Дело № 2-622/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 мая 2015 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Мицюк В.В.,
При секретаре Софроновой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца прокурора –старшего помощника Кингисеппского городского прокурора Ивановой К.Д., представителя ответчика ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» Гузовского П.Б., представителя третьего лица ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» Никитиной Е.А.
гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Балтийский лесопромышленный холдинг» об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления,
У С Т А Н О В И Л:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями к ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза на лицензированный полигон бытовых отходов, указав, что на территории регионального природного заказника <данные изъяты> в лесном массиве в квартале № (<данные изъяты> <данные изъяты> выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов, размещенная на <данные изъяты> Указанный лесной участок находятся в аренде у <данные изъяты> по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № №, заключенного с Комитетом по природным ресурсам <адрес>. В соответствии с требованиями ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 Земельного кодекса РФ, ст. 55 Лесного кодекса РФ, п. п. 4 и 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года № 414, обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, в том числе, очистке лесов от захламления, загрязнения или иного воздействия, возложена на арендаторов лесных участков. Ненадлежащее выполнение ООО «Балтийский лесопромышленный холдинг» указанной обязанности ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей природной среде. Таким образом, в силу действующего законодательства ответчик обязан принять по очистке земель лесного фонда, находящихся у него в аренде. Просит обязать Закрытое акционерное общество «Балтийский лесопромышленный холдинг» провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся на праве аренды, от захламления путем вывоза бытовых отходов на лицензированный полигон в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора Иванова К.Д. поддержала исковые требования по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» Гузовский П.Б. исковые требования не признал, не оспаривал наличие свалки бытовых отходов на арендуемом земельном участке, указал, что ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» должен убирать мусор природного характера, а не бытовые отходы. Пояснил, что меры к устранению несанкционированных свалок должны предпринимать органы местного самоуправления, представил письменные возражения на иск (л.д. 74-77).
Представитель третьего лица - Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Государственная экологическая инспекция Ленинградской области» Никитина Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» является арендатором лесного участка, на котором в ходе рейдовой проверки обнаружено несанкционированное размещение отходов производства и потребления. Собственника отходов установить не представляется возможным, поэтому ответчик, как арендатор лесного участка, согласно заключенному договору аренды, должен выполнить свои обязательства по договору и ликвидировать свалки.
Представитель третьего лица - администрации МО «Нежновское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 89).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным на законе и подлежащими удовлетворению.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, подпунктом «г» пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно статье 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Статьями 11, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании распоряжения № № от ДД.ММ.ГГГГ ЛОГКУ «Государственная экологическая инспекция Ленинградской области» провело рейдовую проверку территории лесного фонда, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ составлен акт № № согласно которому на <адрес> от автомобильной дороги в лесном массиве в выделе <данные изъяты> <адрес> обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Морфологический состав отходов: ТБО, пластиковая и бумажная упаковка, картон, пакеты и др. Объем отходов визуально составляет <данные изъяты>. Отходы размещены на почве навалом. Свалка образована продолжительное время и частично зарастает травой. Свалка расположена на территории регионального природного заказника <данные изъяты> Арендатором данной территории является ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг». Свалка размещена в границах <адрес>. Собственников отходов установить не представляется возможным, в виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу (л.д. 5-8).
ДД.ММ.ГГГГ материалы указанной рейдовой проверки направлены Ленинградскому межрайонному природоохранному прокурору для направления исковых требований в защиту неопределенного круга лиц (л.д. 9-10).
Между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, в силу которого ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» приняло во временное владение и пользование часть лесного участка <данные изъяты> находящегося в федеральной собственности, из категории земель: земли лесного фонда, с местоположением: <адрес> <данные изъяты>
Таким образом, материалы дела указывают на тот факт, что ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» является арендатором лесного участка, на котором выявлена несанкционированная свалка с ДД.ММ.ГГГГ.
В договоре аренды лесного участка не содержится сведений относительно факта размещения на лесном участке, переданному арендатору, несанкционированной свалки.
Согласно п. № Договора аренды ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» обязалось выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных уполномоченным органом государственной власти РФ. Осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов (л.д. 14).
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Статья 616 Гражданского кодекса Российской Федерации обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ, часть 2 статьи 55 ЛК РФ), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414). Арендатор обязан ликвидировать свалки отходов своими силами и за свой счет на всем арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины.
При этом, следует отметить, что содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, Проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия и вины арендатора в загрязнении лесов. В данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом - Правилами санитарной безопасности в лесах.
Согласно п. 4, 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года № 414 санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
На лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Установленные судом обстоятельства, в том числе выявленные в ходе прокурорской проверки, относятся к достаточным основаниям для удовлетворения иска, направленного на защиту прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, и обязании именно ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг», как арендатора лесного участка, на котором размещена несанкционированная свалка, ликвидировать эту свалку в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса.
Доказательств, подтверждающих ликвидацию несанкционированной свалки на арендуемом лесном участке, ответчик суду не представил.
Доводы представителя ответчика о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок лежит на органах местного самоуправления, не освобождают его от обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
Доводы представителя ответчика о том, что в аренде у ответчика находится очень большое количество лесных участков, и убирать все несанкционированные свалки не представляется возможным, правового значения для разрешения спора не имеет.
Круг лиц, прав которых в результате могут быть нарушены, не может быть определен, в связи с чем у Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора имелись основания для обращения в суд с иском на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из правила, содержащегося в части 2 статьи 206 ГПК РФ, с учетом характера дела, мнения сторон, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд определяет срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Балтийский лесопромышленный холдинг» об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления удовлетворить.
Обязать Закрытое акционерное общество «Балтийский лесопромышленный холдинг» провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления в лесном массиве на <адрес> путем вывоза бытовых отходов на лицензированный полигон отходов, в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья