Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 декабря 2020 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,
при секретаре Погодаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-970/2020 по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Покоснинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Покоснинская средняя общеобразовательная школа» (далее – МКОУ «Покоснинская СОШ») о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Братского района в деятельности МКОУ «Покоснинская СОШ» выявлены нарушения требований законодательства в сфере образования, пожарной безопасности.
Согласно ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-Ф3), а также п. 4.4 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.
Из смысла ч. 1 ст. 89 Федерального закона № 123-Ф3 следует, что эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
В силу п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», а также п. 4.2.19 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» 4.2.19 ширина эвакуационных выходов должна быть, как правило, не менее 0,8 м.
Установлено, что в настоящее время образовательную организацию посещает 416 несовершеннолетних, 71 человек осуществляет трудовую деятельность, что позволяет признать здание образовательной организации местом с массовым пребыванием людей.
Согласно заключению специалиста Управления надзорной деятельности и профилактической работы по городу Братску и Братскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области от 29.11.2019 в МКОУ «Покоснинская СОШ» выявлены следующие нарушения пожарной безопасности, которые по состоянию на 18.11.2020 не устранены:
- ширина эвакуационного выхода в свету из помещения раздевальной для мальчиков на первом этаже в блоке Д (помещение № 62, рабочая документация ПД-02/07-14-АР, лист 15) составляет менее 0,8 м, а именно 0,72 м;
- расстояние от верхней части настенных речевых оповещателей до потолка составляет менее 150 мм.
Вместе с тем в настоящее время выявленные нарушения закона не устранены, при этом освоение образовательной программы учащимися продолжается в очной форме в здании, не соответствующем требованиям пожарной безопасности. Таким образом, образовательная организация является объектом защиты, на котором пожарная безопасность не обеспечена.
Предъявление прокурором искового заявления обусловлено защитой прав и интересов несовершеннолетних и работников школы на создание и предоставление им надлежащих условий обучения и труда в соответствии с требованиями пожарной безопасности, а также длительным периодом (в период с ноября 2019 года по настоящее время) устранения нарушений, принятием неэффективных мер, направленных на их устранение.
В силу миграционных процессов в обществе определенный круг лиц, в защиту которых выступает прокурор, в том числе, детей, обучающихся в образовательной организации, индивидуализировать невозможно, поскольку в школу могут быть трудоустроены новые работники, зачислены иные учащиеся либо учащиеся школы могут быть отчислены, переведены в другие образовательные организации.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Просил обязать МКОУ «Покоснинская СОШ», расположенное по адресу: Иркутская область, Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22, в срок до 31.08.2021 устранить нарушения требований пожарной безопасности путем:
- увеличения ширины эвакуационного выхода в свету из помещения раздевальной для мальчиков на первом этаже в блоке Д (помещение № 62, рабочая документация ПД-02/07-14-АР) до 0,8 м;
- установки настенных речевых оповещателей на расстоянии не менее 150 мм от их верхней части до потолка.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Леонтьев Л.Л., действующий на основании прав по должности, исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске. На письменные возражения ответчика МКОУ «Покоснинская СОШ» пояснил, что наличие акта готовности образовательной организации к учебному году не является доказательством устранения выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. МКОУ «Покоснинская СОШ» является самостоятельным юридическим лицом, ответственность за все противопожарные мероприятия в школе несет оно само, независимо от учредителя. За период с момента выявления нарушений два из них до сих пор не устранены. Заявленный срок до августа 2021 года считает достаточным для устранения указанных нарушений. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика МКОУ «Покоснинская СОШ» Тихомирова А.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, представила письменные возражения на исковое заявление, в которых указала, что исковые требования не признают по следующим основаниям.
Согласно акту проверки готовности образовательной организации к 2020 - 2021 учебному году от 07.08.2020 МКОУ «Покоснинская СОШ» была признана готовой к учебному году с учетом данных замечаний.
На основании п. 8.9 раздела 8 Устава МКОУ «Покоснинская СОШ» источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МКОУ являются собственные средства Учредителя. В соответствии с п. 1.6 раздела 1 Устава МКОУ «Покоснинская СОШ» собственником имущества МКОУ является муниципальное образование «Братский район». Полномочия учредителя в отношении МКОУ «Покоснинская СОШ» осуществляет Администрация муниципального образования «Братский район».
На основании п. 8.8. раздела 8 Устава МКОУ «Покоснинская СОШ» финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджета в соответствии с утвержденной бюджетной сметой.
В связи с чем МКОУ «Покоснинская СОШ» находится в полной финансовой зависимости от Администрации муниципального образования «Братский район».
В настоящее время администрацией школы ведется работа, направленная на устранение данных нарушений пожарной безопасности. Учредитель (Администрация МО «Братский район»), а также Управление образования Администрации МО «Братский район» поставлены в известность о не завершении работ по вводу здания школы в состояние 100% готовности, что подтверждается информацией исх. № 162 от 30.06.2020, информацией исх. № 9 от 24.09.2020, информацией исх. № 12 от 07.10.2020. Денежные средства на вышеуказанные нужды Учредителем (Администрацией МО «Братский район») выделены не были. Что в свою очередь объясняет невозможность (в связи с отсутствием финансирования со стороны учредителя) завершения на данном этапе начатых работ по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Так как в соответствии с п. 1.2 Устава МКОУ «Покоснинская СОШ» учреждение является некоммерческой организацией.
МКОУ «Покоснинская СОШ» поставлена в известность Администрацией МО «Братский район» о том, что генеральный директор ООО «Домострой» (подрядная организация, осуществившая строительство нового здания школы) проинформирована о необходимости устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности:
- увеличить ширину эвакуационного выхода к свету из помещения раздевальной для мальчиков на первом этаже в блоке Д (помещение № 62, рабочая документация ПД-02/07-14-АР, лист 15) до 0,8 м.;
- установить настенные речевые оповещатели на расстояние, не менее 150 мм от их верхней части до потолка, в рамках гарантийных обязательств.
Считают, что срок устранения выявленных нарушений пожарного законодательства, указанный прокурором Братского района в исковом заявлении (до 31.08.2021), заявлен в слишком узких пределах.
Просила в удовлетворении заявленных исковых требований прокурора Братского района к МКОУ «Покоснинская СОШ» об обязании в срок до 31.08.2021 устранить нарушения требований пожарной безопасности отказать в полном объеме, рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица Администрации МО «Братский район» Верещагин В.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав помощника прокурора Братского района Иркутской области Леонтьева Л.Л., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что в обязанности руководителей организаций входит, в том числе, соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов, в том числе: устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Согласно ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
В соответствии с ч. 1 ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов, в том числе: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Согласно п. 4.4 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173) настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.
В соответствии с п. 4.2.19 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утв. приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194) ширина эвакуационных выходов должна быть, как правило, не менее 0,8 м.
Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В судебном заседании установлено, что согласно Уставу МКОУ «Покоснинская СОШ», находящееся по адресу: Иркутская область, Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22, является некоммерческой организацией, созданной в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования «Братский район» в сфере общего образования.
Согласно заключению заместителя главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору от 29.11.2019 в ходе осмотра здания школы, расположенного по адресу: Иркутская область, Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская, 22, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе: ширина эвакуационного выхода в свету из помещения раздевальной для мальчиков на первом этаже в блоке Д (помещение № 62, рабочая документация ПД-02/07-14-АР, лист 15) составляет менее 0,8 м (при проведении замеров установлено, что ширина выхода составляет 0,72 м) (п. 6); расстояние от верхней части настенных речевых оповещателей до потолка составляет менее 150 мм (п. 20).
Ответчиком указанные нарушения не оспариваются, что подтверждается копиями информации директора МКОУ «Покоснинская СОШ» № 162 от 30.06.2020, № 9 от 24.09.2020 в адрес мэра Братского района, начальника Управления образования Администрации МО «Братский район» о том, что работы по вводу МКОУ «Покоснинская СОШ» не завершены, в том числе: замена двери в раздевалке мальчиков в спортзале, речевые оповещатели АПС монтировать согласно правилам пожарной безопасности; копией информации директора МКОУ «Покоснинская СОШ» № 12 от 07.10.2020 в адрес начальника Управления образования Администрации МО «Братский район», начальника отдела архитектуры о том, что МКОУ «Покоснинская СОШ» принята условно к учебному году, то есть с замечаниями: не соответствие двери в раздевальной комнате мальчиков в спортзале (720 мм вместо положенных 800 мм), расстояние настенных речевых оповещателей не соответствует их расположению (часть из них в коридорах от потолка менее 150 мм), с просьбой незамедлительно принять меры к устранению указанных замечаний; копией информации мэра Братского района от 21.12.2020 № 4467 в адрес генерального директора ООО «Домострой» в рамках муниципального контракта № Ф.2017.30723 от 02.08.2017 о том, что при проверке госпожнадзором обнаружены нарушения пожарной безопасности, а именно: ширина эвакуационного выхода в свету из помещения раздевальной для мальчиков на первом этаже в блоке Д (помещение № 62, рабочая документация ПД-02/07-14-АР, лист 15) составляет менее 0,8 м, а именно 0,72 м; расстояние от верхней части настенных речевых оповещателей до потолка составляет менее 150 мм, с просьбой в рамках гарантийных обязательств муниципального контракта устранить данные нарушения не позднее 01.02.2021, а также письменными возражениями представителя ответчика МКОУ «Покоснинская СОШ» Тихомировой А.С.
Согласно копии акта проверки готовности образовательной организации к 2020-2021 учебному году от 07.08.2020 МКОУ «Покоснинская СОШ», находящееся по адресу: Иркутская область, Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22, принято с условием, замечания представителя органа, осуществляющего государственный пожарный надзор: ширина эвакуационного выхода из помещения раздевальной мальчиков (№ 62) составляет менее 0,8 м (0,72 м); расстояние от верхней части настенных речевых оповещателей до потолка составляет менее 150 мм.
Таким образом, в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что до настоящего времени указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности не устранены.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что МКОУ «Покоснинская СОШ», являясь юридическим лицом и осуществляя образовательную деятельность, обязано исполнять требования законодательства о пожарной безопасности. Однако установленную законом обязанность образовательное учреждение не исполняет, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц – учащихся и работников учреждения на безопасные и благоприятные условия пребывания в здании МКОУ «Покоснинская СОШ». Выявленные нарушения требований пожарной безопасности не позволяют гарантировать требуемый уровень безопасности несовершеннолетних обучающихся в МКОУ «Покоснинская СОШ», а также работников МКОУ «Покоснинская СОШ». Невыполнение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью людей, а также создает возможность наступления в будущем вредоносного результата и нежелательных последствий для неопределенного круга лиц, влечет длительное нахождение несовершеннолетних обучающихся и персонала в обстановке, угрожающей их жизни и здоровью, в случае возникновения пожара.
При наличии таких обстоятельств исковые требования прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц об обязании МКОУ «Покоснинская СОШ» в срок до 31.08.2021 устранить указанные нарушения требований пожарной безопасности являются законными и обоснованными, вследствие чего подлежат удовлетворению.
Срок совершения данных действий суд считает достаточным, он соответствует требованиям разумности, объему предстоящих работ и потребностям образовательного процесса.
Доводы представителя ответчика МКОУ «Покоснинская СОШ» Тихомировой А.С., изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, о полной финансовой зависимости учреждения от учредителя – Администрации МО «Братский район» и отсутствии финансирования со стороны учредителя, не принимаются судом во внимание, поскольку МКОУ «Покоснинская СОШ» является образовательной организацией и в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, обеспечивающие жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы. При этом в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в обязанности руководителей организаций входит, в том числе, соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители организаций.
Отсутствие финансирования со стороны учредителя не освобождает образовательную организацию от соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности и обязанности устранить выявленные нарушения. Соблюдение требований пожарной безопасности не ставится действующим законодательством в зависимость от наличия финансовой возможности.
Доводы представителя ответчика МКОУ «Покоснинская СОШ» Тихомировой А.С. о том, что школа признана готовой к учебному году, и, что администрацией школы ведется работа, направленная на устранение выявленных нарушений пожарной безопасности, не влияют на вывод суда об удовлетворении исковых требований, поскольку школа признана готовой к учебному году условно с учетом выявленных нарушений требований пожарной безопасности, указанные обстоятельства не свидетельствуют об устранении указанных нарушений требований пожарной безопасности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Покоснинская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: Иркутская область, Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22, в срок до 31.08.2021 устранить нарушения требований пожарной безопасности путем:
- увеличения ширины эвакуационного выхода в свету из помещения раздевальной для мальчиков на первом этаже в блоке Д (помещение № 62, рабочая документация ПД-02/07-14-АР) до 0,8 м;
- установки настенных речевых оповещателей на расстоянии не менее 150 мм от их верхней части до потолка.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Гапеевцева
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2020 года.