Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-90/2019 (2а-1897/2018;) ~ М-1926/2018 от 30.11.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2019 года     г. Самара

Самарский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Грибовой Е.В.,

при секретаре Вторниковой Е.А.,

с участием представителя административного истца, действующего по доверенности Борзова Д.И.,

представителя административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, действующей по доверенности Булатовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-90/2019 по административному исковому заявлению Маркова ВВ о признании незаконным решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 12.10.2018 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Марков В.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 63:17:2405003:477 по адресу: <адрес>, сельское поселение Курумоч, <адрес>, (коттеджный поселок «Булгари Парк»), участок .

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое им решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ незаконно и необоснованно, поскольку он не является членом ДНП «Булгари», его земельный участок не входит в границы каких-либо садово-дачных товариществ. При этом, ДНП «Булгари» не является и никогда не являлось владельцем каких-либо земельных участков, никакие земельные участки не передавало гражданам, как членам ДНП, не является объединением граждан собственников земельных участков и иных объектов недвижимости, никаких членов ДНП «Булгари» не имеет, граждане не вступали в него и не выходили, к коттеджному поселку «Булгари Парк», расположенному в <адрес>, сельское поселение Курумоч, <адрес>, никакого отношения не имеет, никакой деятельности ДНП «Булгари» фактически не ведет с 2013 года. Кроме того, административным ответчиком не было предпринято никаких действий по установлению факта принадлежности его земельного участка к ДНП «Булгари», которое не создавалось и соответственно проект межевания территории коттеджного поселка «Булгари Парк» не составлялся. Таким образом, Управлением Росреестра сделан ошибочный, не основанный на каких-либо документах или фактах, а лишь на каких-то догадках, вывод о том, что ДНП «Булгари» имеет отношение к его земельному участку. Кроме того, вывод Управления Росреестра о том, что жилой дом, построенный им, является самовольной постройкой и не соответствует требованиям градостроительного регламента, сделанный в Уведомлении об отказе от ДД.ММ.ГГГГ также не обоснован, поскольку жилой дом не обладает признаками самовольной постройки, указанными в ст. 222 ГК РФ. Учитывая, что подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, для земельного участка, ему принадлежащего, действующим законодательством не предусмотрена, а следовательно требования об их предоставлении в Управление Росреестра являются не незаконными и необоснованными, а построенный им дом, не обладает признаками самовольной постройки, указанными в ст. 222 ГК РФ, административный истец просил суд признать незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, сельское поселение Курумоч, <адрес>, (коттеджный поселок «Булгари Парк»), участок , на земельном участке с кадастровым номером 63:17:2405003:477 и воложить на административного ответчика обязанность осуществить государственный кадастровый учет и    государственную регистрации права собственности на указанный объект недвижимости на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ и ранее представленных документов.

В судебном заседании представитель административного истца Маркова В.В., действующий по доверенности Борзов Д.И., доводы административного иска поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, действующая по доверенности Булатова А.Р., административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по изложенным в отзыве основаниям.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица администрации сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес> в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, суд полагает заявленный административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.

Согласно ст. 227 КАС РФ основанием для принятии решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременно наличие следующих условий - не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено и следует из представленных документов, что административный истец обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении здания - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение Курумоч, <адрес> труда (коттеджный поселок «Булгари Парк»), участок .

Управление Росреестра по <адрес> отказало в осуществлении заявленных учетно-регистрационных действий в соответствии со статьей 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вследствие неустранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и предусмотренных пунктами 5, 9, 22 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ.

Так, согласно представленным в орган регистрации прав документам, объект капитального строительства, в отношении которого было подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности, расположен на земельном участке с кадастровым номером 63:17:2405003:477, который, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования «ведение дачного хозяйства». Указанный земельный участок был образован в результате раздела принадлежавшего на праве собственности ФИО14 земельного участка с кадастровым номером 63:17:2405003:406 (общее количество образованных в результате раздела земельных участков - 131).

Постановлением администрации сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ образованным в результате раздела земельным участкам был присвоен адрес: <адрес>, сельское поселение Курумоч, <адрес> (коттеджный поселок «Булгари Парк»).

В свою очередь, земельный участок с кадастровым номером 63:17:2405003:406 был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:17:2405003:159, включенного в границы населенного пункта из состава земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с решением Собрания Представителей сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Генеральный план сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес>», утвержденный решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Право собственности административного истца на земельный участок с кадастровым номером 63:17:2405003:477 было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО14.

В силу положений статьи 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить на земельном участке здания в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Административный ответчик полагает и суд соглашается с ним, что жилой дом на дачном земельном участке был возведен с нарушением требований действующего законодательства, вследствие чего такой объект капитального строительства не может являться объектом гражданских прав, а сведения о нем не подлежат внесению в кадастр недвижимости, по следующим основаниям.

Очевидно, что раздел земельного участка с кадастровым номером 63:17:2405003:406 и целевым назначением для дачного хозяйства в силу правового режима каждого из образованных земельных участков фактически привел к образованию дачного массива.

Учитывая, что образование дачного массива потенциально увеличивает количество землепользователей, и таким образом может являться необходимой предпосылкой для создания дачного некоммерческого объединения, в связи с чем, к организации и застройке соответствующей территории, по аналогии закона, подлежит применению Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Согласно п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», возведение строений и сооружений в дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом, которые в совокупности определяют предельные параметры строительства на территории некоммерческого объединения.

Кроме того, в силу положений ст. 2 Градостроительного кодекса РФ установлены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, в числе которых названы принцип обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, а также принцип осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

В соответствии с ч.1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Параметры, определяющие достижение вышеназванных целей, предусматриваются в соответствующих документах.

Так, основная часть проекта планировки территории включает в себя, среди прочего, положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры (статья 42 Градостроительного кодекса РФ).

При таких обстоятельствах, необходимость разработки документации по планировке территории обусловлена задачами градостроительной деятельности по созданию благоприятных условий жизнедеятельности человека и разрабатываемыми в этих же целях нормативами градостроительного проектирования.

Вместе с тем, как следует из ответа администрации сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении коттеджного поселка «Булгари Парк» документация по планировке территории не разрабатывалась, что подтверждает возведение жилого дома с нарушением градостроительных норм и одновременно исключает, в силу положений статьи 222 Гражданского кодекса РФ, возможность возникновения права собственности на такой объект недвижимости.

Кроме того, принимая во внимание проведенные мероприятия по разделу земельного участка с кадастровым номером 63:17:2405003:406, включение в адресную характеристику образованных земельных участков указания на их объединение в коттеджный поселок «Булгари Парк», а также массовое возведение жилых домов на территории коттеджного поселка, представляется, что на соответствующей территории осуществляется строительство малоэтажного жилого комплекса.

В подтверждение данного вывода свидетельствует и многочисленная информация, размещенная в сети «Интернет», об осуществлении обществом с ограниченной ответственностью «Девелоперская компания «Феникс» строительства и реализации жилых домов, образующих коттеджный поселок «Булгари Парк».

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц учредителем и директором ООО «ДК «Феникс» является ФИО13. Кроме того, по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, ФИО14, а также ФИО13 и ФИО15 являются учредителями зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ дачного некоммерческого партнерства «Булгари», ИНН 6318225832.

При таких обстоятельствах, суд полагает обоснованным вывод административного ответчика о том, что жилой дом административного истца представляет собой не отдельный самостоятельный объект строительства, а элемент единого по территории и инфраструктуре строительного объекта - коттеджного поселка.

Из статьи 46.9 Градостроительного кодекса РФ следует, что комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества осуществляется в соответствии с документацией по планировке территории (в границах поселения утверждаемой в соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса РФ органами местного самоуправления поселения).

Однако, документация по планировке территории коттеджного поселка «Булгари Парк» не утверждалась.

При указанных обстоятельствах, суд полагает обоснованным доводы административного ответчика о том, что постановление администрации сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не могло устранить препятствия к осуществлению кадастрового учета и государственной регистрации права собственности административного истца на жилой дом, поскольку возведение при вышеназванных обстоятельствах объекта капитального строительства нельзя признать соответствующим градостроительным нормам и правилам, установленным как на дату начала возведения постройки, так и на дату ее выявления.

Кроме того, согласно ответу администрации сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки на территории коттеджного поселка «Булгари Парк» расположены в зоне Ж7* (в зоне подтопления), которая, согласно параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, не предусматривает возможность возведении в границах территориальной зоны строений в соответствии с требованиями Водного кодекса РФ, установившим в статье 67.1 запрет на размещение в границах зон подтопления (в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий) новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов подтопления.

При этом, инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 4.1.2 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» проведение инженерных защитных мероприятий необходимо осуществлять в соответствии с указаниями СНиП ДД.ММ.ГГГГ, СНиП ДД.ММ.ГГГГ.

СНиП ДД.ММ.ГГГГ-90 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования» предусмотрено определение необходимости применения инженерной защиты исходя из степени градостроительной освоенности территории.

При этом, проектирование инженерной защиты следует выполнять на основе, в том числе данных, характеризующих особенности использования территорий, зданий и сооружений, как существующих, так и проектируемых, с прогнозом изменения этих особенностей и с учетом установленного режима природопользования (заповедники, сельскохозяйственные земли и т.п.) и санитарно-гигиенических норм.

Инженерные изыскания для строительства сооружений инженерной защиты следует проводить по заданию проектной организации в соответствии с требованиями СНиП ДД.ММ.ГГГГ-87 и государственных стандартов по инженерным изысканиям и исследованиям грунтов для строительства, а результаты изысканий должны содержать прогноз изменения инженерно-геологических, гидрологических и экологических условий на расчетный срок с учетом природных факторов, а также влияния существующей и проектируемой застроек.

Аналогичные положения содержит и СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Однако, проект планировки территории коттеджного поселка «Булгари Парк» отсутствует, то есть отсутствует какая-либо информация о степени градостроительной освоенности территории, а также о дальнейшем развитии данной территории, что предусмотрено действующим законодательством.

Кроме того, по смыслу положений градостроительного законодательства, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не может быть предоставлено после выявления самовольной постройки (часть 6.1 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ), что также подтверждает отсутствие оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по представленным административным истцом документам.

Ссылка административного истца на письмо Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принята во внимание, поскольку в нем высказано мнение о необходимости подготовки представляемого для осуществления кадастрового, учета и государственной регистрации прав технического плана жилого дома, строительство которого начато до ДД.ММ.ГГГГ на дачном земельном участке, на основании указанной в части 11 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ декларации; уведомления о планируемом строительстве на дачном земельном участке жилого дома; уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (при наличии такого уведомления).

Вместе с тем представленный административным истцом в орган регистрации прав технический план, вопреки позиции Росреестра, не содержит вышеназванных уведомлений, а строение, как следует из ответов органов местного самоуправления, не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства.

При указанных обстоятельствах, решение административного ответчика законно, обоснованно, в связи с чем, суд приходит к выводу, что оснований для отмены оспариваемого решения и возложения обязанности по регистрации права по представленным административным истцом документам у государственного регистратора не имелось.

При этом суд учитывает, что доводы административного истца о невозможности зарегистрировать права на спорный объект недвижимости в ином порядке, суд не может принять во внимание при рассмотрении заявленного спора, поскольку суд ограничен лишь разрешением вопроса о законности и обоснованности оспариваемого решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, которое, по мнению суда таковым является.

Поскольку совокупность обстоятельств, которые свидетельствовали бы о наличии оснований для признания незаконным решения административного ответчика не установлена, то оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Маркова ВВ о признании незаконным решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Решение принято в окончательном виде 17.01.2019.

Судья:               Е.В.Грибова

2а-90/2019 (2а-1897/2018;) ~ М-1926/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Марков В.В.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Другие
Администрация сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Грибова Е.В.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
30.11.2018Регистрация административного искового заявления
30.11.2018Передача материалов судье
03.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
03.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2018Судебное заседание
14.01.2019Судебное заседание
17.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2019Дело оформлено
13.05.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее