РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2022 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи – Чернякова Н.Н.,
при секретаре – Кужеевой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1811/22 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Осину Александру Анатольевичу о взыскании задолженности по транспортному, земельному налогам, а также по налогу на имущество физических лиц, взымаемых по ставкам, применяемых к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов с внутригородским делением,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с административного ответчика Осина А.А. задолженность по транспортному и земельному налогу.
В обоснование иска указано, что административный ответчик является собственниками транспортных средств, земельного участка и жилого дома, в связи с чем, является плательщиком транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц, взымаемых по ставкам, применяемых к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов с внутригородским делением.
Административному ответчику направлялось требования, в котором сообщалось о наличии у него задолженности, которая не была погашена, что послужило причиной обращения налогового органа к мировому судье с требованиями о взыскании с административного ответчика указанной задолженности. <дата> мировым судьей вынесен судебный приказ, который определением от <дата> отменен, в связи с поступившим возражением ответчика.
В судебное заседание административный истец не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик, будучи извещенным о времени и месте по адресу постоянной регистрации <адрес> (почтовый конверт возвращен по истечении срока хранения), в заседание не явился, уважительных причин неявки и ходатайств об отложении заседания не представил, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату (п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ).
Согласно ст. 357, 363 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст.388, 389 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования.
Статьей 397 НК РФ предусмотрено, что земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст.400-401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, взымаемых по ставкам, применяемых к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов с внутригородским делением признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Объектом налогообложения признается, в том числе жилой дом.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.409 НК РФ).
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных данным кодексом.
Из материалов дела следует, что Осин А.А. в 2018-2020 гг являлся собственником моторной лодки, земельного участка в <адрес>, а в 2020 году также являлся собственником жилого дома в <адрес> и транспортных средств: Митсубиси Галант госномер №, Митсубиси Паджеро госномер №, Тойота Марк2 госномер №, Фольксваген Пассат, госномер №, Коматсу №, Хундай, госномер №, ИЖ7 №, Фольксваген Пассат госномер №, МАЗ №, JCB №, Киа Гранто, №, Ваз21093, №, Дэу Солар №, Татра 815.
Факт владения транспортными средствами подтверждается сведениями УГИБДД УМВД России по г.Самаре, представленными суду.
В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от <дата>, а также требование № о наличии задолженности по состоянию на <дата>, в том числе по транспортному налогу 139329 рублей, по земельному налогу 5962 рубля, налогу на имущество физических лиц, взымаемых по ставкам, применяемых к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов с внутригородским делением – 167 рублей, со сроком уплаты до <дата>.
В установленные в требование сроки административным ответчиком задолженность не погашена, в связи с чем административный истец <дата> обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. В тот же день мировым судьей вынесен судебный приказ, который определением от <дата> отменен, в связи поступившими от административного ответчика возражениями.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Административный истец обратился к мировому судье в течение 6 месяцев после истечения срока указанного в требовании, а затем обратился в суд в течение 6 месяцев с момента отмены судебного приказа.
Требование № в части земельного, транспортного, а также налога на имущество физических лиц, взымаемых по ставкам, применяемых к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов с внутригородским делением, за 2020 года направлено в пределах трех месяцев с даты истечения срока уплаты налогов (<дата>), в связи с чем, соответствует положениям ст.70 НК РФ.
С учетом изложенного, в части требований по налогам за 2020 год требование административного истца подлежит удовлетворению. Давая оценку требованиям административного истца по транспортному и земельному налогу за 2018-2019 год, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Размеры транспортного и земельного налога за 2018-2019 гг (срок уплаты до <дата> и <дата> соответственно) составляли 2040 рублей и 1923 рубля, за каждый год соответственно.
То есть на <дата> задолженность административного ответчика по транспортному и земельному налогу за 2018 год составляла 3963 рубля.
В силу требований ст.70 НК РФ налоговый орган должен был направить требование ответчику по налогам за 2018 год до <дата>, а по налогам за 2019 год до <дата>.
Срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным и нарушение налоговым органом данного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры о взыскания соответствующего платежа с налогоплательщика.
Федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, в пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, установил только сроки направления требования налогоплательщику, иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует.
Из разъяснений, данных Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 22 апреля 2014 года N 822-О следует, что нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.
Таким образом, несоблюдение срока направления требования об уплате налога само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки и пеней в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
Сроки для обращения налогового органа в суд установлены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты его направления.
Поскольку доказательства направления в адрес ответчика налогового уведомления о необходимости уплаты земельного и транспортного налога за 2018-2019 год и в последующем требования, отсутствуют, то срок обращения налогового органа в суд в данном случае подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (с момента превышения недоимки 3000 рублей), срока направления и получения требования (ч.6 ст.69 НК РФ) и минимального срока на исполнение требования (8 дней), установленного пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, по требованию об уплате транспортного и земельного налогов за 2018 год, административный истец должен был обратиться в суд до <дата>, при сумме задолженности на <дата> год более 3 тысяч рублей.
При таких обстоятельствах, обратившись в суд с заявлением о выдаче судебного приказа <дата>, налоговый орган пропустил срок, установленный ст.48 НК РФ, применительно к требованиям об уплате транспортного и земельного налогов за 2018 год, а заявленные административный иск в данной части не подлежит удовлетворению.
Уважительных причин пропуска срока заявителем не представлено, как и ходатайств об его восстановлении.
Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в ст.48 НК РФ, сумма для обращения налогового органа в суд увеличена с 3 до 10 тысяч рублей.
В соответствии с частью 5 указанного закона изменения в ст.48 НК РФ вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового (расчетного) периода по соответствующему налогу.
Применительно к транспортному и земельным налогам за 2019 год, налоговый орган должен руководствоваться ст.48 НК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения права на обращение в суд, то есть после <дата> с учетом ч.1 ст.70 НК РФ, ч.4, 6 ст.69 НК РФ (три месяца на требование с <дата>, плюс 6 дней на направление, плюс 8 дней для исполнения).
Несмотря на пропуск срока для направления требования по транспортному и земельному налогам за 2019 год, налоговый орган не пропустил срок для обращения в суд, так как в действующей ст.48 НК РФ предусмотрено право на обращение в суд в случае превышения задолженности 10000 рублей, чего в данном случае не было.
Случаи, предусмотренные абзацами 2 и 3 ч.2 ст.48 НК РФ, определяющие порядок обращения в суд при задолженности менее 10 тысяч рублей, к рассматриваемому делу не применимы.
С учетом изложенного, обратившись к мировому судье <дата>, административный истец не пропустил предусмотренный ст.48 НК РФ срок в отношении транспортного и земельного налогов за 2019 год, а требования в данной части подлежат удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 72 НК РФ определено, что пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, в связи с чем, требование о взыскании пени подлежит удовлетворению.
Установив, что установленная законом обязанность по оплате задолженности по транспортном и земельным налогу за 2019, 2020 гг., административным ответчиком, как налогоплательщиком, в установленные сроки не исполнена, суд полагает необходимым взыскать с него в судебном порядке заявленных сумм налогов и пени за просрочку уплаты.
На основании ст.114 КАС РФ с Осина А.А. подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить частично административный иск Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к Осину Александру Анатольевичу.
Взыскать с Осина Александра Анатольевича, ИНН №, проживающего <адрес>, в пользу МИФНС России №23 по Самарской области задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 2040 рублей, за 2020 год в размере 135249 рублей, пени в размере 452,82 рубля, задолженность на земельному налогу за 2019 год в размере 1923 рубля, за 2020 год в размере 2116 рублей, пени 19,38 руб, задолженность по налогу на имущество физических лиц, взымаемых по ставкам, применяемых к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов с внутригородским делением, за 2020 год в размере 167 рублей, пени 54 копейки, а всего взыскать 141967 рублей 74 копейки.
В удовлетворении требований к Осину Александру Анатольевичу о взыскании задолженности по транспортному и земельным налогам за 2018 год - отказать.
Взыскать с Осина Александра Анатольевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4039 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Черняков
Мотивированное решение изготовлено 10.10.2022.