Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2552/2022 ~ М-2196/2022 от 10.08.2022

63RS0-85

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

31 октября 2022 г.                            <адрес>

Волжский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Серовой С.Н.,

при секретаре Головинской М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-2552/2022 по административному исковому заявлению Федоровой Л. В., Федорова П. И. к Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным постановления органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Федорова Л.В., Федоров П.И. обратились в суд с административным иском указав, что ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в администрацию муниципального района <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ административным истцам было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 19.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление Администрации было признано незаконным. ДД.ММ.ГГГГ административные истцы повторно обратились с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ административным истцам в предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ было признано незаконным. ДД.ММ.ГГГГ административные истцы снова обратились в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании представления земельного участка. Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административные истцы просят суд признать постановление администрации муниципального района <адрес> т ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обязать Администрацию муниципального района <адрес> вернуться к рассмотрению заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов по адресу: <адрес>, с. <адрес>, в районе Старой больницы (по генплану).

Представитель административных истцов Егорова К.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить. Также пояснила, что ссылка Администрации в своем постановлении на то, что испрашиваемый земельный участок принадлежит иному лицу является необоснованной, поскольку были сделаны соответствующие запросы, из которых следует, что испрашиваемый земельный участок не имеет собственника и ранее никому не предоставлялся.

Представитель административного ответчика – Администрации муниципального района <адрес> Ефименко П.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, просил в иске отказать. Также пояснил, что администрацией сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес> были предоставлены сведения о том, что испрашиваемый земельный участок ранее предоставлялся в собственность иному лицу. Однако из-за отсутствия реквизитов свидетельства, указать конкретного собственника не представляется возможным.

Представитель заинтересованного лица – Администрации сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

В силу статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность. Согласно части 7 указанной статьи предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.

Согласно пункту «б» части 3 статьи <адрес> -ГД от ДД.ММ.ГГГГ «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ городских округов с численностью населения менее 100 тысяч человек, муниципальных районов с численностью населения менее 200 тысяч человек: молодым семьям, постоянно проживающим в сельском населенном пункте или поселке городского типа, расположенных в муниципальном районе <адрес>, возраст одного из супругов в которых (родителя в неполной семье) не превышает 35 лет. Предоставление земельных участков в данном случае осуществляется в пределах границ муниципального района, на территории которого постоянно проживают супруги. В случае проживания супругов на территории разных муниципальных районов молодая семья вправе самостоятельно выбрать из них тот муниципальный район, в уполномоченный орган местного самоуправления которого ею будет подано заявление о предоставлении земельного участка. В этом случае уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района, в который направлено заявление о предоставлении земельного участка, должен сделать запрос в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района по месту жительства второго супруга об отсутствии в нем заявления супругов о предоставлении земельного участка. В указанном случае земельный участок предоставляется в собственность супругов (родителя в неполной семье) либо в общую долевую собственность всех членов семьи, в том числе несовершеннолетних детей, если дети указаны родителями (законными представителями) в заявлении о предоставлении земельного участка.

При этом граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, вправе самостоятельно определить предполагаемые размеры и местоположение земельного участка. В этом случае работы по образованию земельных участков осуществляются за счет средств граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков (пункт 6 части 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О земле»).

Статьей 39.14 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которому гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка обеспечивает подготовку схемы на кадастровом плане территории; подает в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Федорова Л.В., Федоров П.И. обратились в Администрацию муниципального района <адрес> с заявлением о предварительном согласовании и предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка, как молодой семье.

Административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, на основании п.1 ст. 39.16 ЗК РФ, так как из представленных документов не представляется возможным определить основание предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, кроме того, молодая семья – это семья, состоящая в первом зарегистрированном браке.

Решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решение МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>» об отказе в предоставлении земельного участка, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным. Возложена на Администрацию муниципального района <адрес> обязанность возобновить рассмотрение заявления Федорова П. И., Федоровой Л. В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданного ДД.ММ.ГГГГ вх .

Заявление о предоставлении земельного участка было рассмотрено повторно.

Постановлением Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, со ссылкой на пп. 2 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ и указанием на то, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков, в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановление Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка признано незаконным. На Администрацию муниципального района <адрес> возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления Федорова П. И., Федоровой Л. В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданного ДД.ММ.ГГГГ вх .

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации муниципального района <адрес> без удовлетворения.

В результате повторного (в третий раз) рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка принято оспариваемое постановление Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым Федорову П.И., Федоровой Л.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок принадлежит иному лицу. Основанием для отказа явился подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

По административным делам данной категории административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых решений.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в том числе, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из содержания оспариваемого постановления и пояснений представителя администрации муниципального района <адрес> следует, что в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка было отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок принадлежит иному лицу. Документы, на основании которых земельный участок принадлежит другому лицу не имеется возможности предоставить поскольку для истребования документов необходимо указывать номер свидетельства, который Администрации неизвестен.

Указанные доводы не могут быть приняты судом во внимание ввиду следующего.

По общему правилу, право собственности на земельные участки возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Вместе с тем, в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Из ответов архивного отдела Администрации муниципального района Волжский следует, что предоставить правоустанавливающие документы на испрашиваемый земельный участок не представляется возможным. Рекомендовано обратиться за указанными документами в Администрацию сельского поселения Курумоч. Ранее также был предоставлен ответ, из которого следует, что сведения о том, кому, в какое время и на основании каких документов предоставлялся земельный участок отсутствуют. Для поиска в архивном отделе правоустанавливающих документов на земельный участок, необходимо уточнить сведения: кем предоставлялся участок и в каком году.

Согласно ответу Администрации сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес>, генеральный план-схема разбивки территории хранится в архивном отделе аппарата администрации муниципального района <адрес>.

Исходя из этого, администрацией муниципального района <адрес> не представлено надлежащих доказательств того, что испрашиваемый земельный участок ранее предоставлялся, либо принадлежит на праве собственности иному лицу.

Кроме того, указанная в качестве основания для отказа норма закона является отсылочной на иные нормы закона, которые содержат в себе различные основания для отказа в предоставлении земельного участка.

Таким образом, оспариваемым решением нарушено право административных истцов на равный доступ к приобретению в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренное пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем следует отметить, что в представленной схеме земельного участка отсутствует изломанность границ, а именно: какая-либо сложная конфигурация, острые или многочисленные углы, которые бы усложняли или делали невозможным установление границ данного участка, постановку его на кадастровый учет, рациональное использование его по назначению или иным образом препятствовали бы рациональному использованию землевладений и землепользований. Из расположения испрашиваемого земельного участка на схеме и публичной кадастровой карте, с учетом земельного участка, государственная собственность на который не разграничена ухудшения конфигурации земельного массива не установлено.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что содержание оспариваемого административными истцами постановления не соответствует указанным выше нормам земельного законодательства Российской Федерации.

Как следует из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если суд признает решение, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В связи с чем, суд находит необходимым избрать способ восстановления нарушенного права путем возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление и материалы от ДД.ММ.ГГГГ вх. .

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Федоровой Л. В., Федорова П. И. удовлетворить.

Признать постановление Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка – незаконным.

Возложить на Администрацию муниципального района <адрес> обязанность возобновить рассмотрение заявления Федоровой Л. В., Федорова П. И. о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ вх. .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                         Серова С.Н.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-2552/2022 ~ М-2196/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федоров П.И.
Федорова Л.В.
Ответчики
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
Другие
Егорова К.С.
Администрация с.п. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области
МКУ УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Серова С. Н.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
10.08.2022Регистрация административного искового заявления
11.08.2022Передача материалов судье
15.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
15.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2022Подготовка дела (собеседование)
09.09.2022Рассмотрение дела начато с начала
07.10.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
07.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2022Судебное заседание
31.10.2022Судебное заседание
14.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее