судья – < Ф.И.О. >3 дело <...>а-17641/2016
Апелляционное определение
21 июля 2016 г. <...>
судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего < Ф.И.О. >14
судей < Ф.И.О. >13, < Ф.И.О. >16
по докладу судьи < Ф.И.О. >13,
при секретаре < Ф.И.О. >5,
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования <...> по доверенности < Ф.И.О. >6 на решение Первомайского районного суда <...> от <...>,
заслушав доклад судьи < Ф.И.О. >13, судебная коллегия
определила:
< Ф.И.О. >1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО <...> об оспаривании действий администрации МО <...>, в котором просил обязать администрацию МО <...> устранить в полном объеме допущенные нарушения прав < Ф.И.О. >1 и возместить < Ф.И.О. >1, ущерб, причиненный незаконными действиями администрации МО <...> в отношении земельного участка, предоставленного < Ф.И.О. >7 Постановлением главы администрации <...> от <...> <...> «О выделении земельных участков гражданам для ведения крестьянских хозяйств на землях совхоза «Калининский»» и предоставить < Ф.И.О. >1 бесплатно в собственность земельный участок с адресным ориентиром: Краснодарский край, <...>, <...> округ, <...>, площадью 20000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по КК поставить на государственный кадастровый учет земельный участок с адресным ориентиром: Краснодарский край, <...>, Калининский сельский округ, <...>, площадью 20000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по КК поставить на ГКУ земельный участок с адресным ориентиром: Краснодарский край, <...>, Калининский сельский округ, <...>, площадью 20000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с техническим отчетом об аналитических (инструментальных) измерениях, подготовленного ИП «< Ф.И.О. >8» (ограниченный землями общего пользования и земельными участками с кадастровыми номерами <...>
Обжалуемым решением Первомайского районного суда <...> от <...> административное исковое заявление < Ф.И.О. >1, удовлетворено.
Суд обязал администрацию МО <...> устранить в полном объеме допущенные нарушения прав < Ф.И.О. >1 и возместить < Ф.И.О. >1, ущерб, причиненный незаконными действиями администрации МО <...> в отношении земельного участка, предоставленного < Ф.И.О. >7 Постановлением главы администрации <...> от <...> <...> «О выделении земельных участков гражданам для ведения крестьянских хозяйств на землях совхоза «Калининский»» и предоставить < Ф.И.О. >1 бесплатно в собственность земельный участок с адресным ориентиром: Краснодарский край, г Краснодар, Калининский сельский округ, <...>, площадью 20000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Суд обязал филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю поставить на государственный кадастровый учет земельный участок с адресным ориентиром: Краснодарский край, <...>, Калининский сельский округ, <...>, площадью 20000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с техническим отчетом об аналитических (инструментальных) измерениях, подготовленного ИП < Ф.И.О. >8 (ограниченный землями общего пользования и земельными участками с кадастровыми номерами <...>
Решение в части обязания филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю поставить на государственный кадастровый учет земельный участок с адресным ориентиром: Краснодарский край, <...>, Калининский сельский округ, <...>, площадью 20000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с техническим отчетом об аналитических (инструментальных) измерениях, подготовленного ИП «< Ф.И.О. >8 (ограниченный землями общего пользования и земельными участками с кадастровыми номерами <...>) обращено к немедленному исполнению.
Решение в части обязания филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю поставить на государственный кадастровый учет земельный участок с адресным ориентиром: Краснодарский край, <...>, Калининский сельский округ, <...>, площадью 20000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с техническим отчетом об аналитических (инструментальных) измерениях, подготовленного ИП «< Ф.И.О. >8 (ограниченный землями общего пользования и земельными участками с кадастровыми номерами <...> подлежит немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе представитель АМО <...> по доверенности < Ф.И.О. >6 просит решение отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на допущенные нарушения норм материального и процессуального права в судебном акте.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.7 ст.150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Судом при рассмотрении вышеуказанного заявления не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела.
Так, удовлетворяя заявленные требования, суд, прежде всего, исходил из того, что суду не было представлено доказательств, подтверждающих, что администрация МО <...> обратилась с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет безхозяйной вещи, также и доказательств обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельный участок. Таким образом администрация муниципального образования <...> не имела законных оснований для распоряжения спорным земельным участком.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства и соответствуют материалам дела.
Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Материалами дела установлено, что постановлением главы администрации <...> от <...> <...> «О выделении земельных участков гражданам для ведения крестьянских хозяйств на землях совхоза «Калининский»» < Ф.И.О. >7 был предоставлен бесплатно в собственность земельный участок мерою по 2 га для ведения крестьянско-фермерского хозяйства (государственный акт на право собственности на землю КК-2 <...>, зарегистрирован в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за <...> от <...>)
Постановлением мери <...> от 02.04.1999г. <...> «Об изъятии земельных участков у глав крестьянских хозяйств»: земельные участки площадью 32 га (сельхозугодья) изъяты у глав крестьянских хозяйств, указанных в приложении и переведены в земли запаса <...>, в том числе земельный участок < Ф.И.О. >7 (п. 13 приложения); признано утратившим юридическую силу в т.ч. постановление администрации <...> от <...> <...> в части предоставления земельных участков для ведения крестьянско-фермерских хозяйств гражданам, перечисленным в приложении; признаны утратившими юридическую силу документы на право собственности на землю, выданные главам крестьянских хозяйств, перечисленным в приложении.
Также установлено, что постановлением мэра <...> от <...> <...> < Ф.И.О. >9 был предоставлен указанный земельный участок, предоставленный ранее < Ф.И.О. >7
Согласно ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Из требования ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно требованиям ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ, устанавливающей основание возникновения прав, названы акты органов местного самоуправления, при этом, такие акты не могут являться основаниями для прекращения права собственности.
В соответствии с п. 9. ст.3 Федерального закона от <...> <...>-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от <...> N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от <...> N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением < Ф.И.О. >2 от <...> N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Согласно п.1 ст.6 Федерального закон от <...> № 122-ФЗ «о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствие с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался.
Из требований п.1 ст. 225 ГК РФ следует, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствие с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона КК от <...> <...>-КЗ "Об охране земель сельскохозяйственного назначения" (вступил в силу с <...>) право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды и другие права на земельные участки прекращаются по основаниям, предусмотренным законом или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона КК от <...> <...>-КЗ "Об охране земель сельскохозяйственного назначения" в случае совершения собственником земельного участка действий, свидетельствующих о его отказе от прав собственности, этот участок принимается на учет как бесхозное имущество, что регистрируется в поземельной книге. По истечении года со дня регистрации такой земельный участок по требованию органа местного самоуправления, на основании решения суда может быть возвращен в состав государственных или муниципальных земель.
Суду не было представлено доказательств, подтверждающих, что администрация МО <...> обратилась с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет безхозяйной вещи, также и доказательства обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельный участок.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обосновано посчитал, что на спорный земельный участок, представленный ранее < Ф.И.О. >7, не возникло право муниципальной собственности, в силу чего администрация МО <...> не имела правовых оснований на распоряжение спорным земельным участком.
Вместе с тем, судом установлено, что постановлением мэрии <...> от <...> <...> спорный земельный участок, принадлежащий < Ф.И.О. >7 был предоставлен < Ф.И.О. >10
В настоящее время земельный участок, принадлежащий < Ф.И.О. >7, имеет кадастровый <...> находиться в собственности < Ф.И.О. >11, на основании договора купли-продажи от <...>.
В соответствии со ст. 35 Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты нарушенного права, выбор способа принадлежит истцу (заявителю).
Заявитель выбрал способ защиты - потребовать от причинителя вреда предоставления равноценного земельного участка либо участки.
Судом первой инстанции установлено, что собственником спорного земельного участка является указанное физическое лицо и земельный участок не может быть изъят из чужого незаконного владения.
Суд считает, что в данном случае, защита нарушенного права < Ф.И.О. >7 возможна путем предоставления равноценного земельного участка.
<...> между < Ф.И.О. >7 (цедент) и < Ф.И.О. >1 (цессионарий) был заключен договор уступки права требования (цессии), в соответствии с которым цедент уступил, а цессионарий принял права требования к АМО <...> возмещения ущерба и/или убытков, причиненных АМО <...> (должник) путем незаконного предоставления (распоряжения) третьему лицу земельного участка, предоставленного в собственность цеденту на основании постановления администрации <...> от <...> <...>.
Административный истец, с целью проведения работ по установлению границ земельного участка, являющегося по мнению административного истца в совокупности равноценным земельному участку незаконно предоставленному третьему лицу, обратился к инженеру-землеустроителю < Ф.И.О. >12
Согласно техническому отчету об аналитических измерениях, выполненному ИП < Ф.И.О. >8, инженером землеустроителем совместно с < Ф.И.О. >1, используя публичную кадастровую карту МО <...>, кадастровые планы соответствующих территорий, материалы землеустроительных дел и поконтурные ведомости находящиеся на архивном хранении в государственном фонде данных, полученного в результате проведения землеустройства Управления Росреестра по КК, а также материалы дел межхозяйственного землеустройства, проведя анализ земель в границах <...> определили земельный участок, находящийся в кадастровых кварталах <...> в границах Калининского сельского округа <...>, сведения о зарегистрированных правах на который отсутствуют согласно сведениям ЕГРП и ГКН, т е. находится в ведении администрации АМО <...> на основании чего <...> по заявлению < Ф.И.О. >1 ИП < Ф.И.О. >8 (инженер землеустроитель) подготовлен технический отчет об аналитических (инструментальных) измерениях при определении координат характерных точек границ ЗУ на кадастровых планах территорий <...> с адресным ориентиром: Краснодарский край, <...>, Калининский сельский округ, <...>, категория земель - земли населенных пунктов, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общей площадью 20000 кв.м.
Из представленного отчета следует, что указанный в нем земельный участок является равноценным земельному участку, так как расположен в том же округе <...>, имеет такую же площадь, одну и ту же кадастровую стоимость, одну и ту же категорию и назначение земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, возлагается на орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемое решение.
Административным ответчиком - администрацией МО <...> не предоставлено суду доказательств законности принятого им решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал, исковые требования < Ф.И.О. >1 обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Административный истец < Ф.И.О. >1 просит обратить решение к немедленному исполнению в части обязания филиала ФГБУ «ФКП Росреесгра» по КК поставить спорный земельный участок на государственный кадастровый учет.
Согласно ч.2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Замедление исполнения решения суда в части обязания филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по КК поставить спорный земельный участок на государственный кадастровый учет может нанести значительный ущерб частным интересам административного истца, в связи с чем, считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению в указанной части.
Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению вышеуказанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда <...> от <...>, следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда <...> от <...> оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи: