Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1924/2019 ~ М-2081/2019 от 13.09.2019

Дело № 2-1924/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п. Зубова Поляна                                              22 ноября 2019 г.

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Заренковой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Антоновой О.А.,

с участием в деле:

истца Киреева С.А., его представителя Марковской Т.С., действующей на основании доверенности,

третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца, Киреевой С.Б., Киреевой Д.С.,

ответчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, его представителя Абаниной Н.Н., действующей на основании доверенности,

третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, Федеральной службы исполнения наказаний России, его представителя Абаниной Н.Н., действующей на основании доверенности,

ответчика - Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», его представителя Брайнингер С.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Киреева С.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <Адрес>, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о признании незаконными решений об исключении из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказе во включении в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы на получение жилья, возложении обязанности по включению в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы на получение жилья, предоставлению государственного жилищного сертификата, взыскании судебных расходов,

установил:

Киреев С.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (далее по тексту - УФСИН России по Республике Мордовия) о признании незаконным решения об отказе во включении в сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы на получение жилья, возложении обязанности включить в сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы на получение жилья.

Требования, с учётом их уточнения в окончательном виде, мотивированы тем, что с 24 февраля 1992 г. по 31 октября 2018 г. непрерывно проходил службу в уголовно-исполнительной системе. 02 февраля 1996 г. на основании протокола заседания жилищной комиссии ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия был поставлен в очередь на получение жилья с составом семьи из трех человек и включен в список очередников на получение жилья. На дату постановки в очередь на получение жилья он с супругой и дочерью был зарегистрирован в квартире, предоставленной ФИО1 по договору социального найма, расположенной по адресу: <Адрес>. 23 марта 1998 г. в соответствии с договором передачи жилого помещения в собственность, указанная квартира была приватизирована по ? доли в праве общей долевой собственности за его дочерью Киреевой Д.С. и ФИО1 В последующем ? доли, принадлежащей ФИО1, перешла в собственность его супруги Киреевой С.Б., брак с которой __.__.____ был расторгнут. После расторжения брака с Киреевой С.Б. ежегодно заключался договор найма жилого помещения (комнаты) за плату, поскольку другого жилья у него ни в пользовании, ни в собственности не имеется. В ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия и территориальный орган УФСИН России по Республике Мордовия им ежегодно предоставлялись сведения, подтверждающие обоснованность его включения в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Протоколом заседания жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 31 июля 2019 г. № 4 ему отказано во включении в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с подпунктом «а» пункта 22 Правил. На основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 05 ноября 2019 г. № 3 он - Киреев С.А. - признан необоснованно поставленным на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий и 18 ноября 2019 г. исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. С оспариваемыми решениями не согласен, поскольку до настоящего времени не реализовал свое право на улучшение жилищных условий, в связи с чем, с учетом увеличения первоначально заявленных исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит признать незаконными и отменить протоколы заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 05 ноября 2019 г. № 3, 18 ноября 2019 г. № 4, протокол заседания жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 31 июля 2019 г. № 4; обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия включить его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать УФСИН России по Республике Мордовия включить в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказания государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации» «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и устранить допущенное препятствие к осуществлению его прав и свобод, путем предоставления в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу государственного жилищного сертификата как сотруднику уголовно-исполнительной системы на состав семьи, состоящей из одного человека; взыскать с УФСИН России по Республике Мордовия расходы, связанные с оплатой государственной пошлины и услуг представителя в сумме 30 000 руб.

При подготовке гражданского дела к судебному разбирательству определением суда от 17 сентября 2019 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца, привлечены Киреева С.Б., Киреева Д.С., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика - Федеральная служба исполнения наказаний России (далее по тексту - ФСИН России).

В ходе судебного разбирательства в связи с увеличением первоначально заявленных исковых требования, определением суда от 11 ноября 2019 г. в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее по тексту - ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия.

В судебном заседании истец Киреев С.А. исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.

Представитель истца Марковская Т.С. в судебном заседании исковые требования Киреева С.А. поддержала по тем же доводам, дополнив, что в связи с достижением Киреевой Д.С. совершеннолетия она перестала относиться к членам семьи истца, в судебном порядке членом его семьи не признавалась. Даже с учетом права проживания истца на жилой площади, дочери, являющейся собственником ? доли в праве общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: <Адрес>, обеспеченность каждого из них общей площадью жилого помещения составит 37,5 кв.м., что ниже учетной нормы, установленной подпунктами «а», «е» пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (42 кв.м.). В настоящее время дочь истца, имея регистрацию в спорной квартире, фактически в ней не проживает. Обращает внимание, что в соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования жилым помещением не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи на определенный срок. Семейные отношения истца с супругой Киреевой С.Б., являющейся собственником другой ? доли в праве общей долевой собственности указанной выше квартиры, прекращены 19 мая 2015 г. После расторжения брака между ними ежегодно заключался договор найма жилого помещения. Право пользования жилым помещением, принадлежащим Киреевой С.Б., за истцом на основании судебного решения не устанавливалось. Ввиду того, что в приватизации спорной квартиры участвовали Киреева Д.С. (дочь истца) и ФИО1 (мать бывшей супруги истца), Киреев С.А. на момент приватизации равными правами пользования этим жилым помещением с лицами, его приватизировавшими, не обладал. Поскольку истец имеет необходимой продолжительности стаж службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерации не имеет, считает, что правовых оснований для исключения из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и отказа во включении сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы на получение жилья у ФКУ СИЗО- УФСИН России по Республике Мордовия и УФСИН России по <Адрес> не имелось.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца, Киреева С.Б., Киреева Д.С. в судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим образом, не явились.

На основании изложенного, и, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК Российской Федерации), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель ответчика - УФСИН России по Республике Мордовия - Абанина Н.Н., выступающая также в качестве представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, ФСИН России, представитель ответчика - ФКУ СИЗО- УФСИН России по Республике Мордовия Брайнингер С.С. в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований Киреева С.А. отказать, сославшись на доводы, указанные в возражениях на исковое заявление.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Киреев С.А. с 24 февраля 1992 г. по 31 октября 2018 г. непрерывно проходил службу в уголовно-исполнительной системе.

31 октября 2018 г. уволен со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, что подтверждается выпиской из приказа УФСИН России по Республике Мордовия N 500-лс от 25 октября 2018 г.

Стаж службы в календарном исчислении по состоянию на 31 октября 2018 г. составляет 28 лет 07 месяцев 28 дней, в льготном исчислении - 42 года 00 месяцев 05 дней.

17 января 1996 г. истец обратился в жилищно-бытовую комиссию учреждения ИЗ-9/2 МВД Республики Мордовия (далее по тексту - Комиссия) с рапортом о постановке его с составом семьи три человека на очередь для получения жилья.

Решением Комиссии от 02 февраля 1996 г., оформленным протоколом без номера, Киреев С.А. поставлен на очередь для получения жилья.

Согласно выписке из домовой книги от 10 июня 2019 г., Киреев С.А. с 29 декабря 1993 г. проживает в жилом помещении, общей площадью 150 кв.м., расположенном по адресу: <Адрес>.

Совместно с ним в жилом помещении значатся зарегистрированными супруга Киреева С.Б. __.__.____ года рождения и дочь Киреева Д.С. __.__.____ года рождения.

Из содержания искового заявления и объяснений истца, данных в ходе судебного заседания, следует, что указанная квартира на основании договора социального найма была предоставлена нанимателю ФИО1, приходившейся матерью супруги истца.

23 марта 1998 г. квартира передана в собственность ФИО1 и несовершеннолетней Киреевой Д.С. по ? доли за каждой на основании договора передачи, заключенного с муниципальным предприятием «Управление домами г.Рузаевки».

По договору дарения от 09 июня 2009 г., прошедшему государственную регистрацию, к Киреевой С.Б. от ФИО1 перешла ? доли указанной квартиры.

Также из представленных документов следует, что с 17 июля 1993 г. истец состоял в зарегистрированном браке с Киреевой С.Б.

На основании совместного заявления супругов от 15 апреля 2015 г. брак между ними прекращён 19 мая 2019 г., о чем Отделом ЗАГС администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия составлена запись акта о расторжении брака № 71.

После расторжения брака истец состоял на жилищном учете с составом семьи один человек.

20 мая 2015 г. между Киреевой С.Б. (Наймодатель) и Киреевым С.А. (Наниматель) заключен договор найма жилого помещения, в соответствии с которым Наймодатель передала Нанимателю изолированное жилое помещение, состоящее из одной комнаты площадью 6 кв.м., в жилом доме, общей площадью 150 кв.м., расположенном по адресу: <Адрес>, который ежегодно перезаключался на новый срок.

На основании решения жилищной комиссии ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 21 марта 2019 г., оформленного протоколом № 1, Киреев С.А. признан участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

14 мая 2019 г. истец обратился в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением (рапортом) о включении его в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2020 г.

Указанное заявление и соответствующий пакет документов Киреева С.А. направлены на рассмотрение жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия (далее по тексту - Комиссия).

Решением Комиссии от 31 июля 2019 г. (протокол заседания № 4) Кирееву С.А. во включении в сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» отказано со ссылкой на подпункт «а» пункта 22 Правил, документы Киреева С.А. направлены в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия для рассмотрения вопроса обоснованности нахождения его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно решению жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 05 ноября 2019 г. (протокол заседания № 3), Киреев С.А. признан необоснованно поставленным на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий и исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 18 ноября 2019 г., оформленного протоколом № 4, отменен протокол жилищной комиссии ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 21 марта 2019 г. «О рассмотрении заявления Киреева С.А. о включении его в список основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Разрешая настоящий спор, суд находит оспариваемые решения законными и обоснованными, исходя из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее по тексту - Правила).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют определенные категории граждан Российской Федерации, в том числе, граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Установлены Правилами и основания для отказа в признании гражданина участником основного мероприятия, в числе которых несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил (подпункт "а" пункта 22).

Согласно статье 28 Жилищного кодекса РСФСР (далее по тексту - ЖК РСФСР), действовавшего на момент постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

В соответствии со статьей 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.

В пункте 7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 (далее - Примерные правила N 335), установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Для инвалидов Великой Отечественной войны, семей погибших воинов и приравненных к ним в установленном порядке лиц, а также для других категорий граждан, из числа имеющих право на первоочередное получение жилых помещений (пункт 23 настоящих Правил), могут быть предусмотрены основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи выше уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; в) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; г) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; д) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; е) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, квартирах, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющие другой жилой площади.

В правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений с учетом местных условий устанавливается продолжительность проживания граждан в общежитиях и на условиях поднайма либо найма жилых помещений в случаях, указанных в подпунктах "д" и "е" настоящего пункта, а также могут быть предусмотрены дополнительные основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мордовской АССР, утвержденных постановлением Совмина МАССР и Президиума облсовпрофа от 3 декабря 1984 г. N 518 (далее - Правила N 518) (в редакции от 3 декабря 1984 г.) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7,0 кв. м, а категории граждан, перечисленные в подпунктах "а", "б", "г" пункта 23 настоящих Правил, менее 7,7 кв. м. Примечание: граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи до 7,7 кв. м и вставшие на учет по месту жительства или работы до принятия настоящих Правил, из списков очередности не исключаются. б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; в) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; г) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; д) проживающие свыше 3 лет в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; е) проживающие свыше 3 лет на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилого фонда, либо найма в домах ЖСК, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Согласно пункту 12 Примерных правил, для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (приложение N 1).

Пунктом 17 Примерных правил установлено, что на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.

В силу статьи 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.

Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.

В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), введенного в действие с 1 марта 2005 г., право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

На основании части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В силу пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Как следует из учетного дела Киреева С.А. № 14/2И-3701, основанием для постановки истца в очередь на получение жилья послужил его рапорт от 17 января 1996 г. Какие-либо другие документы (выписки из домовых книг, финансово-лицевых счетов на дату постановки на учет) истцом в жилищно-бытовую комиссию учреждения ИЗ-9/2 МВД Республики Мордовия (в настоящее время ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия) не представлялись, в то время как обязанность предоставить необходимые документы возлагается на него как на лицо, претендующее на улучшение жилищных условий.

Более того, на момент подачи рапорта 17 января 1996 г. истец зарегистрирован в жилом помещении, общей площадью 150 кв.м., в том числе жилой 100,5 кв.м., расположенном по адресу: <Адрес>.

Кроме него в указанном жилом помещении зарегистрированы супруга Киреева С.Б., дочь Киреева Д.С. и мать супруги ФИО1, являющаяся нанимателем спорной квартиры (л.д.51 учетного дела №14/2И-370).

Следовательно, норма площади, приходящаяся на каждого из зарегистрированных, превышала учетную норму, установленную пунктом 7 Правил N 518, и составляла 25,13 кв. м. (100,5 кв.м. (жилая площадь квартиры) / 4 (количество зарегистрированных лиц) = 25,13 кв.м.).

Учитывая изложенное, и принимая во внимание положения вышеприведенных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что у учреждения ИЗ-9/2 МВД Республики Мордовия отсутствовали правовые основания для постановки Киреева С.А. в очередь на получение жилья.

Кроме того, при принятии настоящего решения судом учитывается следующее.

В результате заключения договора о передаче квартир (домов) в собственность граждан от 23 марта 1998 г. № 6, в собственность матери супруги истца Чайкиной Г.М. перешла ? доли в праве общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: <Адрес>.

Собственником другой ? доли в праве общей долевой собственности спорной квартиры, согласно указанной сделке, стала дочь истца Киреева Д.С.

Таким образом, на семью Киреева С.А., состоящую из трех человек (истец, его супруга и дочь), стало приходиться по 25 кв.м. общей площади (150 кв.м. (общая площадь жилого помещения) / 2 (количество собственников жилого помещении) / 3 (количество членов семьи собственника жилого помещения) = 25 кв.м.) и по 16,75 кв.м. жилой площади (100,5 кв.м. (жилая площадь жилого помещения) / 2 (количество собственников жилого помещении) / 3 (количество членов семьи собственника жилого помещения) = 16,75 кв.м.).

Из свидетельства о государственной регистрации права от __.__.____ усматривается, что на основании договора дарения ? доли квартиры, составленной в ППФ от __.__.____, супруга истца Киреева С.Б. стала собственником ? доли квартиры, общей площадью 150 кв.м., расположенной по адресу: <Адрес>.

Соответственно, с июля 2009 г. члены семьи истца (супруга и дочь) являются собственниками жилого помещения, находящегося в праве общей долевой собственности (по ? доли в праве за каждой), в котором истец проживает до настоящего времени.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 Правил (в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 19 февраля 2001 г. N 58), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее 12,5 кв. м.

Норма площади, приходящаяся на каждого из зарегистрированных в спорном жилом помещении с июля 2009 г. до 19 мая 2015 г. (дата прекращения брака между Киреевым С.А. и Киреевой С.Б.), превышала учетную норму, установленную пунктом 7 Правил , 12,5 кв.м., и составляла 50 кв. м. (150 кв.м. (общая площадь квартиры) / 3 (количество зарегистрированных лиц) = 50 кв.м.).

После расторжения брака с Киреевой С.Б. она перестала являться членом семьи истца.

Вместе с тем, истец продолжает оставаться членом семьи другого собственника спорного жилого помещения - своей дочери Киреевой Д.С. и, имея право пользования указанным жилым помещением, не может претендовать на признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку уровень его обеспеченности жилой площадью составляет 37,5 кв.м. (150 кв.м. (общая площадь жилого помещения) / 2 (количество собственников жилого помещения) / 2 (количество членов семьи собственника жилого помещения) = 37,5 кв.м.), что превышает учетную норму - 12,5 кв.м., в связи с чем, доводы представителя истца об обратном подлежат отклонению.

Утверждение представителя истца в части того, что дочь Киреева С.А. - Киреева Д.С. - в связи с достижением совершеннолетия перестала быть членом его семьи, судом во внимание не принимается ввиду следующего.

Согласно пункту 17 Правил, членами семьи гражданина - участника ведомственной целевой программы в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина.

Поскольку Киреева Д.С. зарегистрирована и постоянно проживает в спорном жилом помещении совместно с Киреевым С.А., она относится к членам его семьи.

Доводы представителя истца о том, что Киреева Д.С. по месту регистрации не проживает, являются голословными, достоверных доказательств тому, суду не представлено.

Оценивая доводы о том, что в момент приватизации жилого помещения истец равные права пользования этим помещением с лицами, его приватизировавшими, не имел, поскольку не участвовал в приватизации, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 53 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.

В силу статьи 54 ЖК РСФСР наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

В связи с тем, что истец в спорное жилое помещение был вселен в качестве члена семьи нанимателя квартиры ФИО1 (матери супруги истца), он имел равные с нанимателем права, вытекающие из договора социального найма, и, отказавшись от участия в приватизации жилого помещения, сохраняет право постоянного пользования спорной квартирой.

Ссылка представителя истца Марковской Т.С. на то, что право пользования жилым помещением, принадлежащим бывшей супруге истца Киреевой С.Б., за Киреевым С.А. на основании судебного решения не устанавливалось, правового значения при разрешении данного спора не имеет.

Поскольку действия должностных лиц жилищно-бытовой комиссии учреждения ИЗ-9/2 МВД Республики Мордовия при решении вопроса о постановке Киреева С.А. в очередь на получение жиля не соответствовали требованиям статьи 29 ЖК РСФСР, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия правомерно признало Киреева С.А. необоснованно поставленным на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, отменило протокол жилищной комиссии от 21 марта 2019 г. «О рассмотрении заявления Киреева С.А. о включении его в список основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и исключило истца из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, а УФСИН России по Республике Мордовия - отказало во включение истца в сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а потому суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца Киреева С.А. об отмене оспариваемых решений ответчиков.

Учитывая, что в удовлетворении основного требования истцу отказано, суд оставляет без удовлетворения производные от основного требования о возложении обязанности на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия по включению истца в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, на УФСИН России по Республике Мордовия - в сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказания государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ» «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

Разрешая требования истца о возложении на УФСИН России по Республике Мордовия обязанности по предоставлению государственного жилищного сертификата в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 13 Приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 2 марта 2018 г. N 181 «Об утверждении порядка и сроков формирования списков граждан - участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", состоящих на учете в уголовно-исполнительной системе и изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты, а также порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе" (далее по тексту - Приказ N 181) должностными лицами, ответственными за реализацию основного мероприятия совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения, органа УИС на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению N 2 к Правилам по каждой категории граждан.

Сводные списки участников составляются в 2-х экземплярах, утверждаются начальником территориального органа ФСИН России или учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, сшиваются и заверяются оттиском мастичной печати. Один экземпляр до 1 августа года, предшествующего планируемому, направляется в ФСИН России (на бумажном носителе и в электронном виде), второй экземпляр хранится в территориальном органе ФСИН России или учреждении, непосредственно подчиненном ФСИН России (пункт 15 Приказа N 181).

Согласно пунктам 16, 17 Приказа N 181, ФСИН России на основании сводных списков участников, представленных территориальными органами ФСИН России и учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, направляет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, ответственному исполнителю основного мероприятия сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.

На основании доведенных в соответствии с пунктом 28 Правил государственным заказчиком основного мероприятия контрольных цифр бюджетных средств для предоставления социальных выплат на планируемый год (далее - контрольные цифры) для учреждений и органов УИС в ФСИН России готовятся предложения по их распределению среди территориальных органов ФСИН России и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России. Распределение контрольных цифр утверждается заместителем директора ФСИН России, курирующим данное направление деятельности.

Утвержденные контрольные цифры доводятся до территориальных органов ФСИН России и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России.

Исходя из смысла указанного нормативного документа, обязанность по выдаче государственных жилищных сертификатов бывшим сотрудникам уголовно-исполнительной системы возложена на федеральный орган исполнительной власти - ФСИН России.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (пункт первый статьи 4 ГПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (подпункт 3 пункта второго статьи 131 ГПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (пункт третий статьи 196 ГПК Российской Федерации). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.

Поскольку исковое требование Киреева С.А. о возложении на УФСИН России по Республике Мордовия обязанности по предоставлению государственного жилищного сертификата предъявлено к ненадлежащему ответчику, а также учитывая, что оно является производным от основных, в удовлетворении которых отказано, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования в указанной части.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Ввиду того, истцу в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме, не подлежат удовлетворению требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя и расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Киреева С.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о признании незаконными решений об исключении из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказе во включении в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы на получение жилья, возложении обязанности по включению в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы на получение жилья, предоставлению государственного жилищного сертификата, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.

Судья                                                                                      Л.Н. Заренкова

Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2019 г.

Судья                                                                                       Л.Н. Заренкова

1версия для печати

2-1924/2019 ~ М-2081/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Киреев Сергей Александрович
Ответчики
УФСИН России по Республике Мордовия
ФКУ ИК-2 УФСИН России по РМ
Другие
ФСИН России
Киреева С.Б.
Марковская Т.С.
Суд
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия
Судья
Заренкова Людмила Николаевна
Дело на странице суда
zubovo-polyansky--mor.sudrf.ru
13.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2019Передача материалов судье
18.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2019Подготовка дела (собеседование)
28.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2019Судебное заседание
11.11.2019Судебное заседание
22.11.2019Судебное заседание
28.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее