Петрозаводский городской суд Дело № 2-3123/19
г. Петрозаводск, ул.Красная, д.33
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 апреля 2012 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Орловой А.А., при секретаре Трофимовой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Петрозаводска в интересах Игнатьевой А.Ю., Игнатьева М.Г., Игнатьева Д.Г. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что Игнатьева А.Ю. обратилась в прокуратуру города Петрозаводска по вопросу о непредоставлении Администрацией Петрозаводского городского округа жилого помещения. В ходе проверки установлено, что Администрацией города Петрозаводска бывшему супругу Игнатьевой А.Ю. – И.. предоставлена квартира <адрес> в 1986 году на семью состоящую из 2 человек – супруги Игнатьевой А.Ю., сына Игнатьевой М.Г. В настоящее время И. в указанной квартире не проживает, нанимателем жилого помещения является Игнатьева А.Ю., совместно с ней проживают двое сыновей - Игнатьев М.Г., Игнатьев Д.Г.
По сведениям Н. помещение по адресу: <адрес> не приватизировано. Жилой дом по адресу: <адрес> - 2-х этажное здание, 1948 года постройки. Решением межведомственной комиссии от 18 мая 2011 года и Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 23 мая 2011 года № «О признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания», многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Решением Петрозаводского городского Совета от 09 июня 2011 года указанный дом включен в Перечень № 2 муниципальной, целевой программы «Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и из аварийного жилищного фонда», утвержденной решением Петросовета от 26 декабря 2007 года №. Иных жилых помещений в собственности либо в распоряжении у Игнатьевой А.Ю. либо членов ее семьи не имеется.
Прокурор просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить вне очереди Игнатьевой А.Ю. и членам ее семьи, состоящей из 2 человек, на условиях социального найма жилое помещение в Петрозаводском городском округе, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе, но не менее площади ранее занимаемого жилого помещения.
Помощник прокурора города Петрозаводска Иванова О.Л. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении. Полагала, что предоставляемое жилье должно быть площадью не менее 45 кв.м., сообразно установленной норме предоставления (15 кв.м.).
Игнатьева А.Ю. поддержала заявленные исковые требования, полагая, что ей и членам ее семьи – сыновьям должно быть предоставлено жилье, площадью, во всяком случае, не менее 37,1 кв.м. Пояснила, что бывший муж выписался из квартиры в декабре 2010 года. Сыновья в настоящее время в квартире не проживают: Максим обучается в Санкт- Петербурге, Денис – служит в армии, но их отсутствие носит временный характер.
Игнатьев М. Г. и Игнатьев Д. Г. в судебное заседание не явились, извещались о дате, времени и месте рассмотрения дела по адресу регистрации.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа по доверенности Павлова Н.В., иск не признала, полагая, что оснований для предоставления жилья нет, так как семья истицы уже включена в программу расселения, реализуемую до 2015 года. Наряду с этим, просила учесть, что жилье, предоставляемое в порядке ст.ст. 57, 89 Жилищного кодекса РФ, по площади не связано с нормой предоставления. Истица и ее сыновья не состоят на учете в качестве нуждающихся, так как площадь занимаемой ими квартиры больше учетной нормы.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска.
В судебном заседании установлено, поскольку не оспаривается сторонами, что Игнатьева Александра Юрьевна и ее дети: Игнатьев Максим Германович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Игнатьев Денис Германович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма, квартира относится к муниципальному жилищному фонду. Указанная квартира была предоставлена бывшему супругу Игнатьевой А.Ю. – И. в 1986 году. С 2010 года нанимателем квартиры является истица.
Решением межведомственной комиссии от 18 мая 2011 года и Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 23 мая 2011 года № «О признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания», многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Решением Петрозаводского городского Совета от 09 июня 2011 года указанный дом включен в Перечень № 2 муниципальной целевой программы «Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и из аварийного жилищного фонда», утвержденной решением Петросовета от 26 декабря 2007 года №. Срок реализации указанной программы 2008-2015 г.г.
Согласно ст. 51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в числе прочих, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом истица вправе претендовать на внеочередное предоставление жилья потому, что дом, в котором она и члены ее семьи занимают квартиру по договору социального найма, признан непригодным для проживания.
Положения части 2 статьи 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данным категориям граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
С доводами ответчика о том, что <адрес> в <адрес> в соответствии с муниципальной целевой программой «Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и из аварийного жилищного фонда» был включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению после 01 января 2007 года, а срок реализации программы 2008 - 2015 г.г., в связи с чем требование истицы не основано на законе, суд не может согласиться по следующим основаниям.
Действительно в силу положений п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно Положению и признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решение и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Однако суд считает, что в данном конкретном случае, исходя из установленных обстоятельств, ссылка ответчика на срок реализации программы является несостоятельной, поскольку жилое помещение, в котором проживает истица и члены ее семьи, не может быть отнесено к категории жилых, т.к. оно не отвечает санитарным и техническим правилам и нормам.
При таких обстоятельствах суд считает, что истица имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди, т.к. реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от наличия плана и срока отселения.
Порядок предоставления жилого помещения, степень его благоустройства и площадь в таком случае определяются по правилам ст. ст. 87,89 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно выписке из технического паспорта на здание, в котором располагается квартира истцов, квартира является двухкомнатной, ее общая площадь составляет 37, 1 кв.м.
Решением Петросовета от 27.12.2005 N № "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске", учетная норма в г. Петрозаводске установлена в размере 10 кв.м., норма предоставления – 15 кв.м.
Поскольку приходящаяся на каждого члена семьи нанимателя площадь не менее установленной учетной нормы, и истцы не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по иным, кроме обозначенного, основаниям, требование о предоставлении жилого помещения площадью не менее нормы предоставления на каждого члена семьи (15 кв.м.), суд находит не основанным на законе и не подлежащим удовлетворению.
Поэтому требования подлежат удовлетворению частично. Обязывая ответчика предоставить истцам вне очереди жилое помещение по договору социального найма, суд, с учетом приведенным норм закона, полагает, что предоставляемое жилое помещение должно отвечать требованиям по благоустройству применительно к условиям Петрозаводского городского округа, быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (37,1 кв.м.), отвечать установленным требованиям и находиться в границах <адрес>.
В соответствии с ч. 2 ст. 89 ЖК РФ это может быть квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат (2), в коммунальной квартире.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Игнатьевой А.Ю., Игнатьеву М.Г., Игнатьеву Д.Г. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям по благоустройству применительно к условиям Петрозаводского городского округа, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах <адрес>.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: А.А.Орлова
Мотивированное решение изготовлено 05.05.2012г.