Дело № 2а-127/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 марта 2018 года г. Кемь, Республика Карелия
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Столяр К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Катвицкой В.В. к администрации Кемского муниципального района о признании решения незаконным и обязании произвести определенные действия,
У С Т А Н О В И Л :
Катвицкая В.В. обратилась в суд с административным иском к администрации Кемского муниципального района по тем основаниям, что 05 ноября 2008 года она была поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (Постановление администрации Кемского городского поселения от 05.11.2008 г. № 12) на основании п. 1 части 3 статьи 51 Жилищного кодекса РФ (проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям), в связи с чем внесена в общий список очередности под № 863, а также на основании пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, в связи с чем была внесена в льготный список инвалидов <данные изъяты> группы под № 33.
В связи с тем, что администрацией Кемского городского поселения жилое помещение длительное время не предоставлялось (более 6 лет), она была вынуждена обратиться в суд с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения.
Решением Кемского городского суда от 29.06.2014 г. №2-225/2014 на администрацию Кемского городского поселения возложена обязанность в срок до 01 июля 2015 года предоставить ей благоустроенное, применительно к условиям города Кемь, жилое помещение по договору социального найма в черте города Кемь Республики Карелия, соответствующее жилищным и санитарным нормам, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Кемском городском поселении.
Определением Кемского городского суда от 01.03.2017 г. по делу № 13-28/2017 должник в исполнительном производстве, возбужденном на основании решения суда - администрация Кемского городского поселения заменена на администрацию Кемского муниципального района.
Решение суда о предоставлении ей жилого помещения до настоящего времени не исполнено.
09 февраля 2018 года она получила повестку в суд с определением о назначении судебного заседания по заявлению администрации Кемского муниципального района о пересмотре дела по новым обстоятельствам. Из заявления узнала, что 07 февраля 2018 года администрацией Кемского муниципального района вынесено постановление № 80 «О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», которым постановление администрации Кемского городского поселения от 05.11.2008 г. № 124 признано утратившим силу в части принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Считает действия административного ответчика незаконными.
В нарушение ч. 2 ст. 56 ЖК РФ в постановлении № 80 от 07.02.2018 г. ответчиком не указаны обстоятельства, послужившие основанием для снятия ее с учета, а имеется лишь ссылка на пункт 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Между тем, оснований для снятия ее с учета не имелось, поскольку жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлялось, в собственность жилья ею не приобреталось, тяжелое хроническое заболевание, при котором совместное проживание в одной квартире с другими гражданами невозможно, у нее не изменилось.
В настоящее время она зарегистрирована по тому же адресу: <адрес>, фактически продолжает проживать у бабушки. Дом, в котором она проживала и зарегистрирована, расселен, матери предоставлена квартира по договору мены, однако ей жилье по договору социального найма предоставлено не было.
Тот факт, что матери предоставлена квартира по договору мены не может служить основанием для снятия ее с учета, поскольку она поставлена в очередь в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения одна, а не совместно с матерью, отчимом и братом, фактически она не является членом семьи своей матери, что также установлено в ходе судебного разбирательства о предоставлении жилого помещения и отражено в решении суда.
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ она имеет право состоять на учете по нескольким основаниям, поскольку относится к категории граждан, определенной законом, в данном случае согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 № 181-ФЗ.
На протяжении 10 лет ее права - права инвалида детства грубо нарушаются, жилое помещение, на которое она имеет законное право, ей не предоставляется, мало того, ответчик не просто не предоставляет ей жилое помещение, но всячески препятствует реализации ее права, предусмотренного законом и гарантированного Конституцией Российской Федерации.
Просила: признать незаконным Постановление администрации Кемского муниципального района от 07.02.2018 г. № 80 «О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и отменить его; восстановить ее на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Административный истец Катвицкая В.В., будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. Привлеченная для участия в деле в качестве представителя административного истца на основании ее письменного заявления юрисконсульт Госбюро РК Грушина Н.С., в суде заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям и дополнительно пояснила, что Катвицкая В.В. подарила долю принадлежавшей ей квартиры своей матери для того, чтобы у квартиры был один собственник и было легче оформить договор мены с администрацией, так как при наличии двух собственников договор нужно было бы оформлять через нотариуса и платить 7000 рублей. По договору мены матери истца квартиру предоставили в <адрес>, а по решению суда административному истцу квартиру должны предоставить в Кеми, своего согласия на предоставление квартиры в Петрозаводске, она не давала. Администрации о факте дарения было известно еще в октябре-ноябре 2017 года, когда был заключен договор мены квартиры. При проведении прокуратурой проверки по жалобе Катвицкой В.В. установлено, что администрацией уже предусмотрены средства для покупки ей квартиры.
Представитель административного ответчика – и.о. главы администрации Кемского муниципального района Ильина С.И. в направленном в суд возражении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика и принять решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований по тем основаниям, что на дату постановки Катвицкой В.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма административный истец проживала в жилом помещении, признанном не пригодным для проживания в качестве собственника доли жилого помещения и члена семьи П.
По смыслу п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, под невозможностью совместного проживания понимается невозможность проживания в жилом помещении нескольких семей, в составе одной из которых имеется лицо с указанным заболеванием, а не невозможность проживания данного лица совместно с членами его семьи.
Поскольку Катвицкая В.В., являлась собственником доли жилого помещения, а после отчуждения своей доли, членом семьи собственника жилого помещения, занятого только одной семьёй, а не несколькими, как предусмотрено вышеуказанной нормой, оснований для постановки её на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по указанному признаку, не имелось.
Административный истец, являясь собственником 1/2 доли в жилом помещении по адресу: РК, <адрес>, включённого в Программу переселения граждан из аварийного жилья, умышленно совершила действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, а именно - путём дарения, в добровольном порядке передала права на долю в жилом помещении своей матери - П., отказавшись таким образом от права участия в Программе переселения как собственника жилого помещения и получения в собственность жилого помещения по договору мены в результате реализации указанной программы.Таким образом, действия Катвицкой В.В. подпадают под определение статьи 53 Жилищного кодекса РФ.
Вместе с тем, Катвицкая В.В., являясь собственником доли в праве на жилое помещение, так и после отчуждения этой доли, осталась и до настоящего времени остаётся зарегистрированной по адресу: РК, <адрес> качестве члена семьи собственника жилого помещения её матери П. Каких-либо изменений в семейном положении Катвицкой В.В. до настоящего времени не произошло, в связи с чем, Катвицкая В.В. не перестала быть членом семьи её матери - П.
Поскольку в настоящее время мать Катвицкой В.В. - П. обеспечена благоустроенным жильём, отвечающим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, административный истец, как член семьи собственника, является обеспеченным жилым помещением.
Таким образом, вынесение администрацией Кемского муниципального района Постановления от 07.02.2018 г. № 80 «О снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях» является законным и обоснованным.
Суд на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав представителя административного истца Грушину Н.С., изучив материалы дела, считает административный иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что Постановлением администрации Кемского городского поселения № 124 от 05.11.2008 года Катвицкая В.В., проживающая: <адрес> составе семьи из 1-го человека принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и внесена в общий список под № 863 (п 1.3 ст. 51 ЖК РФ) и в льготный список инвалидов 1,2 группы под № 33 (справка МСЭ-2006 № 0005524920 от 08.09.2003 года), так как является инвалидом <данные изъяты> и страдает <данные изъяты> заболеванием.
Решением Кемского городского суда от 25 июня 2014 года удовлетворены исковые требования Катвицкой В.В. к администрации Кемского городского поселения об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма. Суд обязал администрацию Кемского городского поселения в срок до 01 июля 2015 года предоставить Катвицкой В.В. благоустроенное, применительно к условиям города Кемь, жилое помещение по договору социального найма в черте города Кемь Республики Карелия, соответствующее жилищным и санитарным нормам, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Кемском городском поселении. Решение вступило в законную силу 31 июля 2014 года.
Определением Кемского городского суда от 01.03.2017 г. по делу № 13-28/2017 должник в исполнительном производстве, возбужденном на основании решения суда - администрация Кемского городского поселения заменена на администрацию Кемского муниципального района.
Решение суда до настоящего времени не исполнено.
07 февраля 2018 года администрацией Кемского муниципального района вынесено постановление № 80 «О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», которым постановление администрации Кемского городского поселения от 05.11.2008 г. № 124 признано утратившим силу в части принятия Катвицкой В.В. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и Катвицкая В.В. снята с учета. В качестве оснований снятия Катвицкой В.В. с учета в постановлении указано: «В соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса РФ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ)».
Согласно ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Из содержания ч. 2 ст. 56 ЖК РФ следует, что обжалуемое постановление принято с нарушением приведенных положений Жилищного кодекса РФ, поскольку в оспариваемом решении отсутствует указание на основания, по которым оно принято, а лишь имеется ссылка на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Кроме того, в соответствии с выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.02.2018 г. № 10/000/003/2018-4929 следует, что договор дарения Катвицкой В.В. ? доли <адрес> своей матери П. зарегистрирован 22.10.2014 года, а договор мены жилых помещений, на основании которого П. была предоставлена квартира зарегистрирован 09.10.2017 года и в этот же день право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за Муниципальным образованием «Кемское городское поселение».
Согласно ст. 35 Устава Кемского муниципального района в редакции от 24.12.2015 г. и Уставом Кемского городского поселения администрация Кемского муниципального района исполняет полномочия администрации Кемского городского поселения.
В соответствии со ст. 22 Устава Кемского городского поселения администрация поселения (исполнительно-распорядительный орган Кемского городского поселения) не образуется. В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Кемского городского поселения и Уставом Кемского муниципального района исполнение полномочий администрации поселения возложено на администрацию Кемского муниципального района.
Из чего следует, что о совершенном Катвицкой В.В. договоре дарения административному ответчику стало известно не позднее 09 октября 2017 года, следовательно, предусмотренный ч. 2 ст. 56 ЖК РФ тридцатидневный срок для принятия решения о снятии с учета Катвицкой В.В. административным ответчиком пропущен.
Кроме того, установлено, что Катвицкая В.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по двум основаниям: на основании п. 1 части 3 статьи 51 Жилищного кодекса РФ - проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а также на основании пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения Катвицкая В.В. не утратила своего статуса, как инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, что подтверждается копией справки врача-психиатра ГБУЗ «Кемская ЦРБ» от 24.01.2017 г., то она не утратила своего права состоять в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Доводы административного ответчика о том, что Катвицкая В.В. на момент постановки на учет являлась и в настоящее время является членом семьи собственника жилого помещения П., которой жилое помещение уже предоставлено (по договору мены), суд признает несостоятельными, поскольку: Катвицкая В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на момент постановки на учет 05.11.2008 г. была совершеннолетней; на учет она была поставлена одна, а не в составе семьи; тот факт, что Катвицкая В.В. не является членом семьи П. был установлен вступившим в законную силу решением суда от 29.06.2014 г.
Доводы представителя административного ответчика, приведенные в возражениях на административное исковое заявление о том, что административный истец намеренно ухудшила свои жилищные условия, также являются несостоятельными, поскольку статьей 53 ЖК РФ определено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из смыслового содержания приведенной статьи следует, что действия административного истца при совершении сделки дарения доли жилого помещения не являются намеренным ухудшением жилищных условий, так как на момент совершения сделки (22.10.2014 г.) ее право на улучшение жилищных условий уже было признано Постановлением администрации Кемского городского поселения № 124 от 05 ноября 2008 г., то есть сделка не была направлена и не могла быть направлена на признание Катвицкой В.В. нуждающейся в жилом помещении и, более того, право Катвицкой В.В. на улучшение жилищных условий уже было реализовано приведенным выше решением Кемского городского суда.
Учитывая изложенное и приведенные нормы права, суд полагает, что оспариваемое постановление является незаконным и считает необходимым удовлетворить заявленные требования, отменив оспариваемое постановление и, обязав административного ответчика восстановить административного истца Катвицкую В.В. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 226 - 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Катвицкой В.В. - удовлетворить.
Признать незаконным Постановление администрации Кемского муниципального района № 80 от 07.02.2018 г. «О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и отменить его.
Обязать администрацию Кемского муниципального района восстановить Катвицкую В.В. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Администрация Кемского муниципального района обязана сообщить об исполнении решения суда административному истцу и в Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С.Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 19 марта 2018 года.