Дело №2-5662/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Гавуры О.В.,
при секретаре - Романенко С.С.,
с участием:
представителя истца - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Главному управлению имущественных и земельных отношений, Правительству Севастополя, третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка,
у с т а н о в и л :
В июне 2015 года истец обратился в суд с иском к Главному управлению имущественных и земельных отношений, Правительству Севастополя, об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес> в границах землепользования <адрес>, принадлежащего истцу на праве собственности с «для ведения садоводства» на «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) (индивидуальное жилищное строительство)», с отнесением этих земель к землям населенных пунктов.
Истец считает незаконным отказ ответчика на свое обращение об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, считал, что оснований для отказа ответчиком в удовлетворении заявления истца изменить вид разрешенного использования земельного участка не имеется.
Представители ответчиков, третьего лица в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, причины неявки в судебное заседание не сообщили, материалы по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ не представили.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения иска, на основании следующего.
Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> в границах землепользования <адрес>, предоставленный для ведения садоводства.
Земельный участок принадлежит ему на праве частной собственности общей площадью 0,0421 га, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование «для ведения садоводства».
Решением сессии Севастопольского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было дано согласие на изменение (целевого назначения) разрешенного вида использования земельного участка с «для ведения садоводства» на «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) (индивидуальное жилищное строительство)» и дано разрешение на разработку документации по землеустройству.
На указанном земельном участке истец изъявил желание построить дачный домик, в связи, с чем обратился в Главное управление имущественных и земельных отношений с заявлением об изменении разрешенного вида использования земель с «для ведения садоводства» на «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) (индивидуальное жилищное строительство)» земельного участка расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес> в границах землепользования <адрес>
По результатам обращения истца был предоставлен ответ, согласно которому Главное Управление имущественных и земельных отношений считает, что изменение целевого назначения земельного участка возможно только после утверждения Правил землепользования и застройки г. Севастополя.
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6- ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе выданные государственными; и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 12.1 №6-ФКЗ от 21.03.2014 предусмотрено, что до 01 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии со ст.6 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в переделах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов, разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
В соответствии со ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя.
В соответствии со ст. 13 Закона 46-ЗС от 25.07.2014 «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» до 01 января 2017 года предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной собственности, изменение (установление) разреженного использования земельного участка осуществляется вне зависимости от наличия правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории. Правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования.
Постановлением Правительства Севастополя от 30.09.2014 №332 урегулирована процедура оформления правоустанавливающих документов на земельные участки гражданам, не успевшим оформить до 21 марта 2014 года документы на землю, но получившими разрешение органов местного самоуправления города Севастополя на разработку документации по землеустройству.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства (п. п. 8 п.1 статьи Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 12 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, который направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (п.5 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Данный принцип включает в себя, в том числе необходимость обязательного комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания, но в данном случае мой земельный участок, который является моей собственностью с разрешенным видом использования « для ведения садоводства» и моим желанием изменить вид разрешенного использования на «для индивидуального дачного строительства» не затрагивает интересы населения при принятии градостроительных решений.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка не влечет никаких нарушений и не препятствует осуществлению прав истца как собственника земельного участка.
Однако, как усматривается с ответа Главного управления имущественных и земельных отношений от 07.04.2015 №02-12/Г-459/1 по заявлению истца от 10.03.2015 Гринцевич Н.А. не было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка, то есть заявление истца ответчиком не было разрешено по сути.
Согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Оценивая доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, так как ответчиком не было принято решение по заявлению истца от 02.02.2015 об отказе в предоставлении изменения вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, согласно действующего законодательства на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе выданные государственными; и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, поэтому процедура изменения разрешенного вида использования земель должна быть проведена на основании ранее выданных документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
р е ш и л :
Исковое заявление ФИО2 к Главному управлению имущественных и земельных отношений, Правительству Севастополя, третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка – удовлетворить частично.
Обязать Главное управление имущественных и земельных отношений города Севастополя рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об изменении разрешенного использования земельного участка.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Гагаринского районного суда
г.Севастополя подпись О.В. Гавура
Копия верна
Решение не вступило в законную силу.
Судья Гагаринского районного суда
г.Севастополя О.В. Гавура