Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-467/2019 (2-4007/2018;) ~ М-3980/2018 от 18.12.2018

Дело № 2-467/2019

24RS0035-01-2018-004889-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2019 года                              г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Патова С.М.

при секретаре Герлиц М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Ивановой С.А. к Управлению социальной защиты населения администрации города Минусинска о признании решений незаконными; о понуждении к совершению действия,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Ивановой С.А. с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения администрации г. Минусинска (далее УСЗН города Минусинска, ответчик), о признании решений незаконными; о понуждении к совершению действия. Требования мотивированы тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Ивановой С.А., в ходе которой установлено, что Иванова С.А. является инвалидом <данные изъяты>, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, ей до 01.10.2018 г. предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 %. В связи с поступившими сведениями о наличии у Ивановой С.А. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг более двух месяцев, ответчиком принято решение о приостановлении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01.10.2018 г., а с 15.11.2018 г. принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01.11.2018 г. Принятое решение УСЗН города Минусинска прокурор считает незаконными и просит суд признать решения УСЗН города Минусинска о приостановлении с 01.10.2018 г. и прекращении с 01.11.2018 г. предоставления меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, на оплату коммунальных услуг Ивановой С.А. незаконными; обязать УСЗН города Минусинска возобновить предоставление Ивановой С.А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, на оплату коммунальных услуг в размере 50 % с 01.10.2018 г.: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Беклемешев П.А. поддержал исковые требования, мотивируя изложенным.

Материальный истец Иванова С.А. и представитель Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 25-27). Иванова С.А. представила суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 16).

Представитель ответчика УСЗН города Минусинска Боброва Н.А., действующая на основании доверенности (л.д.21), с исковыми требованиями прокурора в интересах Ивановой С.А. не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменном возражении на исковое заявление (л.д. 17-19). Суду пояснила, что в связи с наличием задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставление мер социальной поддержки Ивановой С.А. было приостановлено с 01.10.2018 г. и прекращено с 01.11.2018 г., о чем Ивановой С.А. были направлены соответствующие уведомления, полагает, что данные решения УСЗН города Минусинска законными и обоснованными. Также пояснила, что Постановлением Правительства РФ от 05.04.2018 г. № 410 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. Прокурор самостоятельно расширил объем мер социальной поддержки инвалиду, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и просит в нарушении данного закона, назначить инвалиду плату за тепловую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд полагает требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно п. 5 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Статья 160 ЖК РФ предусматривает компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан и содержит указание на то, что такая компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 17 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Согласно ст. 28.2 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту - Правила).

В соответствии с п. 4 Правил субсидии предоставляются гражданам, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

При этом, подпунктом «г» п. 8 Правил предусмотрено, что для предоставления субсидии, заявитель представляет документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

В соответствии с п. 33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи, в том числе супругом (супругой).

В соответствии с пп. «А» п. 56 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии: неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев.

Пунктами 58, 59 Правил предусмотрено, что при наличии уважительных причин (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.

При отсутствии уважительных причин предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности), либо после выполнения получателем субсидии требований, предусмотренных п. 48 настоящих Правил.

На основании пп. «г» п. 60 Правил, предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

В соответствии с ч. 13 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».

Согласно п.п. «в» п.9 ст.23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.

Согласно п.4 ст.20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Таким образом, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Судом установлено, что Иванова С.А. является инвалидом <данные изъяты>, бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ (л.д. 5 оборот), ей на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 6).

УСЗН г. Минусинск принято решение о приостановлении Ивановой С.А. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.10.2018 г., в связи с наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, о чем ей направлено уведомление 10.10.2018 г. (л.д. 10 оборот). 15.11.2018 г. УСЗН г. Минусинск Ивановой С.А. направлено уведомление о прекращении предоставления мер социальной поддержки с 01.11.2018 г. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 9).

В п.15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ № 901 от 27.07.1996 указано на то, что основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.

В ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена передача полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг органам государственной власти субъектов РФ.

Со ссылкой на ст.20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» ответчикам приостановлено, а затем принято решение прекратить предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ввиду наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за 2 и более месяца и отсутствия соглашения по погашению задолженности.

Как указано Верховным Судом РФ в определении от 03.06.2015 № 53-АПГ15-24 ссылка на ст.160 Жилищного кодекса РФ, предусматривающую компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не свидетельствует о наличии у законодателя Красноярского края полномочий по установлению для данной категории граждан дополнительных обязанностей, при исполнении которых у инвалида возникает право на получение предусмотренной федеральным законом льготы.

Из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 03.06.2015 № 53-АПГ15-24, следует, что предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.

Доводы ответчика о том, что применению подлежат положения п.п.1, 2 ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» от 17 декабря 2004 года № 13-2804, предусматривающие предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суд во внимание принять не может, поскольку толкование норм законодательства, регулирующих вопрос предоставления мер социальной поддержки инвалидам, не свидетельствует о возможности прекращения таких мер при возникновении у инвалида задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» от 17 декабря 2004 года № 13-2804, в редакции Закона Красноярского края от 4 февраля 2016 года 10-4209, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Соответственно, наличие у материального истца задолженности по уплате, взноса на капитальный ремонт, а также жилищно-коммунальных услуг не может служить основанием для отказа в прекращении мер социальной поддержки инвалиду в виде компенсации расходов в размере пятидесяти процентов.

Таким образом, требование прокурора о признании незаконным решения УСЗН администрации г. Минусинска о прекращении с 01.11.2018 г. предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, на оплату коммунальных услуг; о возложении обязанности на УСЗН города Минусинска возобновить предоставление Ивановой С.А. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, на оплату коммунальных услуг в размере 50 %: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке, подлежат удовлетворению, поскольку наличие задолженности по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, на оплату жилищно-коммунальных услуг, не может явиться основанием для прекращения в предоставлении инвалиду мер социальной поддержки.

При этом в части требования о возложении обязанности на УСЗН города Минусинска возобновить предоставление инвалиду 2 группы Ивановой С.А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату тепловой энергии, суд приходит к выводу о необходимости отказать, исходя из следующего.

Федеральным законом от 30.10.2017 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 10.11.2017 года, в абзаце третьем части тринадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» слова «тепловую энергию» исключены.

Таким образом, законных оснований для возложения на УСЗН города Минусинска обязанности возобновить предоставление инвалиду 2 группы Ивановой С.А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату тепловой энергии не имеется.

Что касается требования о признании незаконным решения ответчика о приостановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, на оплату коммунальных услуг, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требования в этой части не имеется, поскольку никаких ограничений для инвалида в данной части законодательством не предусмотрено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска о прекращении с 01.11.2018 г. предоставления меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, на оплату коммунальных услуг инвалиду <данные изъяты> Ивановой С.А..

Обязать Управление социальной защиты населения администрации г. Минусинска возобновить предоставление инвалиду <данные изъяты> Ивановой С.А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, с 01.11.2018 г.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-467/2019 (2-4007/2018;) ~ М-3980/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Минусинский межрайонный прокурор
Иванова Светлана Александровна
Ответчики
УСЗН г. Минусинска
Другие
Министерство социальной порлитики Красноярского края
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Патов Сергей Михайлович
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
18.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2018Передача материалов судье
24.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2019Подготовка дела (собеседование)
21.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2019Судебное заседание
19.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее