Дело № 2-17/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гагарин 09 июля 2020 года
Гагаринский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Малышева Д.Г.,
при секретаре Ковредовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рудника А. В. к Ярошевич А. В., Соболевой С. К. об устранении препятствий в пользовании земельным участком и сносе самовольно возведенной постройки (жилого дома),
установил:
Рудник А.В. обратилась в суд с иском к Ярошевич А.В., Соболевой С.К. с учетом уточнения просит признать возведенный на принадлежащем Соболевой С.К. участке по адресу: <адрес> жилой дом самовольной постройкой и обязать ответчиков перенести его на расстояние не менее 3 метров от границы его земельного участка и перенести забор с его участка, ссылаясь на то, что 02.04.2019 он приобрел у ответчика Ярошевича А.В. земельный участок площадью 800 кв.м., кадастровый № с расположенным на нем жилым домом по адресу: <адрес>. При производстве кадастровых работ выяснилось, что фактические границы приобретенного земельного участка не соответствуют данным о границах его земельного участка, содержащихся в ЕГРН. Возведенный Ярошевичем А.В. на принадлежащем ему до 26.08.2019 и смежным с истцом земельным участком № жилой дом находится на расстоянии 2,07 метра от границы земельного участка истца. ДД.ММ.ГГГГ Ярошевич А.В. продал земельный участок площадью 1051 кв.м. с кадастровым номером № и жилым домом ответчику Соболевой С.К.
Истец Рудник А.В. и его представитель Иволгин В.А. исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчики Ярошевич А.В., Соболева С.К., их представитель Громова Н.Н. требования не признали.
Суд, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
На основании ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В силу требований ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее. В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Согласно п. 7.1 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, действовавшего на момент приобретения Соболевой С.К. земельного участка и незавершенного объекта строительства, расстояние от границ участка должно быть не менее 3 метров до стены жилого дома.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от 02.04.2019 за Рудником А.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером № и расположенный на нем жилой дом, площадью 44.8 кв.м. (л.д. 7-11, 32).
На основании договора купли-продажи земельного участка от 31.07.2019 за Соболевой С.К. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером № и расположенный на нем жилой дом, площадью 202 кв.м. (л.д. 13-15, 31).
Постановлением главы администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области № 1408 от 16.09.2019 земельному участку с кадастровым номером №
Постановлением главы администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области № от 15.03.2019 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1 051 кв.м. с кадастровым номером №
С целью соблюдения норм действующего законодательства и установления обстоятельств, изложенных в обоснование исковых требований судом назначалась по делу судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено ООО «Агентство оценки Ковалевой и Компании».
Согласно заключению проведенной в рамках настоящего дела судебной экспертизы ООО «Агентство оценки Ковалевой и Компании» (заключение № установлено, что фактический размер и фактические границы земельного участка, площадью 1 051 кв.м. с кадастровым номером № (участок Соболевой С.К.), расположенного по адресу: <адрес> не соответствует правоустанавливающим документам, межевому плану, а также записям о границах этого земельного участка, содержащимся в ЕГРН.
Причиной несоответствия является неправильное установление металлического ограждения по периметру земельного участка с кадастровым номером №
С учетом изложенного, суд считает необходимым привести фактические границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствие с границами, установленными в ЕГРН в месте примыкания с земельным участком истца (точки 6 и 7 плана №) путем переноса забора на границу земельных участков Рудника А.В. и Соболевой С.К. Обязанность по осуществлению переноса забора суд считает необходимым возложить на собственника земельного участка с кадастровым номером № – Соболеву С.К.
Правовых оснований для удовлетворения требований истца в остальной части требований по предложенным им способам устранения нарушения его прав в виде переноса жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не имеется.
Согласно ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (п.1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом, либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом, органом местного самоуправления (п.2).
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст.56 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федераций жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Как следует из ч. 3 ст. 48, п. 1 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектами индивидуального жилищного строительства являются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Судом установлено, что Администрацией МО «Гагаринский район» Смоленской области в адрес Ярошевича А.В. направлено уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилого строительства на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 37).
Из выписки из ЕГРН следует, что у Соболевой С.К. установлено право собственности на жилой дом, по адресу: <адрес>А (л.д. 234).
Как следует из экспертного заключения №-Э-19 СМК АОК 04 расположение жилого дома № на земельном участке с кадастровым номером № относительно границы земельного участка с кадастровым номером № не соответствует санитарно-бытовым нормам и правилам, при которых расстояние должно быть не менее трех метров. Кроме того индивидуальный жилой дом № расположен на земельном участке с кадастровым номером № с соответствующим целевым назначением и видом разрешенного использования, с соблюдением противопожарных норм и норм инсоляции, тем самым не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу их жизни (л.д. 193).
В силу положений пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, статьи 1 Гражданского кодекса РФ, гражданские права могут быть ограничены только на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Требование Рудника А.В. о переносе строения, как один из способов защиты нарушенных прав, в том числе вещного права, направлено на устранение препятствий правомочий титульного владельца в отношении принадлежащего ему имущества, а также угрозы жизни и здоровью со стороны третьих лиц. Однако в любом случае такое требование должно быть разумным и соразмерным, обеспечивающим баланс прав и законных интересов обеих спорящих сторон.
Учитывая материалы и способ возведения жилого дома, перенос объекта в целом технически невозможен. Перенос жилого дома возможен исключительно путем сноса всего объекта в целом и строительства идентичного объекта с отступом 3 метра от границы с земельным участком.
Перенос жилого дома этажа, как о том заявлено истцом, является крайней мерой гражданско-правовой ответственности лица осуществившего такое строительство. При этом, устранение последствий нарушений прав должно быть соразмерно самому нарушению и не может нарушать права лица, осуществившего такое строительство либо третьих лиц. Доказательств тому, что спорное строения (второй мансардный этаж жилого дома №) препятствуют истцу в осуществлении его права собственности на дом и земельный участок и нарушают его права, в материалы дела не представлено.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребления в иных формах.
Избранный истцом способ защиты права, требование о переносе жилого дома, не соответствует характеру и объему нарушенного права, что недопустимо в силу положений ст. 10 ГК РФ, с учетом того, что истцом не приведены доказательства нарушения его прав существующей постройкой.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Исходя из требований действующего законодательства, условием удовлетворения иска об устранении препятствий в пользовании имуществом является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что собственник или иной титульный владелец претерпевает нарушение своего права. Негаторный иск может быть удовлетворен при доказанности следующих обстоятельств: наличия вещного права у истца, наличия препятствий в осуществлении права истца; обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании истцом имущества; доказательство факта того, что препятствия имеют реальный, а не мнимый характер. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца (абз. 2 п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Таким образом, применительно к данному спору истец должен доказать не только факт нарушения ответчиком нормативных требований при строительстве, но и существенность данных нарушений, а также нарушение этим своих прав и законных интересов.
Иск о переносе постройки может быть удовлетворен судом в том случае, если нарушение градостроительных и строительных норм и правил является существенным, наличие постройки нарушает права третьих лиц, угрожает жизни и здоровью граждан, и при этом такое нарушение и такая угроза могут быть устранены лишь путем сноса (переноса) постройки.
Исходя из этого и положений статьи 56 ГПК РФ лицо, заявившее требование о сносе (переносе) постройки, обязано предоставить доказательства несоблюдения строительных норм и правил, которое повлекло нарушение его прав и, что защита нарушенных прав возможна только путем сноса (переноса) возведенной постройки.
Таких доказательств суду не представлено.
При указанных обстоятельствах исковые требования Рудника А.В. о переносе жилого дома на расстояние не менее трех метров от границы его земельного участка, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Рудника А. В. удовлетворить частично.
Обязать Соболеву С. К. привести границы своего земельного участка с кадастровым номером № в части примыкания к земельному участку истца (точки 6,7) в соответствии с данными о границах ее участка, содержащихся в ЕГР и перенести забор на границу земельных участков Рудника А. В. и Соболевой С. К..
В остальной части исковых требований отказать в связи с необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Гагаринский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивировочное решение изготовлено 16 июля 2020 года.
Судья Д.Г. Малышев