РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации16. 01.2014г. Ленинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Косенко Ю.В.,
при секретаре Аскеровой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 109/14 по заявлению Токтаровой Н. И., Поликарповой В. А. о признании решения незаконными,
у с т а н о в и л:
Заявители обратились в суд с заявлением о признании решения незаконными, указав, что для ветеранов войны и труда ежегодно с 2000г. организовываются поездки на теплоходах по <адрес>. В июне, августе и сентябре 2013г. были организованы указанные поездки в <адрес>. 17.05.2013г. Токтарова Н.И., являющаяся участницей ВОВ, инвалидом 1 группы, вдовой ВОВ, обратилась в
Департамент социальной поддержки и защиты населения <адрес> с просьбой предоставить путевки на теплоход в <адрес>. Указанное обращение 21.05.2013г. было направлено для рассмотрения в Департамент общественных и внешних связей аппарата администрации г.о. Самара- Центр административной реформы администрации г.о. Самара. Вместе с тем, указанная путевка им предоставлена не была, ими был получен протокол № заседания президиума совета ветеранов общественной организации ветеранов ( пенсионеров) войны, труда и вооруженных сил и правоохранительных органов <адрес>, согласно которого ежегодно путевки на теплоход выделяют только для актива. Поскольку в июне 2013г. им не были предоставлены путевки на теплоход, 05.08.2013г. они повторно обратились в центр с просьбой включить их в список участников выездной конференции в <адрес> и <адрес>. Вместе с тем, им вновь не были предоставлены указанные путевки. Поскольку контроль за предоставлением путевок и формированием окончательного списка осуществляет Департамент и в связи с тем, что данный контроль надлежащим образом не осуществляется, путевки на теплоход предоставляются одним и тем же лицам, считают свои права нарушенными.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просят признать решение, действие ( бездействия) заинтересованного лица незаконными, обязать заинтересованное лицо в 2013г. предоставить им путевки для поездки в <адрес>.
В судебное заседание заявители не явились, причину неявки не сообщили, извещались надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления, телефонограмма, рапорт судебного пристава исполнителя ОСП <адрес>, а также почтовым идентификатором.
Представитель заинтересованного лица - администрации г.о. Самара Беляева Н.В., действующая на основании доверенности, требования не признала, при этом пояснила, чтовыездные конференции организуются в рамках долгосрочной целевой программы г.о. Самара « Ветераны Самары» на 2012-2011г.г., утвержденные постановлением администрации г.о. Самара от 22.11.2011г. № и долгосрочной целевой программы г.о. Самара « Самара- Наша жизнь» на дату 2012- 2016гг., утвержденные постановлением администрации г.о. Самара от 22.11.2011г. № 1596. Списки участников выездных конференций формируются председателями общественных организаций ветеранов г.о. Самара и согласовываются с заместителями глав администраций районов г.о. Самара по социальным вопросам. Письмами администрации г.о. Самара от 25.06.2013г. и 20.08.2013г., направленными на обращения Токтаровой Н.И. последней разъяснялся порядок формирования указанных списков и рекомендовано для разрешения вопроса о предоставлении путевки обратиться к председателю Самарской городской общественной организации ветеранов. Таким образом, администрацией г.о.Самары в предоставлении путевки Токтаровой Н.И. отказано не было. В связи с этим считает, что администрация какие- либо права Токтаровой Н.И. не нарушала. Кроме того, Токтаровой Н.И. и сопровождающей ее дочери Поликарповой В.А. ранее в 2012г. выделялись путевки на выездную конференцию для ветеранов с 3 по 8 июня по маршруту Самара- Нижний Новгород – Самара. В связи с этим, просит в удовлетворении требований заявителей отказать.
Представитель Самарской городской общественной организации ветеранов ( пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Фролов В.В. просил отказать в удовлетворении требований заявителей, при этом пояснил, что права заявителей нарушенными не являются, поскольку отказов в предоставлении путевок Токтаровой Н.И. и Поликарповой В.А. администрацией либо Департаментом не принималось. Заявителям также разъяснялось о порядке предоставления путевок и предлагалось обратиться за их получением в совет ветеранов ( пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. Кроме того, ранее в 2012г. заявителям предоставлялась путевка на конференцию для ветеранов на теплоходе «Цезарь» с 3 по ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, что права и законные интересы заявителей нарушенными не являются, просит отказать в удовлетворении требований последних.
Представитель совета ветеранов ( пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов <адрес> Сторожилов Ю.Н. просил отказать в удовлетворении требований заявителей, при этом пояснил, что каждый год выделяется определенное фиксированное количество путевок на регион. В связи с тем, что количество данных путевок является меньшим, чем количество ветеранов и лиц, имеющих право на их получение, советом ветеранов принимаются решения о их распределении между соответствующими лицами. Таким образом, выдача данных путевок не может осуществляться ежегодно одним и тем же лицам, поскольку это будет нарушать права и законные интересы других лиц, имеющих право на получение путевок. В 2012г. Токтарова Н.И. и сопровождающая ее дочь Поликарпова В.А. получили путевки на выездную конференцию для ветеранов, проходившую с 3 по 8 июня на теплоходе « Цезарь» следующего по маршруту « Самара- Нижний Новгород- Самара». В 2013г. заявители обратились с просьбой предоставить путевки на теплоход после формирования и утверждения списков лиц, получающих путевки на данные конференция. Предоставление путевки в этом случае могло повлечь изменение утвержденного списка, лишение права на участие в конференции лица, обладающего аналогичными с Токтаровой Н.И. правами. Поскольку администрация и Департамент данные списки не формируют, считает, что последними не были нарушены права и законные интересы заявителей. В связи с этим, просит отказать в удовлетворении требований заявителей.
Представитель Департамента социальной поддержки и защиты населения администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом. В суд поступил отзыв, из которого следует. Что выездные конференции на базе теплоходов организуются в рамках долгосрочных целевых программ г.о. Самара « Ветераны Самары» и « Самара- наша жизнь» на 2012-2016гг. Списки участников выездных конференций утверждают председатели общественных организаций ветеранов г.о, Самара и согласовывают их с заместителями глав администраций районов г.о. Самара по социальным вопросам. Затем указанные списки поступают в Департамент административной реформы администрации г.о. Самара для оформления путевок. В 2012г. заявителям были выделены путевки на выездную конференцию для ветеранов Великой Отечественной войны на базе теплохода « Цезарь», проходившую в период с 3 по ДД.ММ.ГГГГг. по маршруту <данные изъяты>. Поскольку администрацией г.о. Самара какие- либо права и законные интересы заявителей не нарушались, просит отказать в удовлетворении требований.
Представитель Департамента административных реформ аппарата администрации г. Самара в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил, извещался надлежащим образом. Ранее представитель Департамента Юников В.М., действующий на основании доверенности, требования не признал, при этом пояснил, что все вопросы, связанные с поездками на теплоходе рассматриваются на Президиуме совета ветеранов, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, на котором также формируются списки лиц, направляющихся в данные поездки. Затем данные списки подаются на согласование глав районов, после чего направляются в адрес Департамента, который списки не утверждает, а лишь формирует все списки в единый и распределяет пассажиров по теплоходам и каютам, а также организовывает работу конференций, сопровождает ветеранов, проводит мероприятия. Письменно заявители в адрес Департамента не обращались, им было отказано в предоставлении путевки президиумом совета ветеранов, войны и труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Железнодорожного района г.о. Самара. Таким образом, Департамент административных реформ аппарата администрации г. Самара и администрация г.о. Самара прав заявителей не нарушали. В связи с этим просит в удовлетворении требований отказать.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителей по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
П. 25 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009г. № 2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий ( бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», предусмотрено, что действия ( бездействия), решения органа местного самоуправления может быть признано незаконным, если оно одновременно не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
В соответствии с указанным пунктом данного постановления, при рассмотрении дел по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган ( лицо) полномочия на принятие решения или совершение действий. В случае, когда принятие или не принятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие ( бездействие) которых оспаривается, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия ( бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершение действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами ( форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия ( бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения.
Из материалов дела следует, что Токтарова Н.И. является участником ВОВ, инвалидом 1 группы, Поликарпова В.А. является ветераном труда Самарской области
17.05.2013г. и 05.08.2013г. заявители обратились в Департамент социальной поддержки и защиты населения администрации г.о. Самара с просьбой включить их в список участников выездной конференции и предоставить им две путевки, предназначенные для ветеранов ВОВ и жителей города для поездки на теплоходе на 2.06.2013г. и на сентябрь 2013г. ( л.д. 5, 6).
21.05.2013г. и 07.08.2013г. заявителям было сообщено о том, что их обращения направлены по компетенции в Департамент общественных и внешних связей аппарата администрации г.о. Самара ( л.д.7,8).
20 и ДД.ММ.ГГГГг. Токтарова Н.И. обратилась к главе г.о. Самара с заявлениями, в которых просила предоставить две путевки (ей, как инвалиду 1 группы, участнице ВОВ и ее дочери для ее сопровождения) на теплоход на 02.06.2013г. (л.д.15, 16).
25.06.2013г. администрацией г.о. Самара был направлен ответ Токтаровой Н.И. с приложением в виде протокола № заседания Президиума совета ветеранов общественной организации ветеранов ( пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Железнодорожного района гор. Самары от 17.05.2013г., в котором указывался список участников выездной конференции, сформированный данным советом ( л.д. 10, 11).
20.08.2013г. администрация г.о. Самара сообщила Токтаровой Н.И. о том, что для решения вопроса о включении ее в список участников выездной конференции ей необходимо обратиться к председателю Самарской городской общественной организации ветеранов ( пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов с указанием фамилии, имени и отчества председателя, телефона и места нахождения ( л.д.12).
Согласно списков за 2012г., Токтаровой Н.И. и Поликарповой В.А. были выделены путевки на теплоход « Цезарь», следующий по маршруту Самара- Нижний Новгород- Самара с 3 по 8 июня.
Судом установлено, что администрация г.о. Самара и Департамент административных реформ аппарата администрации г. Самара какого- либо решения, связанного с отказом во включении завитей в список участников конференций и предоставления путевок для поездки на теплоходе не принимали, действия ( бездействия), ограничивающие либо нарушающие права заявителей, связанные с предоставлением указанных путевок для поездки, не предпринимали.
Данные обстоятельства подтверждаются отсутствием решения администрации г.о. Самары и Департамента об отказе во включении в список участника выездной конференции и предоставлении путевок на теплоход, протоколом № от 17.05.2013г., из которого следует, что список участников выездной конференции для ветеранов, на основании которого выдаются путевки на теплоход, формируется общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов соответствующего района г.о. Самара, в данном случае Железнодорожного района, долгосрочными целевыми программами городского округа Самара по проблемам инвалидов «Самара – наша жизнь» и «Ветераны Самары» на 2012-2016 годы, утвержденными постановлениями администрации г.о. Самара № и № в которых отсутствуют полномочия администрация г.о. Самара и Департамента административных реформ аппарата администрации г. Самара на формирование списка участников выездной конференции и самостоятельное право на предоставление путевки на теплоход, а также пояснениями участников процесса, из которых следует, что данный список формируется самостоятельно советами ветеранов общественных организаций ветеранов ( пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов соответствующего района гор. Самары и в последующем лишь согласуется с главой администрации соответствующего района г.о. Самары, отдельных решений о включении в данный список и предоставлении путевок на теплоход администрация г.о. Самара и Департамент административных реформ аппарата администрации г. Самара не принимают.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что администрация г.о.Самара, Департамент административных реформ аппарата администрации г. Самара каких-либо решений, связанных с отказом заявителям в предоставлении путевки на теплоход, не принимала, иных действий (бездействия), направленных на нарушение прав и законных интересов Токтаровой Н.И. и Поликарповой В.А., связанных с участием в данных поездках не допускала.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством решение, действие (бездействие) государственного органа может быть признанно незаконным лишь если оно одновременно не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и охраняемые законом интересы гражданина, чего в данном случае не имеется, отсутствуют основания для признания действий ( бездействия) администрации г.о.Самара, Департамента административных реформ аппарата администрации г. Самара незаконными, в связи с чем требования заявителей в данной части суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В связи с тем, что администрация г.о.Самара, Департамент административных реформ аппарата администрации г. Самара не принимают самостоятельных решений, связанных с предоставлением путевок для поездки и учитывая, что указанные заинтересованные лица незаконных решений в отношении Токтаровой Н.И., Поликарповой В.А. не выносили, незаконных действий (бездействия) не совершали, суд считает, что требования заявителей об обязании данных заинтересованных лиц в 2013г. предоставить им путевки для поездки в <адрес> также являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. К тому же, в данном случае, выдача путевок на 2013г. невозможна, в связи с истечением данного года.
Кроме того, согласно паспортам целевых программ «Самара-наша жизнь», «Ветераны Самары», утвержденных постановлениями администрации г.о. Самары № и №1596, реализация данных программ рассчитана на период с 2012 по 2016 годы и не предусматривает выделение этапов. Целью данных программ является повышение уровня и качества жизни, а также повышение уровня социально- экономических условий качества жизни ветеранов и граждан пожилого возраста, нуждающихся в социальной поддержке, людей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в социальной поддержке, активная интеграция инвалидов в общество. Таким образом, указанные программы рассчитаны на реализацию прав широкого круга лиц, подпадающих под меры соответствующей социальной поддержки. Поскольку реализация программ рассчитана на несколько лет без выделения этапов, количество мест на теплоходах, выделяемых в рамках реализации данных программ является ограниченным, и учитывая, что Токтаровой Н.И. и Поликарповой В.А. в рамках действия указанных программ в 2012году выделялись путевки на теплоход «Цезарь», следовавший с 3 по 8 июня по маршруту Самара-Нижний Новгород – Самара на выездную конференцию, суд считает, что права заявителей нарушенными в данном случае не являются.
Ссылки заявителей, изложенные в заявлении на то, что каждый год в поездки на теплоходах направляются одни и те же лица, что является нарушением их прав, несостоятельны. Как указывалось выше, данные целевые программы являются долгосрочными, действуют в период с 2012 г. по 2016г. без разделения на этапы реализации данной программы. Согласно спискам, в 2012году, то есть в первый год действия программ Токтаровой Н.И. и Поликарповой В.А. были выделены путевки на теплоход для реализации их законных прав. Кроме того, в списках за разные годы указанны различные лица. Таким образом, права и законные интересы заявителей не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Токтаровой Н. И., Поликарповой В. А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.01.2014г.
Судья Ю.В. Косенко