УИД: 66RS0009-01-2021-004238-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Тагил 29 октября 2021 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Ершовой Т.Е.,
при секретаре Шушаковой В.В.,
с участием помощника прокурора Беренштейна И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2606/2021 по иску прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Адыгезалову А. Ширзаид оглы о возложении обязанностей провести специальную оценку условий труда на рабочих местах,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Тагилстроевского района г.Нижний Тагил Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ИП Адыгезалову А.Ш. оглы, в котором просит возложить на Индивидуального предпринимателя Адыгезалова А. Ширзаид оглы обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести специальную оценку условий труда на рабочих местах в отношении ставок поваров.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения трудового законодательства работодателем ИП Адыгезаловым А.Ш. оглы.
В ходе проведенной проверки установлено следующее, согласно записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Адыгезалов А. Ширзаид оглы зарегистрирован МИФНС по Верхисетскому району г. Екатеринбург ДД.ММ.ГГГГ за основанным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя №.
ИП Адыгезалов А.Ш. оглы осуществляет предпринимательскую деятельность с 2010 года в сфере деятельности ресторанов и услуг по доставке продуктов питания (ОКВЭД 56.10).
В период с 2010 года было создано 6 рабочих мест.
Аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда ИП Адыгезаловым А.Ш. оглы не проводилась.
В нарушение ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда у ИП Адыгезалова А.Ш. оглы отсутствует.
Исковое заявление подано прокурором в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц, граждан, которые работают ИП Адыгезаловым А.Ш. оглы и поступят на работу в будущем.
Помощник прокурора Тагилстроевского района г. Нижний Тагил Свердловской области Беренштейн И.В. в судебном заседании поддержал основание и предмет исковых требований, при этом указал, что до настоящего времени требования трудового законодательства не исполнены.
Ответчик ИП Адыгезалов А.Ш. оглы в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. Направил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело без его участия.
Заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 123 (часть 3) Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В гражданском судопроизводстве реализация этих принципов имеет свои особенности, связанные, прежде всего с присущим данному виду судопроизводства началом диспозитивности: дела возбуждаются, переходят из одной стадии процесса в другую или прекращаются под влиянием, главным образом, инициативы участвующих в деле лиц. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений в соответствии со ст. 56 ГПК РФ.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 37 Конституции РФ гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить, в том числе:
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (вступил в силу с 01.01.2014) и в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, с 01.01.2014 работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014.
В соответствии с ч.1,2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня из воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защит работников.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
В силу ч. ч. 1 и 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения трудового законодательства работодателем ИП Адыгезаловым А.Ш. оглы.
В ходе проведенной проверки установлено, что согласно записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Адыгезалов А. Ширзаид оглы зарегистрирован МИФНС по Верхисетскому району г. Екатеринбург ДД.ММ.ГГГГ за основанным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя №.
ИП Адыгезалов А.Ш. оглы осуществляет предпринимательскую деятельность с 2010 года в сфере деятельности ресторанов и услуг по доставке продуктов питания (ОКВЭД 56.10).
В период с 2010 года было создано 6 рабочих мест.
Специальная оценка условий труда ИП Адыгезаловым А.Ш. оглы не проводилась.
Проведенной проверкой выявлены нарушения Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Таким образом, невыполнение требований трудового законодательства нарушает права работников, работающих, уволенных, либо вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, ставит под угрозу их жизнь и здоровье во время нахождения на рабочем месте.
В соответствии со статьей 67 Гражданско-процессуального кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательства в их совокупности.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что ответчиком, в результате его деятельности, не соблюдаются нормы действующего Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», Трудового кодекса Российской Федерации, выразившегося в непроведении специальной оценки условий труда, в результате которого были нарушены трудовые права сотрудников. Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работников достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, непроведение специальной оценки условий труда может лишить работников, работающих, уволенных, либо вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.
В нарушение ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда у ИП Адыгезалова А.Ш. оглы отсутствуют.
На этом основании суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований к ИП Адыгезалову А.Ш. оглы и считает необходимым их удовлетворить.
Согласно ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Предложенный прокурором срок для проведения мероприятия по устранению выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ следует считать разумным.
При этом изменение срока исполнения решения суда, в том числе с учетом финансовых возможностей ответчика, возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины), не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу п.п. 2 п. 2 ст. 333.17 НК РФ организации и физические лица признаются плательщиками в случаях, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ.
При таких обстоятельствах на основании п.п. 2 п. 1 ст. 333.18 и п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, которая подлежит уплате в доход местного бюджета.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Тагилстроевского района г.Нижний Тагил Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Индивидуального предпринимателя Адыгезалова А. Ширзаид оглы в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести специальную оценку условий труда на рабочих местах в отношении ставок поваров.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Адыгезалова А. Ширзаид оглы государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
В окончательной форме решение принято 29 октября 2021 года.
Судья подпись Ершова Т.Е.
КОПИЯ ВЕРНА
Судья Ершова Т.Е.