Дело № 12-430/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
гор. Хабаровск 26 мая 2021 года
Судья Хабаровского краевого суда Савватеева А.А., рассмотрев жалобу Овечкиной Т.А. на постановление судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 17 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Овечкиной Т.А.,
установил:
постановлением судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 17 марта 2021 года Овечкина Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.20.2 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.
Овечкина Т.А. обратилась в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильно квалифицировал её действий, просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Овечкина Т.А., должностное лицо административного органа Исайченко Ю.А., прокурор, надлежащим образом извещенные на рассмотрение жалобы не явились, ходатайства об отложении судебного заседания не заявляли.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Дудкина М.В., поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон) признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности, на что указано в ст. 4 данного Закона.
В силу п.4.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам (далее по тесту Правила дорожного движения РФ).
При квалификации административного правонарушения, вмененного Овечкиной Т.А. по ч.8 ст.20.2 КоАП РФ, судья районного суда исходит из того, что Овечкина Т.А., будучи привлеченной к административной ответственности по ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ постановлением Центрального районного суда города Хабаровска от 10 октября 2020 года, вступившим в законную силу 29 октября 2020 года, повторно 07 ноября 2021 года в период времени с 12 часов 00 минут до 14 часов 30 минут приняла участие в несанкционированном публичном мероприятии в форме шествия в поддержку бывшего губернатора Хабаровского края С.И.Фургала, с количеством участников около 435 человек, двигаясь во главе шествующей колонны, с транспарантом в руках, создавая массовость, привлекая внимание граждан, полностью перекрывая пешеходные переходы, проезжую часть, что повлекло создание помех движению транспортных средств по пути шествия: ул.Гоголя – ул.Муравьева Амурского – ул.Тургенева – ул.Ленина – ул.Пушкина – площадь имени Ленина в городе Хабаровске. После окончания шествия остановилась у здания Правительства Хабаровского края (г.Хабаровск, ул. Карала Маркса, д.56), продолжила участие в несанкционированном мероприятии в форме митинга. На неоднократные и законные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий, прекратить участие в несанкционированном мероприятии, озвученных с помощью звукоусиливающих устройств, не реагировала, продолжала участие в несанкционированном мероприятии в составе группы, чем нарушила п.1 ст.3, п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», п.4.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090.
Вместе с тем, согласиться с выводом судьи районного суда о квалификации действий Овечкиной Т.А. по ч.8 ст.20.2 КоАП РФ не представляется возможным.
Из разъяснений п.36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» следует, что, исходя из взаимосвязанных положений п.2 ч.1 ст.4.3 и ч.8 ст.20.2 КоАП РФ, повторным является совершение любого из предусмотренных чч. 1 - 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ административных правонарушений в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст.4.6 данного кодекса.
В силу п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
При этом лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).
Как усматривается из материалов дела, постановлением судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 10 октября 2020 года Овечкина Т.А. привлечена к административной ответственности по ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Хабаровского краевого суда от 03 декабря 2020 вышеуказанное постановление судьи оставлено без изменения.
Таким образом, постановление судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 10 октября 2020 года вступило в законную силу 03 декабря 2020 года.
В связи с этим, исходя из положений п.2 ч.1 ст.4.3, ст.4.6 КоАП РФ, выводы судьи нижестоящей судебной инстанции о том, что 07 ноября 2020 года Овечкина Т.А. повторно совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, являются ошибочными.
Однако, с учетом анализа приведенных выше требований КоАП РФ и установленных по делу обстоятельств, прихожу к выводу о том, что Овечкина Т.А. во вмененный период нарушила требования п.1 ст.3, п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», п.4.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, в связи с чем её действия образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ.
Из разъяснений п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что ч.8 ст.20.2 КоАП РФ имеет единый родовой объект посягательства с ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ, переквалификация действий Овечкиной Т.А. не ухудшает ее положения, действия Овечкиной Т.А. подлежат переквалификации на ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ.
При этом факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, и виновность Овечкиной Т.А. подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 17 марта 2021 года, в котором Овечкина Т.А. при даче объяснений не оспаривает событие административного правонарушения; рапортами сотрудников полиции; протоколом о доставлении; письменным объяснениям Браславского В.В., фототаблицей; видеозаписью; видеоматериалом; данными из источника информации: СПО СК: АС «Российский паспорт» в отношении Овечкиной Т.А.; ответом заместителя Мэра города от 05.11.2020 года об отсутствии согласования о проведении публичных мероприятий и другими доказательствами.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являющихся основанием для отмены постановления, а также обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
При назначении Овечкиной Т.А. административного наказания необходимо учитывать, что в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1).
Исходя из санкции ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, характера совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающего административную ответственность, личности виновной, ее имущественного положения, учитывая положения ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, считаю необходимым назначить Овечкиной Т.А. административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
С учетом изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 17 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Овечкиной Т.А. изменить.
Действия Овечкиной Т.А. переквалифицировать с ч.8 ст.20.2 КоАП РФ на ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ, по которой назначить Овечкиной Т.А. административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
В остальной части постановление судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 17 марта 2021 года оставить без изменения, а жалобу Овечкиной Т.А. – без удовлетворения.
Судья Хабаровского краевого суда А.А.Савватеева