РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-379/2012
02 марта 2012 года г. Саяногорск
Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Трофимчук М.В.,
при секретаре Кечайкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чернышева Э.В. об обязании муниципального унитарного предприятия «Саяногорское телевидение ТВ-8» предоставить возможность обнародования опровержения в защиту своих чести и достоинства, при участии:
заявителя - Чернышева Э.В.,
от заинтересованного лица МУП «Саяногорское телевидение ТВ-8» - директора Куприянова М.В., действующего на основании распоряжения от 05.09.2011 г. №,
от заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии г. Саяногорска - представитель отсутствует,
от заинтересованного лица Избирательной комиссии Республики Хакасия представитель по доверенности от 28.11.2011 г. № ФИО - отсутствует,
УСТАНОВИЛ:
Чернышев Э.В. обратился в Саяногорский городской суд с заявлением о признании распространение информации незаконной, об обязании МУП «Саяногорское телевидение ТВ-8» предоставить возможность обнародования опровержения в защиту своих чести и достоинства, мотивируя свои требования тем, что он является кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования г.Саяногорск < > созыва. 01.03.2012 г. в новостном выпуске < > (время выхода -< >, фактически вышли в < >) был размещён пятиминутный сюжет, содержащий негативную информацию о нем, не соответствующую действительности и унижающую его честь, достоинство и деловую репутацию, который был повторен несколько раз в соответствии с сеткой вещания. В соответствии с п. 6 ст. 56 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» просит признать распространение данной информации незаконным, обязать МУП ТВ-8 предоставить ему возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать опровержение в защиту своих чести и достоинства.
В судебном заседании Чернышев Э.В. уточнил заявленные требования, просил обязать МУП ТВ-8 предоставить ему возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать опровержение в защиту своих чести и достоинства.
Представитель заинтересованного лица директор МУП «Саяногорское телевидение ТВ-8» Куприянов М.В. в судебном заседании пояснил, что не считает заявленные Чернышевым Э.В. требования подлежащими удовлетворению, поскольку информация о кандидате Чернышеве Э.В. действительно была выпущена в эфир несколько раз, но работники МУП «Саяногорское телевидение ТВ-8» не давали никаких комментариев по поводу данной информации.
Представитель территориальной избирательной комиссии г. Саяногорска для участия в судебном заседании не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Представитель избирательной комиссии Республики Хакасия по доверенности ФИО для участия в судебном заседании не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение помощника прокурора г. Саяногорска Абдина К.А., полагавшего заявление Чернышева Э.В. подлежащим удовлетворению, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Статьей 1 Федерального Закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Из смысла положений указанного Закона видно, что им регламентируется порядок информирования о выборах, ведение предвыборной агитации в СМИ, в том числе права и обязанности СМИ.
Часть 2 ст. 247 ГПК РФ, а также п. 10 ст. 75 вышеназванного Федерального закона устанавливает круг лиц, которые правомочны обращаться в суды с заявлениями, в связи с нарушением избирательных прав или права на участие в референдуме. К ним относятся, в том числе кандидаты и их доверенные лица.
Как видно из заявления, Чернышев Э.В., являясь кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования г. Саяногорск четвертого созыва, считает, что действиями МУП «TB-8» нарушены его избирательные права, а именно о нем распространена информация, унижающая его честь, достоинство и деловую репутацию, в связи с чем просил предоставить эфирное время для обнародования опровержения, следовательно, Чернышев Э.В. правомерно обратился в суд в порядке главы 26 ГПК РФ.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом правовом государстве высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 1, часть 1; статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (статья 32, части 1 и 2). Конституция Российской Федерации устанавливает также, что каждому гарантируется свобода мысли и слова, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантируется свобода массовой информации (статья 29, части 1, 4 и 5), признание, соблюдение и защита которых в силу статьи 2 являются обязанностью государства.
Этим положениям корреспондируют требования Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми свободные выборы должны проводиться с разумной периодичностью путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти (статья 3 Протокола № 1); каждый имеет право на свободу выражения мнений, которое включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны органов публичной власти и независимо от государственных границ (пункт 1 статьи 10).
В целях гарантирования свободных выборов и референдумов федеральный законодатель - по смыслу статей 3, 29, 32 во взаимосвязи со статьями 71 (пункт "в"), 72 (пункт "б" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации - вправе устанавливать порядок и условия их информационного обеспечения. Вместе с тем выборы могут считаться свободными, только когда реально гарантированы право на информацию и свобода выражения мнений. Поэтому законодатель обязан обеспечивать права граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах, соблюдая применительно к данному предмету регулирования баланс конституционно защищаемых ценностей - права на свободные выборы и свободы слова и информации и не допуская неравенства и несоразмерных ограничений (статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации; пункт 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; пункт 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах).
Выполнение организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, такой социальной функции, как информационное обеспечение выборов и референдумов, в Российской Федерации как демократическом правовом государстве призвано способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. Исходя из того, что пользование свободой массовой информации - по смыслу статьи 29 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пункта 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах - налагает на организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, особые обязанности и особую ответственность, представители этих организаций, действующих на основе редакционной независимости и вырабатываемых журналистским сообществом норм саморегуляции, то есть правил профессии и этических принципов, должны занимать этичные и взвешенные позиции и освещать избирательные кампании справедливым, сбалансированным и беспристрастным образом.
Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым информационное обеспечение выборов и референдумов включает как информирование избирателей, так и предвыборную агитацию, исходит из того, что представители организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности не должны являться субъектами агитационной деятельности. Это прямо следует из содержания главы VII «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах» данного Федерального закона: если за гражданами и общественными объединениями признается право проведения предвыборной агитации в допускаемых законом формах и законными методами (пункт 1 статьи 48), то организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, осуществляют лишь информирование избирателей (статья 45).
Устанавливаемое Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отграничение информирования избирателей от предвыборной агитации направлено на обеспечение формирования свободного волеизъявления граждан и гласности выборов и отвечает требованиям статей 3 (часть 3), 29 (части 1, 3, 4 и 5), 32 (части 1, 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку только когда реально гарантированы право на объективную информацию и свобода выражения мнений, выборы могут считаться свободными. Применительно к средствам массовой информации свободу выражения мнений нельзя отождествлять со свободой предвыборной агитации, к которой не предъявляются требования объективности. Поэтому в целях защиты права на свободные выборы, являющиеся одной из основ конституционного строя, в том числе в целях обеспечения свободного волеизъявления избирателей, свобода выражения мнений для представителей средств массовой информации, как следует из статей 3 (часть 3), 17 (часть 3), 29 (часть 5), 32 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, может быть ограничена федеральным законом.
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2003г. № 15-П.
В соответствии с пунктом 5 статьи 45 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев; в них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям.
Положения пункта 2 статьи 48 данного Федерального закона признают предвыборной агитацией осуществляемые в период избирательной кампании:
выражение предпочтения в отношении какого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель (подпункт "б");
описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов) (подпункт "в");
распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями (подпункт "г");
распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей (подпункт "д");
деятельность, способствующую созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов (подпункт "е");
Названные положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», касающиеся регулирования общественных отношений в сфере информационного обеспечения выборов применительно к организациям, осуществляющим выпуск средств массовой информации, следует рассматривать во взаимосвязи с другими положениями данного Федерального закона, также отражающими различия в осуществлении этими организациями деятельности по информированию избирателей и использовании средств массовой информации для предвыборной агитации.
Так, статьей 44 названного Федерального закона устанавливается, что информирование избирателей и предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума являются элементами информационного обеспечения выборов и способствуют осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.
При этом согласно статье 45 содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков (пункт 2), а деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума осуществляется свободно (пункт 4).
Под организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, понимаются организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий (п. 46 ст. 2 Федерального закона).
В силу п. 1 ст. 39 Закона Республики Хакасия от 08.07.2011 г. № 65-ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия» эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания предоставляются зарегистрированным кандидатам за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом, также безвозмездно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь).
Пункт 6 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает дополнительные ограничения и предусматривает, что организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения, обязаны предоставить соответствующему кандидату, избирательному объединению возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации. Для обнародования указанного опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено кандидату, избирательному объединению в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация, и его объем не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут. При опубликовании указанного опровержения или иного разъяснения его текст должен быть набран тем же шрифтом, помещен на том же месте полосы и по объему должен быть не меньше, чем опровергаемый текст. Непредоставление кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения таких организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из пояснений заявителя и усматривается из материалов дела, Чернышев Э.В. ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования г. Саяногорск четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №, что также подтверждается удостоверением №, выданным окружной избирательной комиссией №.
01.03.2012 г. в < > часов < > минут в эфире Первого городского телевидения в программе «Новости» распространен информационный материал о кандидате в депутаты Совета депутатов муниципального образования г. Саяногорск четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № Чернышеве Э.В.
В последующем 01.03.2012 г. в < > часа < > минут, 02.03.2012 г. в < > часов < > минут, в < > часов < > минут программа < > шла в повторе.
В ходе судебного заседания представитель заинтересованного лица МУП «Саяногорское телевидение ТВ-8» Куприянов М.В. пояснил, что МУП «Саяногорское телевидение ТВ-8», осуществляет выпуск программы < >, которое транслируется на канале < >.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Под массовой информацией понимается информация, предназначенная для неограниченного круга лиц в виде печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что именно МУП «Саяногорское телевидение ТВ-8» в своих средствах массовой информации распространило сведения о кандидате в депутаты Совета депутатов муниципального образования г. Саяногорск четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № Чернышеве Э.В.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, Чернышев Э.В. в территориальную избирательную комиссию г. Саяногорска с аналогичным заявлением не обращался, однако, в соответствии с ч. 2 ст. 247 ГПК РФ и п. 8 ст.75. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обращение в избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
Оценивая доводы Чернышева Э.В. о том, что распространенная о нем МУП «Саяногорское телевидение ТВ-8» информация умаляет его честь, достоинство и деловую репутацию, суд учитывает следующее.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.02.2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» порочащими, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
Содержание исследованной в ходе судебного разбирательства видеозаписи программы «Новости» Первого городского телевидения свидетельствует о том, что информация о Чернышеве Э.В., распространенная в данном средстве массовой информации, содержит сведения о совершении им нечестных поступков, неэтичном поведении, и соответственно была способна умалить его честь и достоинство, способная нанести ущерб деловой репутации кандидата Чернышева Э.В.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Чернышев Э.В., в силу требований п. 6 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имел право на опровержение или иное разъяснение относительно распространенной о нем информации, а МУП «Саяногорское телевидение ТВ-8» было обязано предоставить ему такую возможность.
Кроме того, суд учитывает, что согласно п. 1 ст. 49 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Решением Совета депутатов муниципального образования г. Саяногорск от 07.12.2011 г. № «О выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования г. Саяногорск четвертого созыва» назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования г. Саяногорск четвертого созыва на 04.03.2012 г.
Таким образом, предвыборная агитация при проведении выборов в депутаты Совета депутатов муниципального образования г. Саяногорск четвертого созыва должна была закончиться в 00 часов 00 минут 03.03.2012 г.
В ходе судебного разбирательства по делу судом достоверно установлено, что информация о заявителе была распространена МУП «Саяногорское телевидение ТВ-8» в эфире < > 01.03.2012 г. в < > часов < > минут с повтором 01.03.2012 г. в < > часа < > минут, 02.03.2012 г. в < > часов < > минут, в < > часов < > минут.
Как следует из объяснений Чернышева Э.В., о распространении информации ему стало известно 01.03.2012 г. при просмотре программы «Новости» Первого городского телевидения.
02.03.2012 г. Чернышев Э.В. обратился в Саяногорский городской суд с заявлением о предоставлении возможности обнародования опровержения в защиту своих чести и достоинства.
Учитывая небольшой промежуток времени с момента выпуска в эфир информации о заявителе до окончания агитационного периода, с учетом периодичности выхода выпуска новостей (с понедельника по пятницу), необходимого времени для опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации Чернышева Э.В. в программе «Новости» Первого городского телевидения, суд приходит к выводу, что в ходе проведения избирательной компании были нарушены избирательные права Чернышев Э.В. как кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования г. Саяногорск четвертого созыва, в связи с чем ему должна быть предоставлена возможность обнародования (опубликования) опровержения или иного разъяснения в средствах массовой информации МУП «Саяногорское телевидение ТВ-8» путем предоставления бесплатного эфирного времени объемом < > секунд в течение одного дня в < > часов < > минут местного времени, с повтором в этот же день в < > часа < > минут местного времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Чернышева Э.В. об обязании МУП «Саяногорское телевидение ТВ-8» предоставить возможность обнародования опровержения в защиту своих чести и достоинства удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Саяногорское телевидение ТВ-8» предоставить Чернышеву Э.В. возможность бесплатно обнародовать опровержение или иное разъяснение путем предоставления эфирного времени объемом < > секунд в течение одного дня в < > часов < > минут местного времени с повтором в этот же день в < > часа < > минут местного времени.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Трофимчук М.В.
Резолютивная часть оглашена 02.03.2012 г.
Мотивированное решение принято 06.03.2012 г.