от <ДД.ММ.ГГГГ>; свидетельство об обучении на имя Сенюкова А.Ю. о том, что он прошел обучение в ГУП РК «Республиканское предприятие «Бизнес-инкубатор» по программе «Основы предпринимательской деятельности»; справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам; свидетельство и уведомление о постановке на учет в налоговом органе; свидетельство о государственной регистрации крестьянского фермерского хозяйства; выписка из ЕГРИП; договор купли-продажи молодняка КРС; бизнес-проект; сведения об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов; анкета субъекта малого предпринимательства – ИП Сенюкова А.Ю.; протокол заседания комиссии по решению вопроса о предоставлении субсидии (гранта); договор <№> о предоставлении Сенюкову А.Ю. гранта; платежное поручение о перечислении на счет Сенюкова А.Ю. <данные изъяты>; акт приема-передачи КРС от <ДД.ММ.ГГГГ>; счет <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> на оплату <данные изъяты> за 30 голов молодняка КРС; выписка о движении денежных средств по счету (л.д. 64-66, 69-71);
- сведениями <данные изъяты> о том, что транспортное сообщение по маршруту <данные изъяты> осуществляется регулярно согласно графика движения автобуса, кроме закрытия переправы в весенне-осенний период: с <ДД.ММ.ГГГГ>, с <ДД.ММ.ГГГГ>, с <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 127-134);
- копией постановления Правительства Республики Коми от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Об утверждении государственной программы Республики Коми «Развитие экономики» (л.д. 173-186);
- копией Постановления <данные изъяты> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в <адрес> на <ДД.ММ.ГГГГ>» (л.д. 187);
- копией <данные изъяты> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Об утверждении Порядка предоставления средств из бюджета муниципального района «Княжпогостский» в форме субсидирования (гранты) субъектам малого и среднего предпринимательства на создание, развитие и модернизацию собственного бизнеса (л.д. 194).
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 88 УПК РФ, суд находит виновность подсудимого в совершении инкриминируемого преступления полностью доказанной.
За основу приговора суд берет показания представителя потерпевшего ФИО5, свидетелей ФИО10, ФИО6, ФИО7, которые согласуются между собой, дополняют друг друга, противоречий не содержат, подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, и сомнений у суда не вызывают.
Показания подсудимого Сенюкова А.Ю. суд признает достоверными в части, не противоречащей совокупности доказательств, принятых судом за основу приговора.
При этом судом не установлены неприязнь или иные мотивы для оговора подсудимого со стороны представителя потерпевшего или свидетелей.
Об умысле подсудимого на хищение денежных средств и отсутствии намерения исполнять условия договора свидетельствуют его последующие действия после получения им денежных средств в качестве субсидии. Как следует из показаний свидетеля ФИО10, Сенюков А.Ю. в Администрацию района по поводу невозможности целевого использования субсидии в установленный договором срок в виду отсутствия переправы через реку Вымь и транспортного сообщения до <адрес>, не обращался. Напротив, отчитался перед Администрацией о целевом использовании денежных средств субсидии, предоставив акт приема-передачи молодняка крупного рогатого скота, хотя фактически телят не приобрел. Согласно показаниям свидетеля ФИО6, обратившись в <данные изъяты> Сенюков А.Ю. помимо договора купли-продажи также попросил оформить акт приема-передачи молодняка и счет на оплату, пояснив, что без всех этих документов грант ему не выдадут, в то время как Сенюкову А.Ю. было известно, что для участия в конкурсе на получение гранта в Администрацию требовалось представить только предварительный договор купли-продажи.
С момента получения Сенюковым А.Ю. денежных средств <ДД.ММ.ГГГГ> и до возбуждения в <ДД.ММ.ГГГГ> года данного уголовного дела прошел значительный промежуток времени, в течение которого Сенюков А.Ю. располагал возможностью либо использовать полученную субсидию по целевому назначению, либо вернуть денежные средства <данные изъяты>», однако этого не сделал.
Доводы Сенюкова А.Ю. о не использовании им денежных средств по целевому назначению в виду невозможности перевоза молодняка крупного рогатого скота в <адрес> из-за отсутствия переправы суд находит несостоятельными. Данные доводы опровергаются исследованными в судебном заседании Постановлениями <данные изъяты> о периодах закрытия и открытия ледовой переправы через реку Вымь, а также сведениями о том, что транспортное сообщение по маршруту <данные изъяты> осуществляется регулярно согласно графика движения автобуса, кроме закрытия переправы в весенне-осенний период: <ДД.ММ.ГГГГ>
Нахождение до настоящего времени денежных средств, выделенных в качестве субсидии, на расчетном счете Сенюкова А.Ю. в <данные изъяты> не свидетельствует об отсутствии у Сенюкова А.Ю. умысла на их хищение. После зачисления суммы субсидии на расчетный счет Сенюков А.Ю. располагал реальной возможностью распорядиться данными денежными средствами по своему усмотрению. Кроме того, как следует из выписки о движении денежных средств по счету <№> ИП Сенюкова А.Ю. за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, из суммы <данные изъяты>, поступившей на указанный счет от <данные изъяты> качестве субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства <ДД.ММ.ГГГГ>, впоследствии: <ДД.ММ.ГГГГ> <ДД.ММ.ГГГГ> и <ДД.ММ.ГГГГ> были списаны различные суммы в виде комиссии за ведение счета, взносов и пеней в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования, после чего остаток средств на счете составил <данные изъяты>. Дальнейшее расходование денежных средств стало невозможным только благодаря тому, что <ДД.ММ.ГГГГ> по решению суда на денежные средства в сумме <данные изъяты>., находящиеся на счете <№> Сенюкова А.Ю., был наложен арест.
Доводы стороны защиты о совершении Сенюковым А.Ю. преступления в сфере предпринимательской деятельности и необходимости квалификации его действий по ст. 159.4 УК РФ, являются несостоятельными.
На основании исследованных доказательств судом установлено, что после регистрации <ДД.ММ.ГГГГ> Сенюкова А.Ю. в качестве Главы крестьянского фермерского хозяйства и постановки на учет в налоговом органе, какой-либо предпринимательской деятельности Сенюковым А.Ю. не осуществлялось, что подтверждается сведениями Межрайонной ИФНС России <№> по Республике Коми о том, что по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> налоговая отчетность от ИП Сенюкова А.Ю. в налоговый орган не поступала; уведомлением Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми от <ДД.ММ.ГГГГ> об отсутствии у Сенюкова А.Ю. каких-либо объектов недвижимого имущества; а также показаниями свидетеля ФИО7 о том, что согласно отчетов <ДД.ММ.ГГГГ> какой-либо деятельности ИП Сенюковым А.Ю. не осуществлялось: данными о личности Сенюкова А.Ю., который <ДД.ММ.ГГГГ> работает <данные изъяты> Не осуществлял Сенюков А.Ю. какой-либо предпринимательской деятельности и до регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.
Кроме того, из установленных фактических обстоятельств дела следует, что наличие статуса индивидуального предпринимателя являлось обязательным условием для участия в конкурсе на получение субсидии (гранта), выдаваемой субъектам малого предпринимательства на создание, развитие и модернизацию собственного бизнеса, в связи с чем <ДД.ММ.ГГГГ> Сенюков А.Ю. и зарегистрировался в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <№> по Республике Коми в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, регистрация Сенюкова А.Ю. в качестве ИП не была связана с фактическим осуществлением им предпринимательской деятельности, а носила формальный характер и была направлена именно на получение денежных средств с целью их последующего хищения.
Квалифицирующий признак хищения в крупном размере нашел свое подтверждение. Согласно п. 4 Примечания к ст. 158 УК РФ крупным размером в статьях Главы 21 УК РФ, за исключением статей 159.1, 159.3, 159.4, 159.5, 159.6, признается стоимость имущества, превышающая <данные изъяты>
Действия Сенюкова А.Ю. суд квалифицирует по ч. 3 ст. 159 УК РФ, как мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, в крупном размере.
При назначении наказания суд руководствуется ст. 6, 43, 60 УК РФ, учитывает характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, совокупность обстоятельств, смягчающих наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия его жизни.
Сенюков А.Ю. совершил умышленное преступление, относящееся в соответствии со ст. 15 УК РФ к категории тяжких преступлений, <данные изъяты>
Обстоятельством, смягчающим наказание подсудимого Сенюкова А.Ю., суд признает наличие на иждивении малолетнего ребенка.
Обстоятельств, отягчающих наказание Сенюкова А.Ю., судом не установлено.
С учетом данных о личности подсудимого, конкретных обстоятельств дела, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, суд приходит к выводу о назначении наказания Сенюкову А.Ю. в виде лишения свободы с применением положений ст. 73 УК РФ, и считает возможным не назначать Сенюкову А.Ю. дополнительное наказание в виде штрафа и ограничения свободы.
Учитывая фактические обстоятельства преступления и степень его общественной опасности, суд не находит оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ.
Исковые требования прокурора в интересах Республики Коми в соответствии со ст. 1064 ГК РФ подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 304, 307-310 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Сенюкова А.Ю. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ и назначить ему наказание в виде 3 лет лишения свободы.
На основании ст. 73 УК РФ считать назначенное наказание в виде лишения свободы условным с испытательным сроком на 2 года.
Возложить на Сенюкова А.Ю. обязанности в течение испытательного срока не менять постоянное место жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденных, являться для регистрации в вышеуказанный специализированный государственный орган в порядке и сроки, установленные этим органом.
Меру пресечения Сенюкову А.Ю. до вступления приговора в законную силу изменить с заключения под стражу на подписку о невыезде и надлежащем поведении, освободив его из-под стражи в зале суда.
Исковые требования прокурора Княжпогостского района в интересах Республики Коми о взыскании с Сенюкова А.Ю. в пользу республиканского бюджета Республики Коми <данные изъяты> в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением, удовлетворить, обратив взыскание на арестованные денежные средства в сумме <данные изъяты>., находящиеся на счете ИП Сенюкова А.Ю. <№> в <адрес> <адрес>, оставшуюся сумму <данные изъяты>. взыскать с Сенюуова А.Ю. в пользу республиканского бюджета Республики Коми.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Республики Коми через Княжпогостский районный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.
В случае подачи апелляционной жалобы осужденный в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора вправе ходатайствовать о своем участии, а также участии защитника в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем должно быть указано в апелляционной жалобе. Ходатайство об участии также может быть заявлено осужденным в течение 10 суток со дня вручения жалобы или представления, затрагивающих его интересы.
Председательствующий О.К. Данилова