РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2021 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Осьмининой Ю.С.
при секретаре Гостяеве А.Д.,
в отсутствии сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4736/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №15 по Самарской области к Харчеву Е.М. о взыскании недоимки по налогам и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Харчеву Е.М. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 17 314 рублей, пеня в размере 430,92 рублей; сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года в размере 79 299 рублей, пеня в размере 2 174,05 рубля, ссылаясь на то, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги, не исполнил в полном объеме установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем в его адрес были направлены требования об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам, которые были оставлены без исполнения.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, на требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Харчева Е.М. – Войченко А.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания была извещена своевременно и надлежащим образом, предоставила письменные возражения на исковые требования, в которых просила отказать в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока для обращения в суд.
В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, ознакомившись с материалами дела, считает исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика.
Согласно Письма Минфина России от 01.09.2017 г. № 02-07-10/56402 «Об администрировании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование» с 01.01.2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы, и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» НК РФ.
Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
В соответствии с ч. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса
Статьей 423 НК РФ установлено, что расчетным периодом признается календарный год.
Из ч. 2 ст. 432 НК РФ следует, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Из ст. 430 НК РФ следует, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 года, в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года.
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 года ( 26 545 рублей за расчетный период 2019 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года,) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4 590 рублей за расчетный период 2017 года, 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года.
Согласно п. 5 ст. 430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 г. № 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Обязанность по уплате страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Харчев Е.М. с 31 мая 2012 г. поставлен на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя, что влечет обязанность в силу статьи 23, подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
15 декабря 2020 г. в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) внесены сведения о прекращении деятельности Харчева Е.М. в качестве индивидуального предпринимателя.
В связи с неоплатой в установленных срок исчисленных сумм взносов налоговым органом административному ответчику направлено требование от 24 января 2018 г. № об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 23 400 рублей, пени в размере 90,68 рублей; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 рублей, пени в размере 17,79 рублей, со сроком исполнения до 13 февраля 2018 г.
Также, в связи с неоплатой в установленных срок исчисленных сумм взносов налоговым органом административному ответчику направлено требование от 23 января 2019 г. № об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 26 545 рублей, пени в размере 2 202,22 рублей; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей, пени в размере 434,27 рублей, со сроком исполнения до 12 февраля 2019 г.
Также, налоговым органом административному ответчику направлено требование от 20 января 2020 г. № об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 29 354 рублей, пени в размере 116,19 рублей; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 рублей, пени в размере 27,25 рублей, со сроком исполнения до 07 февраля 2020 г.
В связи с неисполнением административным ответчиком требований об уплате задолженности налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
06 мая 2021 г. исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 111 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области мировым судьей судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Харчева недоимки по страховым взносам в ПФР в размере 79 299 рублей, пени в размере 2 174,05 рублей, недоимки по страховым взносам в ФФОМС в размере 17 314 рублей, пени в рахмере 430,92 рубля, а всего 99 217,97 рублей, который был отменен определением мирового судьи от 27.05.2021 года на основании поступивших возражений ответчика.
В силу пункта 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Исходя из пункта 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 названного Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 данного Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (абзац 2 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу выше изложенного, указанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации закреплена возможность взыскания недоимок с организации или индивидуального предпринимателя в бесспорном или в судебном порядке.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон об исполнительном производстве) судебный пристав- исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа без заявления взыскателя в случаях, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.
Пунктом 8 части 1 статьи 12 Федерального закона об исполнительном производстве к числу исполнительных документов, направляемых (предъявляемых) судебному приставу-исполнителю в числе прочих отнесены акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» в силу положений статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, а также применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления налоговых органов о взыскании налогов (страховых взносов) за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) являются исполнительными документами, которые направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, неисполнение административным ответчиком требования от 24 января 2018 г. № об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в установленный срок послужило основанием для вынесения руководителем (заместителем руководителя) межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области постановления от 14 августа 2018 г. № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка). В соответствии с указанным постановлением налоговым органом произведено взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества Харчева Е.М. в пределах сумм, указанных в требовании от 24 января 2018 г. №, срок исполнения которого истек 13 февраля 2018 г., а именно страховых взносов в общей сумме 27 990 рублей, пени в общей сумме 108,47 рублей, а всего в размере 28 098,47рублей.
Неисполнение административным ответчиком требования от 23 января 2019 г. № об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в установленный срок послужило основанием для вынесения руководителем (заместителем руководителя) межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области постановления от 26 марта 2019 г. № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка). В соответствии с указанным постановлением налоговым органом произведено взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества Харчева Е.М. в пределах сумм, указанных в требовании от 23 января 2019 г. №, срок исполнения которого истек 12 февраля 2019 г., а именно страховых взносов в общей сумме 32 385 рублей, пени в общей сумме 2 353,06 рублей, а всего в размере 34 738,06 рублей.
Неисполнение административным ответчиком требования от 20 января 2020 г. № об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в установленный срок послужило основанием для вынесения руководителем (заместителем руководителя) межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области постановления от 12 марта 2020 г. № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка). В соответствии с указанным постановлением налоговым органом произведено взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества Харчева Е.М. в пределах сумм, указанных в требовании от 20 января 2020 г. №, срок исполнения которого истек 07 февраля 2020 г., а именно страховых взносов в общей сумме 36 238 рублей, пени в общей сумме 143,44 рублей, а всего в размере 36 381,44 рублей.
Из общедоступных сведений банка данных исполнительных производств, размещенных на сайте Федеральной службы судебных приставов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, следует, что постановление № от 14.08.2018г. было предъявлено в ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП по Самарской области и на его основании 24 августа 2018 г. в отношении Харчева Е.М. было возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием у должника Харчева Е.М. имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом- исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ было предъявлено в ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП по Самарской области и на его основании 05 апреля 2019 г. в отношении Харчева Е.М. было возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием у должника Харчева Е.М. имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом- исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ было предъявлено в ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП по Самарской области и на его основании 15 апреля 2020 г. в отношении Харчева Е.М. было возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое до настоящего времени не окончено.
Сведений о повторном предъявлении указанных постановлений к принудительному исполнению Инспекцией в материалах дела не имеется, административным истцом суду не представлено.
В соответствии с частью 6.1 Федерального закона об исполнительном производстве оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
Частью 4 статьи 46 указанного Федерального закона установлено, что возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 названного Закона.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона об исполнительном производстве в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
При этом возможность принудительного взыскания недоимок с индивидуального предпринимателя за соответствующий период утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.
Материалами дела подтверждено, что налоговой орган ранее воспользовался правом на взыскание с Харчева Е.М., имеющего статус индивидуального предпринимателя, спорной недоимки в соответствии с положениями статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации путем вынесения постановления о взыскании страховых взносов, пеней за счет имущества налогоплательщика и его предъявления для исполнения в службу судебных приставов.
Таким образом, административным истцом реализован способ принудительного взыскания задолженности по страховым взносам за счет имущества налогоплательщика. Иное толкование норм материального права и взыскание с Харчева Е.М. существующей задолженности в порядке статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации приведет к возможности повторного взыскания страховых взносов за счет имущества налогоплательщика, однако это является недопустимым.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 23 и статьи 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих особенности правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, следует, что юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Соответственно, утрата гражданином государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лишает его права осуществлять предпринимательскую деятельность, но не освобождает от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Исходя из положений статей 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации порядок взыскания налога, сбора, пени, штрафа зависит от статуса налогоплательщика на момент их взыскания. С момента утраты налогоплательщиком статуса индивидуального предпринимателя порядок взыскания, который уже определен постановлением налогового органа, не изменяется.
Суд, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, проанализировав установленные по делу обстоятельства и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, учитывая, что налоговый орган воспользовался правом взыскания задолженности в досудебном порядке и утратил возможность принудительного исполнения постановления о взыскании страховых взносов и пени, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из пропуска административным истцом срока предъявления для принудительного взыскания постановления о взыскании спорных обязательных платежей за счет имущества должника и недопустимости исчисления нового срока для принудительного взыскания спорной задолженности в порядке статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС № 15 по Самарской области к Харчеву Е.М. о взыскании недоимки по налогам и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.12.2021 г.
Председательствующий: Ю.С. Осьминина