Решение по делу № 33-1189/2017 от 23.05.2017

Судья Солодовников В.Д. Дело №33-1189/2017

Докладчик Ерина Н.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Саранск 20 июня 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Демидчик Н.В.,

судей Елиной Т.А., Ериной Н.П.,

при секретаре Бобровой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреевой Т.П. к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» о взыскании задолженности по заработной плате и судебных расходов по апелляционной жалобе истца Киреевой Т.П. на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 21 марта 2017 г.

Заслушав доклад судьи Ериной Н.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Киреева Т.П. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» (ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия») о взыскании задолженности по заработной плате и судебных расходов.

В обоснование требований указала, что состоит в должности специалиста по социальной работе с 01 апреля 2010 г. Заработная плата в данном учреждении сотрудникам начисляется согласно Положению об оплате труда и Положению о порядке и условиях осуществления выплат стимулирующего характера работников ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия».

Согласно Положения к базовым окладам работников учреждения в сфере предоставления социальных услуг предусмотрен повышающий коэффициент по занимаемой должности, который устанавливается всем работникам Учреждения в зависимости от отнесения должности к квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы (далее ПКГ) с учетом их профессиональной подготовки, стажа работы и наличия квалификационной категории.

Размер данного повышающего коэффициента по квалификационному уровню ПКГ, согласно ее должности был предусмотрен 0,18% от оклада.

Однако, работодателем ей с 1 марта 2013 г. по 1 апреля 2015 г. в штатном расписании не был предусмотрен повышающий коэффициент к базовому окладу по занимаемой должности в указанном выше размере.

Повышающий коэффициент к базовому окладу по занимаемой должности в размере 0,27% не был предусмотрен в штатном расписании и в период с 1 апреля 2015 г. по 1 сентября 2016 г.

Для решения вопроса о повышении коэффициента к базовому окладу она обратилась в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, где ей подтвердили законность ее требований и руководству учреждения было рекомендовано пересмотреть штатное расписание с включением повышающего коэффициента к базовому окладу.

6 декабря 2016 г. она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете заработной платы с учетом повышающего коэффициента по занимаемой должности.

Однако, ответчиком в перерасчете заработной платы было отказано в связи с тем, что фондом оплаты труда повышающий коэффициент не предусмотрен.

Считает, что действиями ответчика нарушаются ее права на получение полной заработной платы.

В связи с чем просила взыскать с ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» в ее пользу задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., расходы по оплате правовых услуг в размере <данные изъяты> рублей.

Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 21 марта 2017 г. исковые требования Киреевой Т.П. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец Киреева Т.П. с решением суда не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Ссылается на то, что действиями работодателя по безосновательному изменению повышающего коэффициента по занимаемой ею должности нарушаются Положение об оплате труда работников и право на получение заработной платы в полном объеме. Указывает, что ни в одном документе, предоставленном в суд, не предусмотрено право квалификационной (аттестационной) комиссии Учреждения решать вопрос о размере повышающих коэффициентов, не предусмотрен порядок создания и работы данной комиссии, а также не содержится информации, какое образование является профильным для должности специалист по социальной работе. При этом, в должностной инструкции не указано, что среднее профессиональное образование должно быть профильным. Просит решение суда отменить, взыскать задолженность по заработной плате за период с 31 января 2016 г. по 01 ноября 2016 г. в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., судебные расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец Киреева Т.П. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам и просила её удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика - ГКУ «Социальная защита населения по <адрес> Республики Мордовия» Кочеватов Е.П. с апелляционной жалобой представителя истца не согласился.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 130 ТКРФ предусмотрено, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.

В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу статьи 144 ТК РФ система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов

Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании приказа от 01 апреля 2010 г. №52 а также трудового договора от 01 апреля 2010 г. Киреева Т.П. работает в ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» в должности специалиста по социальной работе аппарата управления.

Согласно должностной инструкции специалиста по социальной работе отделения срочной социальной помощи ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» Киреева Т.П. специалист по социальной работе ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» относится к категории служащих и подчиняется директору и заведующему отделением Учреждения.

В соответствии с п. 1.3 Должностной инструкции на должность специалиста по социальной работе принимается лицо, имеющее высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности. Основная цель вида профессиональной деятельности - оказание помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки.

Пунктом 2. Должностной инструкции Киреевой Т.П. предусмотрено, что специалист по социальной работе осуществляет деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения, которая заключается в следующем: выявление граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которой нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения, организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности.

Согласно п.2.4. основными обязанностями специалиста по социальной работе являются: проведение работы по выявлению граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в срочной социальной помощи; проведение обследования материально-бытового положения граждан, обратившихся в отделение срочной социальной определение характера и объема требуемой срочной социальной помощи; ведение учета поступивших устных и письменных обращений граждан; оказание экстренной психологической помощи; проведение регистрации и учета льготных категорий граждан, ведение работы по вопросам опеки попечительства над гражданами, признанными судом <данные изъяты>

Директором ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» утверждено Положение об оплате труда работников ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия».

Положением определены размеры окладов (должностных окладов) и ставок заработной платы работников ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия»; наименование, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера; размеры и порядок установления выплат стимулирующего характера.

Согласно указанному Положению должность специалиста по социальной работе отделения срочной социальной помощи, которую занимает Киреева Т.П., отнесена к профессиональной квалификационной группе (ПКГ) «Должности специалистов третьего уровня в учреждениях здравоохранения и осуществляющих предоставление социальных услуг», 1 квалификационный уровень.    

п.2.2 Положения также предусмотрены следующие
повышающие коэффициенты к базовым окладам: повышающий коэффициент по занимаемой должности, персональный повышающий коэффициент, повышающий коэффициент по учреждению. Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

Согласно п. 1.6. размер выплат по повышающему коэффициенту определяется путем умножения размера базового оклада по соответствующей профессионально квалификационной группе на повышающий коэффициент.

Повышающие коэффициенты устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.

Пунктом 2.3. Положения об оплате труда работников ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» указано, что повышающий коэффициент по занимаемой должности устанавливается всем работникам учреждения в зависимости от отнесения должности к квалификационному уровню ПКГ с учетом их профессиональной подготовки, стажа работы и наличия квалификационной категории.

Согласно приложенной таблице, для профессиональной квалификационной группы (ПКГ) «Должности специалистов третьего уровня в учреждениях здравоохранения и осуществляющих предоставление социальных услуг», 1 квалификационный уровень установлены квалификационные требования и размеры повышающих коэффициентов по занимаемой должности:

1. Специалист по социальной работе:

высшее профессиональное (по профилю) образование без предъявления требования к стажу работы или высшее профессиональное образование и индивидуальная подготовка и стаж работы в должности социального работника не менее 2 лет или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности социального работника не менее 3 лет. Размер повышающего коэффициента по указанному квалификационному уровню составляет 0,09.

высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности социального работника не менее 1 года или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 2 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 3 лет. Размер повышающего коэффициента по указанному квалификационному уровню составляет 0,18.

высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности социального работника не менее 2 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 4 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет. Размер повышающего коэффициента по указанному квалификационному уровню составляет 0,27.

высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности социального работника не менее 3 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет. Размер повышающего коэффициента по указанному квалификационному уровню составляет 0,36.

высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности социального работника не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 7 лет. Размер повышающего коэффициента по указанному квалификационному уровню составляет 0,45.

Киреева Т.П. 6 декабря 2016 г. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете заработной платы (включая отпускные и больничный лист) с 01 апреля 2015 г. с учетом повышающего коэффициента по занимаемой должности в размере 0,27 % от оклада.

Письмом от 14 декабря 2016 г. на имя Киреевой Т.П. директором ГКУ «Социальная защита населения Чамзинскому району Республики Мордовия» сообщено, что при составлении штатного расписания на 2015 год максимальный объем месячного фонда оплаты труда специалиста по социальной работе отделения срочной социальной помощи был установлен в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. При определении повышающего коэффициента по занимаемой должности, тарификационной комиссией не было засчитано профильным среднее профессиональное образование с квалификацией финансист.

Из сообщения директора ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» следует, что базовый должностной оклад специалиста по социальной работе (Должности специалистов третьего уровня, в учреждениях здравоохранения, осуществляющих предоставление социальных услуг 1 квалификационный уровень) с 1 октября 2012 г. составлял <данные изъяты> рублей, с 1 июня 2013 г. - <данные изъяты> рублей, с 01 октября 2013 г. - <данные изъяты> рублей.

Из карточек сотрудника ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» Киреевой Т.П. за период с апреля 2013 года по декабрь 2013 года, за 2014 год, за 2015 год усматривается, что размер повышающего коэффициента к базовому должностному окладу по занимаемой должности был установлен в размере - 0,09. За 2016 год повышающий коэффициент к базовому должностному окладу по занимаемой должности Киреевой Т.П. не предусмотрен, с 1 ноября 2016 г. повышающий коэффициент установлен в размере - 0,27.

Согласно диплому, выданному 3 июля 1976 г., Рожкова Т.П. (после заключения брака Киреева Т.П.) в 1973 году поступила в Канашский финансовый техникум Министерства финансов РСФСР и в 1976 году окончила полный курс названного техникума по специальности «Государственный бюджет». Решением Государственной квалификационной комиссии от 3 июля 1976 г. Рожковой Т.П. присвоена квалификация «финансист».

Как следует из вышеуказанного положения и объяснений представителя ответчика, одним из необходимых обязательных условий для определения размера повышающего коэффициента по занимаемой «Специалист по социальной работе» является наличие среднего профессионального (по профилю) образования. Таким образом среднее профессиональное образование не является профильным для занимаемой Киреевой Т.П. должности «специалист по социальной работе».

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями статей 129, 135, 144 ТК РФ и пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Киреевой Т.П. права на применение повышающего коэффициента по занимаемой должности по основаниям отсутствия у неё необходимого для этого профильного среднего профессионального образования.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции верными, так как они соответствуют нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.

При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истца о том, что она имеет право на применение повышающего коэффициента, судебная коллегия признает ошибочными. Данные доводы являлись предметом тщательного исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов суда в указанной части судебная коллегия не усматривает.

Реализация ответчиком предусмотренного в части 1 статьи 22 ТК РФ права на установление работнику (истцу) повышающего коэффициента за предыдущие периоды свидетельствует о реализации ответчиком своего права, но не является сама по себе (без учета конкретного содержания заключенного сторонами трудового договора и содержания соответствующих локальных нормативных актов) безусловным основанием для признания за работодателем (ответчиком) обязанности производить такие выплаты за спорный период.

В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Основанием к отказу в иске послужил также пропуск установленного статьей 392 ТКРФ срока обращения в суд, о чем в судебном заседании было заявлено стороной ответчика. Мотивы, по которым суд пришел к выводу о пропуске процессуального срока, подробно изложены в решении и являются правильными.

В целом, доводы жалобы истца не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, апелляционная жалоба не содержит, следовательно, оснований к отмене решения суда не имеется.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.

Руководствуясь пунктом первым статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 21 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Киреевой Т.П. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Н.В.Демидчик

Судьи Т.А.Елина

Н.П. Ерина

33-1189/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Киреева Т.П.
Ответчики
ГУ "Социальная защита населения по Чамзинскому район Республики Мордовия"
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Ерина Нина Павловна
Дело на странице суда
vs.mor.sudrf.ru
20.06.2017Судебное заседание
22.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее