Дело № 12-58/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Аскиз 26 ноября 2019 года
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Медведевой С.Г.,
при секретаре Топоевой К.А.,
с участием
защитника лица, в отношении, которого ведется дело об административном правонарушении, Карачакова И.А.,
представителя потерпевшей Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе лица, привлеченного к административной ответственности, Кольчикова А.Н. на постановление Государственного инспектора труда в Республике Хакасия № от 14 октября 2019 года, которым должностное лицо - главный врач Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Аскизская межрайонная больница» Кольчиков А.Н., <данные изъяты>,признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № от 14 октября 2019 года Государственного инспектора труда в Республике Хакасия ФИО6 должностное лицо - главный врач Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Аскизская межрайонная больница» (далее - ГБУЗ РХ «Аскизская МБ») - Кольчиков А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФпри следующих обстоятельствах:
Государственной инспекцией труда в Республике Хакасия на основании жалобы МКППО СОЦПРОФ ГБУЗ РХ "Аскизская МБ" в лице Ю. от 24.07.2019 г. о нарушении трудовых прав работника ГБУЗ РХ "Аскизская МБ» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства ГБУЗ РХ «Аскизская МБ». По результатам проверки установлено, что в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ основанием для прекращения трудового договора является отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы. Органами, имеющими право выдавать медицинские заключения, являются врачебные комиссии, создаваемые в медицинских учреждениях. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 г. № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» определен порядок их создания и деятельности. Согласно п. 4.18 раздела 1, п. 16 раздела 3 указанного Приказа, к функциям врачебной комиссии отнесено проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров ( обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и ( или) опасными условиями труда, при этом решение врачебной комиссии оформляется в виде протокола.
В силу требований ст. 212 ТК РФ работодатель обязан за свой счет организовывать проведение внеочередных медицинских осмотров, а также недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей в случае медицинских противопоказаний.
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г № 302н «Об утверждении перечней вредных и ( или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры ( обследования) и Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров ( обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и ( или) опасными условиями труда, машинист по стирке белья подлежит обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам ( приложения №№ 1,2), при этом в осмотре, кроме терапевта должны принимать участие врачи психиатр, нарколог, офтальмолог, отоларинголог и дерматолог ( п. 1.2.8.1, 3.12 приложения № 1).
В соответствии с п. 12, 14 приложения № 3 указанного Приказа по результатам медицинского осмотра оформляется заключение в двух экземплярах, один из которых выдается лицу, прошедшему медицинский осмотр, второй приобщается к медицинской карте амбулаторного больного.
По отношению к С. ГБУЗ РХ "Аскизская МБ» является одновременно работодателем и медицинской организацией, которая имеет право проводить предварительные (периодические) осмотры граждан. Работодателем (ГБУЗ РХ «Аскизская МБ») в соответствие с ст.ст. 211, 212 ТК РФ утверждено Положение об организации работы по охране труда в ГБУЗ РХ «Аскизская МБ». В соответствие с п. 10.2 данного Положения организация проведения периодического (предварительного) медицинского осмотра работников, устанавливается приказом по ГБУЗ РХ «Аскизская МБ». Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении периодического (предварительного) медицинского осмотра работников» утвержден перечень профессий и должностей, подлежащих медосмотру, график прохождения медосмотра. В указанном приказе имеется должность -машинист по стирке белья. Для работников прачечной установлен ежегодный график прохождения медосмотра - июнь.
Из приказа о прекращении трудового договора со С. от 28 августа 2018 г. № следует, что основанием для увольнения является отказ от перевода на другую работу, необходимую ей в соответствии с медицинским заключением. В основании издания приказа указаны: справка от ДД.ММ.ГГГГ №, уведомление от 24.08.2018 №, уведомление от 27.08.2018 №. В медицинской карте амбулаторного больного С. за 2015-2018 гг. отсутствуют сведения о прохождении ею периодического медицинского осмотра, имеются записи врачей - специалистов: окулиста, невролога, а также невролога республиканской больницы. Обследования в соответствие с нормативными правовыми актами не проведены, в медицинской карте амбулаторного больного не имеется протокола врачебной комиссии, выдавшей справку с рекомендациями о смене характера трудовой деятельности. Оформление справки не соответствует положениям приказа Министерства здравсоцразвития РФ от 02.05.2012 № 441н, медицинское заключение, предусмотренное приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, С. не выдавалось, второго экземпляра в медицинской карте амбулаторного больного не имеется.
По результатам проверки в ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» установлены нарушения трудового законодательства в части ст.ст. 22, 77 ТК РФ, что, по мнению должностного лица Государственной инспекции труда в РХ предусматривает административную ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в связи с чем государственным инспектором труда ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении от 26.09.2019 г. в отношении Кольчикова А.Н., а 14.10.2019 г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, главный врач ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» Кольчиков А.Н. обратился в суд с жалобой, которая мотивирована тем, что он не был уведомлен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, в связи с чем нарушено его право на защиту. Кроме того, при рассмотрении дела не была привлечена потерпевшая С. и истек срок привлечения к административной ответственности, поскольку ему вменяется незаконное издание приказа от 28.08.2018 г., также он не согласен с размером наказания, поскольку ему назначено наказание в максимальном размере, что является несоразмерным содеянному и несправедливым. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Карачаков И.А., в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнил, что извещение должностного лица о составлении протокола по рабочему адресу не является надлежащим уведомлением, поскольку главный врач Кольчиков А.Н. в это время находился в отпуске, также в постановлении о привлечении к административной ответственности не дана оценка документам, на которые должностное лицо ссылается в обоснование принятого решения и которые отсутствуют в представленных суду материалах ( справки), кроме того, должностным лицом, вынесшим постановление, не обоснованно не учтенодобровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, поскольку главный врач добровольно заключил мировое соглашение со С., отменил незаконный приказ и выплатил работнику заработную плату за вынужденный прогул.
Представитель потерпевшей Ю. суду пояснил, что главный врач Кольчиков А.Н. надлежащим образом был извещен о дате, времени и месте составления протокола по месту работы, вся корреспонденция регистрируется ГБУЗ РХ «Аскмизская МБ» согласно инструкции по делопроизводству в журнале входящей корреспонденции, более того, им, как представителем потерпевшей корреспонденция получена своевременно, а должностное лицо Кольчиков А.Н. намеренно не получает корреспонденцию по домашнему адресу. Полагает, что представленные суду в материалах дела Отчет об отслеживании отправления и Список внутренних почтовых отправлений от 10.10.2019 г. приобщены административным органом ошибочно и к данному делу отношения не имеют, поскольку он получил протокол об административном правонарушении и определение о назначении даты рассмотрения дела 03.10.2019 г., довод жалобы о незаконности не привлечения С. в качестве потерпевшей является несостоятельным, поскольку она является членом профсоюза, потому профсоюз в его лице представлял ее интересы в ходе разбирательства по делу, считает, что срок давности привлечения главного врача Кольчикова А.Н. к административной ответственности не истек, поскольку нарушение является длящимся, и в Государственную инспекцию труда они обращались в июле 2019 г., незаконное увольнение работника является серьезным нарушением закона, за что виновное лицо должно быть привлечено к ответственности, смягчающие обстоятельства не усматриваются, так как С. пришлось обращаться в суд за восстановлением нарушенного права.
Представитель Государственной инспекции труда в Республике Хакасия, должностное лицо которой вынесло обжалуемое постановление, а также лицо, привлеченное к административной ответственности, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения были извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствии.
Изучив доводы жалобы, выслушав мнения участников процесса, исследовав и оценив представленные материалы в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В силу положений части 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 26.09.2019 г. должностное лицо - главный врач ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства. Дата выявления правонарушения установлена как 05.09.2019 г.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, в отсутствии главного врача ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» Кольчикова А.Н.
Из материалов дела усматривается, что государственной инспекцией труда была проведена внеплановая документарная проверка ГБУЗ РХ «Аскизская МБ», результаты которой были отражены в акте проверки № от 05.09.2019 г.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при привлечении к административной ответственности предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Названные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении главного врача ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» Кольчикова А.Н. нарушены.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются кроме прочего протоколом об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении при составлении протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении - это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
По смыслу положений, содержащихся в ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии привлекаемого к ответственности физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, которым разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим КоАП РФ. (ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе должностным лицам, направляются по месту их жительства.
Системный анализ положений ст. 25.1, ст. 25.15 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. При этом закон не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 26 сентября 2019 года составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, главного врача ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» Кольчикова А.Н.
Между тем, сведений о том, что главный врач ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» Кольчиков А.Н., как должностное лицо, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, извещен по месту его жительства, в материалах дела не имеется.
Так, согласно уведомлению о необходимости прибыть для составления протокола от 05.09.2019, оно направлено по адресу ГБУЗ РХ «Аскизская МБ»: ул. Первомайская, д.7. с. Аскиз, Аскизский район Республики Хакасия.
Отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 65591139181700, принятого в отделение связи 16.09.2019 г. в связи с отсутствием списка внутренних почтовых отправлений не позволяет идентифицировать само почтовое отправление, учитывая дату уведомления о необходимости прибыть для составления протокола - 05.09.2019.
В соответствии с Отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 65591140015889, а также Списком внутренних почтовых отправлений от 10.10.2019, ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» по адресу ул. Первомайская, д.7. с. Аскиз, Аскизский район Республики Хакасия направлено почтовое отправление, при этом отсутствие каких-либо сопроводительных писем не позволяет его идентифицировать, что в совокупности с указанным почтовым адресом, отличающимся от адреса местожительства Кольчикова А.Н. ( <адрес>), позволяет прийти к выводу об отсутствии надлежащего извещения должностного лица о дате и времени составления в отношении него протокола об административном правонарушении.
Таким образом, данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что Кольчиков А.Н. надлежащим образом извещен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, в силу положений ч. 4.1 и ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ копия протокола должна быть направлена либо вручена под расписку лицу, в отношении которого он составлен.
Из материалов дела видно, что копия протокола в отношении главного врача ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» Кольчикова А.Н. направлена по юридическому адресу ГБУЗ РХ «Аскизская МБ». Сведений о получении копии протокола лично Кольчиковым А.Н. в материалах дела не имеется, а данные о получении копии протокола иными лицами, в том числе сотрудниками ГБУЗ РХ «Аскизская МБ», не свидетельствуют о получении копии протокола лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах доводы жалобы лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Кольчикова А.Н. о допущенных административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных нарушениях, выразившихся в составлении протокола об административном правонарушении в его отсутствие и в отсутствие сведений о его надлежащем извещении, признаются обоснованными, а допущенные при производстве по делу нарушения являются существенными.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют том, что при привлечении главного врача ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» Кольчикова А.Н. к административном ответственности имело место грубое нарушение требований ч. 1 ст. 1.6, ч. 3 ст. 25.1, ст. 28.2, ст. 29.7 КоАП РФ, нарушение прав и законных интересов физического лица.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Требования, предъявляемые к постановлению по делу об административном правонарушении, установлены ст. 29.10 КоАП РФ.
Копия постановления, в соответствии с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ, должна быть вручена либо выслана почтой лицу, в отношении которого оно вынесено.
Таким образом, по смыслу закона, копия постановления по делу об административном правонарушении должна полностью соответствовать его подлиннику.
Однако копия постановления, приобщенная к жалобе должностного лица. не соответствует подлиннику, находящемуся в материалах дела об административном правонарушении, представленному государственным инспектором ФИО6 по запросу суда - в резолютивной части подлинника постановления отсутствует указание на вид и размер назначенного наказания.
Наличие разночтений в подлиннике и копии постановления недопустимо, указанное нарушение процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях является существенным и не позволяет признать состоявшееся решение должностного лица законным.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение.
Однако, в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что должностное лицо - главный врач ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» 14.10.2019 г. привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства, а именно, за издание несоответствующего закону приказа о прекращении трудового договора со С. от 28.08.2018 г. №, что не является длящимся правонарушением.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ начал исчисляться 29.08.2018 г., истек 28.08.2019 г. и должностное лицо - государственный инспектор труда ФИО6 составила протокол об административном правонарушении от 26.09.2019 г., и рассмотрела данное дело об административном правонарушении, признав 14 октября 2019 г. главного врача ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного, постановление должностного лица- государственного инспектора труда ФИО6 от 14 октября 2019 г., вынесенное в отношении главного врача ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» Кольчикова А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░- ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░» ░░░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░6 ░░ 14.10.2019 ░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░- ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░» ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 5.27 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 6 ░. 1 ░░. 24.5░░░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░